Проблема формы в народной песне (24.01.2011)

Автор: Савельева Нина Михайловна

Четвертый вариант, записанный в селе Кочубеевка Ставропольского края отличается от остальных своей двухчетвертной метрикой, хотя такты полностью соотносятся с четырехчетвертными предыдущих примеров. Музыкальная форма строится по образцу «сдвоенных» народных структур, типичных для казачьей традиции. При рассмотрении каждой из половин обнаруживается 3хчастное строение с лакуной на месте 9-го и, соответственно, 30-го тактов. Количество смыслового текста уменьшилось вполовину и слова распределились «блоками» в самых важных частях формы – в конце шеститактов (такты 4-6 и 25-27) и в 3хтактовых заключениях (такты 18-21 и 39-42). Манера исполнения напоминает дилижанскую, но акцентированность здесь более мягкая, хотя и с обязательным дроблением основных счетных долей. Яркое отличие варианта заключается также в насыщенном типе многоголосия с двухголосной основой и бурдоном на значительном протяжении в средних частях каждой половины взвода, в противоположность почти унисонной гетерофонии других. Как следствие, в нижнем голосе намного ярче выявилась ладовая основа с переменностью I-III ступеней, эпизодически дающая ладу мажорную окраску. В совокупности всех особенностей кочубеевский вариант «объединил» все четыре примера в единый цикл.

Сравнение вариантов выявило как общность структуры, так и региональные отличия, проявляющиеся в манере исполнения, благодаря которой один и тот же псалом звучит совершенно по-разному – дилижанский чрезвычайно близок донской казачьей протяжной песне «в седле», тамбовский имеет характер светлой самоуглубленной молитвы, а кочубеевский напоминает красивую лирическую песню позднетрадиционного пласта.

В Разделе 4 рассматривается молоканская система песнопений как неотъемлемая часть народной традиции.

Музыкальные формы песнопений, взятые молоканами «в готовом виде», были выработаны и отшлифованы в народной практике в течение многих веков. Замена народных стихов на библейские тексты наложила глубокий отпечаток на духовное содержание и принципы формообразования, однако генетические связи псалмов с народной песней проявляются на уровне многих элементов музыкальной стилистики. Сама система «отмеривания слов» для взводов ориентируется на «куплетную» форму, «вписываясь» в нее и воздействуя на нее особым образом.

Наиболее близки народной традиции духовные песни, для которых выбирались тексты, в основном, из песенников. Молокане распели их в соответствии с закономерностями народной системы, что выявляется, в сравнении текстов оригинала и в молоканском распеве, например, «собрaнной» песни «Храбрые воины»: молоканский текст распет в соответствии с народной хороводной формой (т. А Б аб аб), с произнесением текста на диалекте – «выхадитя», «беритя». Другая песня - «Мы сидели за убранным за столом» («благодарственная» после обеда) в каждой молоканской общине имеет свой вариант напева и текста, но с неизменной 11-тисложной основой стиха «типа Камаринской» и повтором строк внутри строфы. С народной традицией песню также связывают диалектное произнесение текста («ешьтя-пейтя», «сыздальней стараны» и др.), малообъемная мелодия ведущего голоса с тонкой мелизматикой, октавные дублировки вверх и вниз от основной мелодии, «висящая квинта» в середине многоголосной фактуры, характерные ходы в нижнем голосе. Особый характер песнопению придает сочетание довольно подвижного темпа со степенностью и неторопливостью.

Глубинные связи псалмов с народной традицией обусловили почти полное их соответствие тем признакам, которые определяют устное народное творчество: проверка временем; идейное содержание, близкое и понятное народу; устность бытования напевов; анонимность напевов и книжных текстов; варьирование и импровизация, исполнительские варианты, индивидуальные приемы исполнения, местные манеры пения, особая структура хоровой партитуры. Варьирование становится основным принципом изложения, так как, согласно вероучению, в псалме не должно быть буквальных повторов (только подобие). Варьирование присутствует на всех уровнях музыкальной стилистики – в диалектном произнесении текстов, в распределении текста на напеве, в количестве слов во взводах, а также в музыкальном варьировании, правда, весьма ограниченном канонами веры, и при неизменности формы. В рамках этих ограничений большое значение приобретает творческая индивидуальность певца, который «поет» (ведет) псалом по поручению пресвитера. Так же, как и в народной песне, у молокан имеются исполнительские школы выдающихся певцов, основанные на устной передаче. Коллективность творчества и «шлифовка» песнопений направлена не на «улучшение», а на максимально точное воспроизведение песнопений, переданных предыдущими поколениями.

В Заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейших исследований.

