Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе (24.02.2009)

Автор: Бурлакова Татьяна Вячеславовна

- обеспечение вариативного содержания деятельности и возможности выбора образовательного маршрута, который позволяет сознательно формировать индивидуальное образовательное пространство на основе социального заказа и возможностей данного педагогического вуза, с учетом внутренних потенциалов студента;

- разработка диагностического инструментария для отслеживания динамики личностного развития и формирования компетентности будущего учителя;

- разработка учебно–методического обеспечения построения индивидуальной образовательной деятельности студентов;

- подготовка педагогических кадров вуза к использованию в учебном процессе информационных, модульных и компьютерных индивидуально-ориентированных технологий;

- взаимосвязь и согласованность действий преподавателей высшей школы в обеспечении индивидуальной образовательной деятельности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Ход исследования, его основные положения и результаты докладывались и получили одобрение на научных и научно-практических конференциях различного уровня:

- Международного – «Информационная среда вуза» (Иваново, 1998), «Проблема повышения качества подготовки учителя» (Шуя, 1999), «Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях» (Шуя, 2000, 2004), «Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования» (Шуя, 2004), «Самостоятельная работа в современном российском вузе: проблемы организации и перспективы развития» (Орел, 2005), «Мораль и этика в системе образования» (Шуя, 2005), «Актуальные проблемы современного профессионального образования» в рамках конгресса «V Славянские педагогические чтения» (Москва, 2006), «Математика. Образование. Культура» (Тольятти, 2007), «Колмогоровские чтения» (Ярославль, 2003, 2004, 2005, 2008);

- Всероссийского – «Дифференциация непрерывного образования» (Шуя, 1994); «Педагогическая инициатива и сельская малокомплектная школа» (Орел, 1995), «Интегративные процессы в психолого – педагогической, культурологической и предметно – методической подготовке учителей» (Тула, 1996), «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 1996, 2004), «Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе» (Ярославль, 2002), «Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты» (Рязань, 2004), «Качество образования. Система непрерывного педагогического образования» (Ростов – на - Дону, 2005), «Чтения памяти К.Д. Ушинского» (Ярославль, 2000, 2007);

- Межрегионального – «Проблемы технологии обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ» (Арзамас, 1995), «Содержание, методы и формы развивающего обучения математике в школе и вузе» (Орехово – Зуево, 1995), «Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе» (Рязань, 1996); «Авторские подходы в преподавании математики и информатики в школе» (Шуя, 2000), «Подготовка будущего специалиста в процессе педагогической практики» (Ярославль, 2003, 2004), «Авторские подходы в преподавании математики и физики в школе» (Шуя, 2005), «Актуальные вопросы развития образования на селе» (Ярославль, 2005).

Структура диссертации включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Библиография включает 410 источников, из них 29 на иностранном языке.

Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее изученности, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, формулируется гипотеза, характеризуются методологическая и теоретическая база исследования, его методы и этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, рассматриваются апробация и внедрение результатов исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Подготовка студентов – будущих учителей в вузе как психолого-педагогическая проблема» выявлены основные тенденции высшего образования в мире и Российском государстве, выполнен анализ и определены перспективы развития понятийного аппарата подготовки педагогических кадров. Анализ сущности современных общенаучных подходов, представленный в первой главе, способствует пониманию общей картины объективного развития дидактических процессов в педагогическом вузе и служит теоретической основой для разработки и совершенствования технологий в русле концепции индивидуализации.

Во второй главе «Историко-педагогический анализ процесса индивидуализации» рассмотрен процесс становления и развития феномена «индивидуализация» в отечественной и западной педагогике. Изучение и освоение уроков истории отечественного и западного образования проведено в целях его творческого применения в практике подготовки будущего учителя в вузе в современных условиях.

В третьей главе «Концепция и модель индивидуализации подготовки будущих учителей в вузе» выполнен анализ категорий «личность», «индивидуальность» и «индивидуальный стиль деятельности», представлено авторское видение сущности понятия «индивидуализация подготовки будущего учителя», сформулированы основные положения вариативно-рефлексивного подхода и соответствующих принципов, разработана модель индивидуализации подготовки будущего учителя в вузе.

В четвертой главе «Опытно-экспериментальная проверка модели индивидуализации подготовки будущего учителя» рассмотрены особенности внешней и внутренней индивидуализации в условиях теоретической подготовки студентов к педагогической деятельности и в период педагогической практики. В главе представлены результаты опытно - экспериментальной работы по проверке модели индивидуализации профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы его основные выводы, намечены перспективные направления дальнейших исследований индивидуализации.

