Эволюция торговой политики региональных объединений: опыт ЕС (24.01.2011)

Автор: Исаченко Татьяна Михайловна

ИСАЧЕНКО ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

ЭВОЛЮЦИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ОПЫТ ЕС

Специальность 08.00.14 – «Мировая экономика»

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

Доктора экономических наук

Москва - 2010 г.

Работа выполнена на кафедре международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного института (Университета) международных отношений МИД России.

Научный консультант:

доктор экономических наук

профессор

Данильцев Александр Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук,

профессор

Кузнецов Алексей Владимирович

доктор экономических наук

профессор, заслуженный экономист России

Перская Виктория Вадимовна

доктор экономических наук,

профессор

Спартак Андрей Николаевич

Защита состоится «14» апреля 2011 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 209.002.06 (экономические науки) при ГОУ Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России в ауд. 1039.

Автореферат разослан «___» _____________ 2011 г.

(дата, год)

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА_____________(профессор Соколова М.И. )

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап мирового экономического развития характеризуется существенной активизацией процесса регионального взаимодействия. По мере своего развития региональные объединения оказывают важное влияние на структуру и динамику развития мировой экономики, независимо от того, какой формой регионального взаимодействия они представлены.

Региональные торговые соглашения (РТС) являются одним из наиболее важных элементов современной многосторонней торговой системы (МТС). Их число, также как и доля преференциальной торговли в общем объеме международного торгового сотрудничества, в течение последних 10 лет постоянно растет. Медленный и незначительный прогресс в многосторонних торговых переговорах в рамках Доха-раунда стал дополнительным стимулом для формирования и развития РТС. Все большее число членов ВТО использует РТС в качестве одного из инструментов регулирования торговли и дополнения к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ). Активизация РТС создает новые сферы регулирования и возможности, а также ставит новые задачи перед ВТО и МТС c точки зрения их оценки и регулирования. Для многих стран реализация принципа свободной торговли в рамках региона способствует проведению внутренних реформ и стимулирует конкуренцию, что ведет к их более эффективной интеграции в мирохозяйственные связи и усилению конкурентных позиций. Для международной торговой системы РТС являются дополнительным инструментом либерализации мировой торговли, представляющей основу идеологии и системы ВТО. При этом важным является не число РТС, а доля данного регионального объединения в мировой торговле, а также насколько глубоко в рамках данного объединения согласовывается и проводится торговая политика в отношении третьих стран.

Вопрос о влиянии региональных блоков на мировую торговлю и торговую систему стал важным предметом обсуждения международных форумов и конференций, в том числе переговоров в рамках ВТО. К моменту создания ВТО в 1995 году практически все члены этой организации являлись участниками хотя бы одного соглашения о региональном взаимодействии. Исключения представляли лишь Япония и Гонконг. В настоящее время и они участвуют в региональных торговых соглашениях. Спектр соглашений о региональном интеграционном взаимодействии представлен объединениями всех форм и уровней, начиная от зон свободной торговли и заканчивая валютными союзами. Постепенное вовлечение в работу ВТО стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ подтверждает отмеченные выше тенденции, поскольку и эти страны стали участниками региональных интеграционных объединений.

Теория и практика развития регионального взаимодействия отчетливо показали, что участие в интеграционной группировке позволяет национальным хозяйствам более успешно функционировать в мировой экономической системе. При помощи интеграционного механизма и, прежде всего, устранения барьеров на пути взаимной торговли и согласования экономической политики, наиболее эффективные отрасли экономики утверждают себя в мировом масштабе за счет расширения сферы своей активности и влияния. Именно за счет этого стало возможно появление Евросоюза в качестве одного важнейших участников мирового рынка. Однако, не менее важным является внешний аспект регионального взаимодействия. В настоящее время Европейский союз, представляет полноценный единый рынок, опирающийся на единую систему регулирования процессов экономического развития. Составной частью этой системы является единая торговая политика, которая представляет собой уникальный опыт взаимодействия. Именно на основе согласования мер торговой политики во многом стала возможна интеграция в других сферах. Она отличается разнообразием инструментов регулирования и спецификой их применения в отношении отдельных групп стран. В новом тысячелетии торговая политика ЕС не утратила своего значения с точки зрения обеспечении конкурентоспособности группировки.

