Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей вуза: ситуационный подход (24.01.2011)

Автор: Иванчикова Татьяна Владимировна

ИВАНЧИКОВА Татьяна Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА: СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Научный консультант:

доктор педагогических наук

профессор Е.С. Антонова

Москва - 2010

Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета

Научный консультант: доктор педагогических наук профессор

Антонова Евгения Станиславовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук профессор

Михальская Анна Константиновна

(Литературный институт им. А.М. Горького)

доктор педагогических наук профессор

Архипова Елена Викторовна

(Рязанский государственный университет

им.С.А. Есенина)

доктор педагогических наук доцент

Новикова Татьяна Федоровна

(Белгородский государственный университет)

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Защита состоится 7 апреля 2011 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций (специальности: 10.02.01 – русский язык, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания [русский язык]) при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Энгельса, д. 21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 а.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор филологических наук профессор В.В. Леденева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Основной целью вузовского образования является создание оптимальных условий, способных не только содействовать адаптации будущего специалиста к требованиям профессии, но и заложить основу самоопределения личности профессионала. Согласно ведущим педагогическим исследованиям, процесс самоопределения, имеющий одновременно деятельностный и ценностно-смысловой характер, подразумевает выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решений и устанавливающий границы собственного «Я» (Н.Н. Никитина).

Образовательная система современного российского вуза, имеющая ориентацию на общемировые социокультурные потребности, должна обеспечить обучаемым возможность выбора среди эталонных параметров личности профессионала, одним из которых является качественная речемыслительная деятельность. Такая деятельность представляет собой многоаспектную характеристику менталитета человека: комплекса интеллектуальных, психических, идеологических, эстетических, поведенческих особенностей, - она является маркером социального статуса, выявляет коммуникативные способности. Развитие речемыслительной деятельности в процессе обучения обеспечивает личности успешный переход от фазы адаптации к фазам индивидуализации и интеграции, когда она, имея стремление быть представленной со своими особенностями и отличиями, проявляет потребность быть принятой общностью (А.А. Деркач).

К сожалению, нельзя не согласиться с мнением ведущих ученых- лингвистов относительно существующего кризисного состояния речемыслительной культуры населения, что негативно сказывается не только на особенностях психологии сформировавшихся индивидуальностей и личностей, находящихся в процессе становления, но и имеет далеко идущие последствия для характеристики менталитета нации, уровня ее культуры. Вот почему задача развития качественной речемыслительной деятельности личностей, прежде всего, имеет глобальное социальное значение.

В контексте специального образования особенности речемыслительной деятельности формирующихся специалистов проявляются в уровне их речевой компетентности. Отметим, что, в отличие от языковой и коммуникативной, речевая компетентность будущих специалистов имеет дискурсивную природу и отражает качество вербального поведения обучаемых, ориентированных на требования профессии. Поэтому мы считаем необходимым введение понятия «речевая компетентность», которая, в отличие от языковой и коммуникативной компетентности, отражает специфику профессионального дискурса.

Как известно, современная конъюнктура рынка труда характеризуется высокой конкуренцией профессиональных ниш, связанных с понятием престижа. Котирующиеся профессии, в частности, экономического профиля, претендуют на создание оптимальной модели специалиста, составной частью которой является имидж – целенаправленно сформированный образ профессионала, отражающий результаты образования и воспитания. Чем выше конкурентоспособность профессии, тем выше ценз профессионального имиджа и, следовательно, тем выше требования к его составляющим.

Речевая компетентность является одним из основных факторов формирования позитивного имиджа любого профессионала: она способствует успешной самопрезентации специалиста, повышению его деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в сфере коммуникаций. А в деятельности большинства специалистов экономического профиля – менеджеров, маркетологов, рекламистов, специалистов PR, служащих банков и др. - уровень речевой компетентности не только определяет качество выполнения ими должностных обязанностей, но и буквально влияет на главный экономический показатель – прибыль. Не случайно способность к коммуникативно-адаптивной деятельности включается в содержание экономического образования (О.Г. Грохольская). В связи с этим, на наш взгляд, существуют профессионально обусловленные предпосылки к созданию специальной технологии формирования речевой компетентности будущих экономистов в процессе обучения.

Тем не менее, в учебной работе вузов экономического профиля уделяется явно недостаточное внимание проблеме формирования речевой компетентности будущих специалистов. Парадокс современной образовательной системы заключается в том, что овладение профессиональной речью, языком специальности не является обязательным требованием к умениям и навыкам выпускника вуза. Считается, что студент в процессе усвоения специальных знаний формирует собственную речевую компетентность автоматически. Если при обучении студентов-лингвистов, литературоведов такая тактика приносит свои плоды (уровень обученности студентов измеряется степенью владения языком и речью), то в ситуации образовательного процесса студентов неязыковых специальностей данный подход выглядит, мягко говоря, недостаточно обоснованным. Как следствие - примеры, подтверждающие возникающий дисбаланс общепрофессиональной и речевой компетентности специалиста, к сожалению, крайне многочисленны. Практикуемое в вузах экономического профиля преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» не дает достаточного эффекта, так как содержание дисциплины и технология ее преподавания не соотнесены с характеристиками речевого портрета экономистов и не коррегируют с требованиями, предъявляемыми к их речевой компетентности.

Отсутствие необходимого в вузе компетентностного подхода к формированию речевого портрета и поведения будущих экономистов явилось следствием ряда факторов:

- доминирующего узколингвистического подхода к преподаванию речевых дисциплин, «изоляции» языкознания от проблем профессиональных коммуникаций экономистов (отметим, что понятие «коммуникативная компетентность в дискурсе специальности» актуализировно лишь в вузовской практике преподавания иностранного языка);

- распространенной точки зрения на профессиональную компетентность экономиста, в которой речевой аспект не играет существенной роли;

- отсутствия системного описания явления «речевая компетентность экономиста» и научно обоснованного анализа подходов к ее формированию у студентов.


загрузка...