В приложениях представлен инструментарий педагогического исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Непрерывность и качество образования человека, освоение им способов познания мира и себя для формирования собственных маршрутов саморазвития является одной из приоритетных целей современности. Ученые и практики связывают перспективы развития системы образования с расширением спектра используемых форм образовательной деятельности, подчеркивают необходимость выбора студентами содержательных и процессуальных аспектов образования, ищут способы приближения этого выбора к реальным интересам и возможностям студентов. Необходимость включения идей индивидуализации в систему образования определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы. Реализация идей индивидуализации в профессиональной подготовке будущих учителей требует понимания ее сущности.

Обобщение материалов зарубежных и отечественных исследователей, проведенное нами в контексте исторического подхода, продемонстрировало сложность эволюции понятия «индивидуализация», разветвление знания и обогащение его проблематики.

История науки свидетельствует, что термин «индивидуализация» использовали философы античного общества (ІХ-?Ш вв. до н.э. – І?-? вв. н.э.). Его введение связывают с именами Левкиппа и Демокрита, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Принцип индивидуализации приобрел статус общего метода познания, ведущего к постижению целого через анализ его индивидуальных элементов, в философии Нового времени. Представители немецкой классической философии создали диалектическую концепцию индивидуализации. После исследований Г. Гегеля, трактовавшего индивидуализацию человека как преодоление в нем природного чувственного, единичного, в решении проблемы проявились две противоположные тенденции. К. Маркс, Ф. Энгельс связывали ее решение с раскрытием взаимоотношений человека и общества, личности и коллектива. С. Кьеркегор, понимая индивидуализацию как постоянный выбор человеком самого себя, пыталась ее решить эту проблему в рамках индивидуализма. В российской философии ХХ века (И.И. Резвицкий) превалировало понимание индивидуализации как процесса, имманентного историческому развитию человечества, раскрывающего силы и способности человека и идущего через преодоление ограниченности его социально-ролевой принадлежности к освоению общечеловеческих ценностей.

В отечественной педагогической литературе первое употребление понятия «индивидуализация» нами обнаружено в работе Е.С. Левицкой, описывающей принципы работы созданной ею Школы в Царском Селе (начало ХХ в).

Сравнительно-сопоставительный анализ современных отечественных и зарубежных энциклопедических изданий свидетельствует о том, что в трактовке индивидуализации исходят от латинского слова individuum- особь, отдельный человек, личность. В зависимости от того, какое из этих понятий принято в качестве родового, содержание индивидуализации может быть понято: как выделение личности или особи по ее индивидуальным свойствам; обособленность личности, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума; становление индивидуальности.

Важный вопрос, возникающий при рассмотрении индивидуализации, относится к трактовке самих понятий «особь», «отдельный человек», «индивидуальность», «личность», которые находятся в тесной связи, но различаются уровнем конкретизации, степенью отражения в них врожденного и приобретенного.

Многие известные авторы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштнейн, В.И. Слободчиков и др.) указывали, что для понимания существа личности определяющее значение имеет исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее к ним отношение. Индивидуальность в современной науке (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский) принято считать высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека, своеобразием и неповторимостью человека как индивида, как субъекта, как личности.

Анализ работ, посвященных дидактике высшей школы Запада (Г.А. Андреева, И.В. Василевская, А.В. Иванова, Н.Д. Никандров, Л.Л. Супрунова и др.), показал, что индивидуализация образования является ее ведущим направлением. Теоретическая разработка идей индивидуализации идей идет на философском, психологическом, педагогическом и организационном уровнях. Рассмотрение основных концептуальных идей, лежащих в основе индивидуализации образования, связано с развитием трех ведущих направлений в педагогической психологии: бихевиористической, гуманистической и когнитивной ориентации, которые имеют истоками различные философские течения – прагматизм, экзистенциолизм, интеракционизм.

Несмотря на некоторую терминологическую разобщенность, концепции бихевиористической ориентации имеют общие характристики: выраженность целей обучения, структуирование учебной деятельности студентов, реализация оперативной обратной связи. Управление обучением осуществляется на основе тестирования студента и коррекции его учебной и познавательной деятельности по конечному результату. В традициях этой ориентации индивидуализация обучения рассматривается как индивидуально-ориентированная учебная программа программированного характера, учитывающая поведенческие реакции человека, поскольку основным предметом изучения индивидуальности человека представителями данного направления является выражение его внешнего поведения. Оппоненты критикуют этот подход за приверженность поведенческим теориям, которые рассматривают личность как сумму реакций на внешнее воздействие и не учитывают творческое самовыражение, мотивацию в обучении и уникальность каждой личности.