Проблема формы в народной песне, как и вообще художественной формы в искусстве, является одной из самых сложных и всегда вызывающих дискуссии, не теряющие своей остроты в современном музыкознании. Одно из фундаментальных понятий - музыкальной композиции – заключает в себе множество значений, в том числе и важнейшее из них - архитектоники музыкального произведения. К настоящему времени наука подошла вплотную к решению этой ключевой проблемы музыкальной стилистики. В музыковедческой и фольклористической литературе сложились все условия для создания стройной концепции формы народной песни и всеобъемлющей классификации музыкальных форм с единым оценочным критерием,

Проблема критериев становится основополагающей в исследовании механизмов мышления, в вопросах структурной иерархии. В фольклористической практике большинство исследователей руководствуется собственными критериями и методикой, которые «диктует» сам анализируемый материал, Каждый исследователь в соответствии со своим пониманием одну и ту же структуру может трактовать совершенно по-разному. Это приводит к возникновению множества «собственных аналитических языков», которые требуется привести к некоему «общему знаменателю», способному превратить «собрание частностей» в единую универсальную аналитическую систему. Создание ее тормозится несовершенством понятийного аппарата, разнобоем в терминологии, а также преобладанием фактора субъективной оценки членения музыкальной формы, что приводит к существенной разнице в оценке структуры, в систематизации и классификации.

Важнейшая роль в создании всеобъемлющей системы принадлежит методу исследования, как средству теоретического познания, осмысления, способу реализации глубинных закономерностей, как форме практического освоения действительности. Метод дает в руки исследователя аналитический инструмент, позволяющий построить фольклорную теоретическую базу.

Исследование закономерностей музыкальной стилистики показало, что в русской народной музыке сложилась единая структурная система с яркими национальными признаками. Наряду с общерусскими структурами, в региональной традиции может сложиться своя особая строфическая система с характерными структурами, не встречающимися в других регионах. Немаловажное значение имеет фактор исторической сохранности одних форм и исчезновения других. Кроме того, индивидуальность регионального облика той или иной формы тесно связана с жанровыми закономерностями, в рамках которых возникает своя собственная специфика, определяющая «творческое лицо» той или иной традиции. Закономерности региональных традиций выявляются как на уровне отдельных элементов музыкальной стилистики, так и в их комплексе. При этом, во многих фольклористических исследованиях традиционно основное внимание уделяется ритмике, ладовым основам, мелодике и многоголосию народных песен, которые служат основой классификации, систематизации и картографирования «музыкальных диалектов». В этом ряду строфика должна занять свое достойное место, которое определяется «собирательной» функцией музыкально-поэтической строфы, сплавляющей все элементы в качественно новое единое целое. С другой стороны, сквозь призму формы свойства каждого элемента приобретают новые качества и смысл.

Диссертация предлагает один из путей решения самых насущных теоретических проблем музыкальной фольклористики: определение эстетических, художественных, архитектонических критериев формы, выработка основных понятий, как инструмента анализа народной песни, терминологии, точно передающей суть каждого понятия, их корректировки, обобщения и унификации; выработка универсального метода анализа народной песни, который применим ко всем русским традициям и к родственным музыкальным культурам.

Богатейшие научные традиции фольклористической школы Московской консерватории позволяют выполнить эти нелегкие задачи на должном уровне, собрать все лучшее, что создали к настоящему времени фольклористика и классическая теория музыки, соотнести между собой разные концепции, найти точки соприкосновения между ними, объединив разные точки зрения и разные школы.

Обращение к молоканским песнопениям, как к специфической области русской народной музыкальной традиции неслучайно, так как молокане взяли из народной традиции вместе с песней готовые музыкальные формы, которые вырабатывались в соответствии с ключевой ролью стиха в формообразовании. В этом кроется причина устойчивости музыкальных форм псалмов, которые объединяют молоканские региональные традиции в единую систему. В современных условиях активного разрушения и перерождения традиционных форм народной музыки молоканские песнопения остаются «островом стабильности», своеобразным заповедником традиционного народного искусства.

Диссертация не претендует на полный обзор строфических форм русской народной песни, да это и не представляется возможным, так как структуры неисчерпаемы, так же, как и сама жизнь, породившая народную песню. Работа имеет методологическую направленность, уточняющую и расширяющую метод анализа, выработанный отечественной наукой и фольклористической школой Московской консерватории, примененный к новому фактологическому материалу. Предложенная концепция объединяет формы в систему, объясняет «импульсы формообразования» [110], процессы эволюции структур и ее этапы в конкретных проявлениях каждой эпохи.

Работа выполнена на кафедре истории русской музыки Московской консерватории и в Научном центре народного творчества им. К.В.Квитки.

По теме диссертации опубликовано более 30 работ в виде книги, статей, песенных сборников, тезисов конференций, аннотаций с CD, из которых основными являются следующие:

Савельева Н.М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русско-белорусско-украинское пограничье. Исследование. / Н.М. Савельева. М.: «Композитор», 2005. 191 с. (12 п.л.)

Савельева Н.М. Духовная музыкальная культура русских молокан Закавказья. Принципы формообразования в песнопениях. // Материалы международных конференций памяти А.В.Рудневой. М.: МГК, 1999. с. 255-271 (1 п.л.).