Эти вопросы имеют важное значение с точки зрения формирования торговой политики России. Во-первых, в торговой политике должны быть учтены ключевые тенденции современной мировой практики. Кроме того, Россия заинтересована в совершенствовании интеграционного взаимодействия в рамках СНГ, что обусловило необходимость еще более детального изучения мировой практики и наиболее успешного опыта. Наконец, торговая политика Евросоюза стала предметом тщательного анализа с позиций того, что ЕС является основным торговым партнером России, и система регулирования взаимной торговли предполагает использование широкого спектра тарифных и нетарифных мер.

В этой связи необходимо глубокое теоретическое рассмотрение генезиса (возникновения и эволюции в историческом контексте) содержания и инструментов реализации торговой политики на уровне европейского регионального торгово-политического объединения, а также оценка возможности применения данного опыта в практике стран СНГ.

Степень разработанности проблемы. В последние годы для всех стран все большее значение приобретает проблема эффективного использования преимуществ международной торговли и обеспечения баланса между интересами национальных производителей и тенденциями развития мирового рынка посредством инструментов торговой политики. Этим проблемам посвящены работы Бабина Э.П., Барановского В.Г., Глазьева С.Ю., Гринберга Р.С., Данильцева А.В., Дынкина А.А., Дюмулена И.И., Загашвили В.С., Иванова И.Д., Королева И.С., Кузнецова А.В., Ливенцева Н.Н., Перской В.В., Рыбалкина В.Е., Смитиенко Б.М., Спартака А.Н., Сутырина С.Ф., Халевинской Е.Д., Шишкова Ю.М., Щетинина В.Д. и др. Среди зарубежных исследователей наиболее известными являются исследования Бхагвати Дж., Кругмана П., Лоуренса Р., Тарра Д., Требилкока М., Флорентино Р., Хелпмана Э., Хокмена Б. и др. В то же время в современной научной литературе основное внимание уделяется правовым основам применения отдельных инструментов торговой политики в мировой практике в целом. Меры торговой политики в работах российских и иностранных экономистов, как правило, исследуются в рамках многосторонней торговой системы либо на уровне отдельных стран.

В настоящем исследовании внешнеэкономическая стратегия рассмотрена с точки зрения эффективного использования внешнего фактора для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей экономического развития регионального объединения.

Проблематика интеграционного взаимодействия стран получила глубокое освещение как в современной российской (работы Буториной О.В.,Борко Ю.А., Глинкиной С.П., Глухарева Л.И., Зуева В.Н., Костюниной Г.М., Либмана А.М., Максимовой М.М., Харламовой В.Н., Шмелева Н.П., Шемятенкова В.Г. и др.), так и зарубежной экономической литературе (работы Балаши Б., Болдуина Р., Винера Я., Винтерса А., Кроуфорд Дж., Эвенета Дж., Хааса Е.), Отдельные аспекты торговой политики ЕС также были рассмотрены в работах российских и зарубежных экономистов (работы Иванова И.Д., Максимовой М.М., Шемятенкова В.Г.) В то же время проблема согласования мер регулирования внешнеэкономических и, прежде всего, торговых связей еще не рассматривались ни в российских, ни в иностранных научных исследованиях как предмет самостоятельного исследования.

Следует также учитывать, что современные РТС выходят далеко за рамки положений ГАТТ/ВТО, что требует детального анализа проблемы соотношения многосторонних правил и отдельных региональных договоренностей, а также совершенствования механизма регулирования РТС в рамках ВТО. Эти задачи, поставленные в ходе переговоров Доха-раунда, не отражены в российской экономической литературе и периодической печати.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили основные теории свободы торговли и протекционизма, в частности теория Ф. Листа, Т.Мана, А. Монкретьена, А. Смита, Д. Риккардо. Современные концепции торговой политики рассмотрены на основании теоретических положений М.Кордена, П. Кругмана, Б.Олина, П.Самуэльсона, Э.Хекшера, Дж.Хелда. При исследовании вопроса об эффектах интеграции основополагающие тезисы проанализированы на основе теории интеграции Б.Балаши и Я.Винера.

Эмпирическую базу исследования составляет опыт Европейского союза, заложившего формирование единой торговой политики в основу создания единого рынка. На основе проведенного анализа сделаны рекомендации по реформированию интеграционного взаимодействия в рамках Таможенного союза. Для моделирования последствий формирования таможенного союза в рамках СНГ использовалась методология построения модели общего равновесия, в частности модели анализа торговой политики (GTAP).


загрузка...