Для представителей гуманистического направления понимание индивидуализации обучения раскрывается в терминах: создание условий для личностного развития, самореализация творческой индивидуальности, самоактуализация в условиях включенности в педагогическое взаимодействие, мотивация достижений в прогрессивном развитии. Теоретики этого направления рассматривают индивидуализацию как особую организацию учебного процесса в зависимости от прогрессивного поэтапного личностного развития студента. Авторы доказывают, что студент способен к личностным изменениям на основе самоуправления, его творческое участие в этом процессе позволяет достичь более высоких результатов в обучении. Оппоненты считают, что в концепциях представителей гуманистического направления переоценено значение индивидуальности для проектирования целей образования и управления учебным процессом.

Сторонников когнитивного направления отличает исследование индивидуальных структур познавательной деятельности студентов. В традициях этой ориентации студент рассматривается как активный преобразователь информации. Ученые - педагоги считают необходимым в процессе обучения применять оптимальные стратегии учения, гармоничные с когнитивными стилями студентов, оптимально выбирать когнитивную стратегию по отношению к решению учебной задачи, ориентируются на глубокое знание положительных и отрицательных сторон личности студента, на его потребностно - мотивационную сферу и эмоциональное развитие.

Результаты обобщения сравнительных исследований по проблеме профессиональной подготовки в западных странах позволили установить, что стратегии индивидуализации при подготовке учителей различаются от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимой самостоятельной работы студентов. Характерной чертой педагогического образования исследователи признают плюрализм, начинающийся от методологических основ педагогики и заканчивающийся стратегией подготовки студента в вузе.

Проведенное исследование показало, что в практике работы российской высшей педагогической школы преобладает та сторона индивидуализации, которая характеризует процесс обучения (конструирование различий в содержании обучения в зависимости от базовой подготовленности студента; учет индивидуального темпа продвижения студента по достижению учебных целей; индивидуальное консультирование; использование возможностей научно-исследовательской работы студентов).

Анализ современных подходов, сложившихся в отечественной науке, подтвердил, что проблема индивидуализации декларируется как междисциплинарная, ее разработка ведется в философии, психологии, педагогике, социологии, и существует значительный банк накопленных знаний о ее содержании.

В педагогических исследованиях индивидуализация трактуется как система (А.А. Кирсанов), принцип (Н.Н. Гордеева, Н.А. Завалко), процесс (Н.Ф. Гейжан), стратегия (С.В. Кораблева), педагогическая категория (Н.В. Асташкина), учет особенностей учащихся (И.Э. Унт).

На основании проведенного теоретического анализа и обобщения материалов отечественных исследователей в области педагогики отметим ряд важных для нашего исследования положений.

Во-первых, каждый из выделенных смыслов понятия «индивидуализация» подчеркивает его значимость. Так, индивидуализация как явление, представляет собой объективный факт, в том числе и в реальной жизни, и в образовательном процессе. Индивидуализация, как принцип, предназначена для объяснения изменений, происходящих с человеком, в том числе в процессе подготовки. Индивидуализация, как стратегия, фактически означает ценность и цель для человека.

Во-вторых, происходит постепенное изменение трактовки понятия «индивидуализация» от обозначения формы и средства обучения к его определению как широкой преобразовательной деятельности по образованию человека, позитивному изменению его внутреннего мира.

В-третьих, терминологический анализ определений показал, что с учетом общего смысла сопоставления «состояния», как статичного положения, и «действия», как проявления энергии, деятельности, большинство определений трактует индивидуализацию как определенное состояние учебного процесса, что представляется неоднозначным.

В психологической науке, как показывает анализ работ К.А. Абульхановой - Славской, А.Г. Асмолова, А.Э. Голубевой, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, В.И. Слободчикова и др., сформировались различные подходы к определению индивидуализации. Ее суть описывается различными понятиями (акциденцирование, индивидуация, интеграция, сублимация, вариатизация, интимизация и др.). Осмысление приоритетных позиций, включенных в анализируемые определения («включенность внутренних условий», «становление самости», «развертывание индивидуальных устремлений», «реализация уникальной сущности», «творческое самовыражение», «выработка жизненных стратегий, смыслов, стилей деятельности» и др.), позволяет установить следующие особенности индивидуализации профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

? Осознание студентом себя происходит через глубокое освоение ценностей и опыта. Следовательно, на начальной стадии индивидуализацию следует рассматривать как накопление энергии, действия, происходящее через освоение будущим учителем профессиональных ценностей и педагогического опыта на основе включения в систему разнообразных связей и отношений со всеми участниками педагогического процесса.


загрузка...