Савельева Н.М. Е.Э.Линева и современные записи музыкальной традиции молокан. / Н.М. Савельева. // По следам Е.Э.Линевой. Вологда: ОНМЦ, 2002.с.89-95 (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. «Кольцо» в русской народной песне. (в печати) (1 п.л.)

Савельева Н.М. Музыкальная культура русских молокан в Армении. / Н.М. Савельева. // Народное творчество и композиторское искусство. Ереван: «Арчеш», 2006. С. 49-60 (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. Музыкальная традиция молокан в Тамбовской области. // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. Тамбов: ТГУ, 2002. с. 67-76 (0,7 п.л.).

Савельева Н.М. Музыкальная традиция рязанских переселенцев в Оренбургской области. // Этнография и фольклор Рязанского края (Первые Лебедевские чтения).- Рязань: 1996. с. 95-98 (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. Музыкально-поэтическая строфика русских народных песен. Региональная стилистика. / Н.М. Савельева. // Материалы международных конференций памяти А.В.Рудневой. М.: МГК, 1999. С. 72-83 (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. Обряд «Похороны стрелы» в России. Ареалы. Музыкальная стилистика. / Н.М. Савельева. // Етно-културолошки ЗБОРНИК, книга II.- Сврлиг: 1996. С. 187-195. (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. О музыкальной стилистике песен курских поселений Поволжья (вопросы формообразования). / Н.М. Савельева. // Экспедиционные открытия последних лет. СПб: РИИИ, 1996. С.201-213 (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. О некоторых строфических формах свадебных песен (к вопросу о местных песенных традициях). / Н.М. Савельева. // Проблемы стиля в народной музыке. М.: МГК, 1986. С. 29-55 (1 п.л.).

Савельева Н.М. О региональных и локальных разновидностях типовых русских песенных структур. / Н.М. Савельева. // Проблемы композиции народной песни. М.: МГК. 1997. С.41-70 (1 п.л.).

Савельева Н.М. Региональная строфика русских народных песен. Полиструктурные формы в свадебных песнях Оренбургской области. // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 6: Русский фольклор в инокультурном окружении. М.: ГРЦРФ, 1995. С.132-139, 171-175 (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. Региональные традиции в песнопениях русских молокан. // Фольклор: Современность и традиция. Материалы третьей международной конференции памяти А.В.Рудневой. М.: МГК, 2004. с.203-214 (1 п.л.)

Савельева Н.М. Ритмика стиха и напева в свадебных песнях Брянской области. // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. М.: МГК, 1980. С. 185-211 (1 п.л.).

Савельева Н.М. Строфическое строение народных песен Брянской области. Рук. деп. в НИО Информкультура Гос. Биб-ки СССР им. Ленина. М.: сер. «Музыка», 1982, № 255. 72 с (3 п.л.).

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК:

Савельева Н.М. «Давно я давно у батюшки была». Генезис западнорусской календарной формы. (Вопросы формообразования в русской народной песне). / Н.М. Савельева. // Музыковедение, № 7. М.: ООО Изд-во «Научтехлитиздат», 2009. С.36-43. ISSN: 2072-9979. (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. Музыкальные структуры духовных песнопений молокан. / Н.М. Савельева. // Научный альманах «Традиционная культура». М.: ГРЦРФ Мин. Культ. РФ, 2004. № 2 (14). С. 48-62. ISSN 5-86132-034-9. (1 п.л.)

Савельева Н.М. Олиготоника в календарных и свадебных песнях Брянского Полесья. / Н.М. Савельева. // Вестник Адыгейского гос.ун-та: серия «Филология и искусствоведение». Вып. 1. Майкоп: изд-во АГУ, 2009. С. 210-214. ISSN 1999-7159 ISBN 978-5-85108-173-6. (0,5 п.л.)

Савельева Н.М. Островок русской культуры. / Н.Савельева. // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2009. № 4. С. 123-128. Индекс 70840 ISSN 0869-4516. (0,5 п.л.).

Савельева Н.М. Региональная стилистика русских народных песен в строфических формах. / Н.М. Савельева. // Вестник Адыгейского гос.ун-та: серия «Филология и искусствоведение». Вып. 2. Майкоп: изд-во АГУ, 2009. С. 249-254. ISSN 2074-1065 ISBN 978-5-85108-195-8. (0,5 п.л.).

Вероучение молокан активно заявило о себе в середине XYIII века, чрезвычайно быстро распространившись из Тамбовской губернии по всей России. В 1805 году молокане получили разрешение на поселение в Таврической губернии на реке Молочные Воды (ныне Запорожская и Донецкая области Украины), но уже в первой половине XIX века их начали в массовом порядке ссылать в Закавказье, которое вскоре превратилось в сильный молоканский центр. На рубеже XX-XXI веков центр молокан переместился в Ставрополье. К началу XX века молокане оказались разбросанными по всей территории Российской империи и за ее пределами.


загрузка...