Модернизация управления финансовыми потоками системы государственных заказов (24.01.2011)

Автор: Арыкбаев Равиль Каримович

Цель диссертационного исследования: уточнить понятийный аппарат, обосновать теоретико-методологические принципы и разработать механизм модернизации управления финансовыми потоками системы госзаказов в современных условиях России.

Задачи исследования. Для реализации цели потребовалось решить следующие задачи, которые определили логику исследования и его структуру:

- определить место и роль госзаказов в системе государственных финансов и бюджетных расходов;

- раскрыть экономическое содержание госзаказов, как частной финансовой категории и инструмента государственного финансового регулирования;

- исследовать содержание и организационные основы управления финансовыми потоками СГЗ;

- обосновать возможность развития ориентированного на конечный результат бюджетирования финансовых потоков СГЗ;

- конкретизировать концептуальные основы финансовой стратегии размещения госзаказов;

- установить риски, возникающие при размещении и исполнении госзаказов;

- разработать эффективный механизм финансирования госзаказов, базирующийся на программно – целевом методе планирования, прогнозирования и расходования финансовых средств, выделяемых на эти цели, и совершенствования управления ценами и рисками;

- обосновать концептуальные основы совершенствования финансового контроля СГЗ, на основе разработки показателей оценки его эффективности.

Основная гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что модернизация управления финансовыми потоками СГЗ, на основе обоснованных теоретико-методологических принципов организации финансирования, позволит повысить эффективность расходов бюджета, выделяемых для удовлетворения государственных нужд.

Объект исследования – финансовые потоки как важнейшая составляющая системы государственных заказов России.

Предметом исследования явились финансово-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования системы госзаказов.

Теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения классической политической экономики, неоклассической школы и институциональной экономики, труды зарубежных и отечественных ученых в области государственных финансов, управления бюджетным процессом, финансового обеспечения размещения госзаказов.

Методологической основой исследования являются положения системного подхода и системного анализа, а также общенаучные методы: восхождение от абстрактного к частному, анализа и синтеза, экономико –статистические методы.

Эмпирическая и правовая база исследования представлена официальными данными и аналитическими материалами Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Росстата, ФАС России, международных организаций, справочно-правовыми системами Гарант и Консультант, законодательными и нормативными актами РФ, исследованиями ученых в области государственных финансов, материалами специализированных периодических изданий, всемирной сети Интернет, материалами российских и международных конференций.

Научная новизна результатов диссертационного исследования.

Наиболее важные научные результаты, содержащие элементы научной новизны и отражающие вклад автора в проведенное исследование, заключаются в следующем:

1. Уточнена роль госзаказов в системе финансово-экономических отношений государства (формирование и закрепление государственного спроса) и бюджетных расходов (специфическая форма расходования бюджетных средств на основе контрактных отношений);

2. Конкретизирован и систематизирован понятийный аппарат системы госзаказов. Даны авторские определения:

- «государственный заказ» - самостоятельная финансово-экономическая категории, содержанием которой являются сформированные в установленном порядке и финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных средств государственные нужды;

- «государственные закупки» - закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет государственных финансовых средств и для государственных нужд;

- «система государственных заказов» - взаимосвязанная система мер по нормативно-правовому и финансово-экономическому обоснованию и удовлетворению государственных нужд;

- «начальная цена» - субъективный инструмент деятельности заказчика, отвечающего за адекватное соотношение минимально приемлемого для исполнителей уровня потребительской стоимости товаров (работ, услуг), реально отражающего их свойства и качество, учитывающего риски исполнения контрактов и затраты, связанные с проведением конкурсных процедур;

3. Выявлены основные функции системы госзаказов как инструмента финансового регулирования - воспроизводственная (удовлетворение государственных нужд в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций); ценового регулирования (влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг); стимулирующая (фактор роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики); социальная (содействие реализации социально-экономической политики государства); инновационная (формирование финансово - экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами товаров (работ, услуг));

4. Раскрыты особенности контрактных отношений на рынке госзаказов в РФ: реализация контрактов на средства бюджетов и внебюджетных источников финансирования; регламентация условий контракта сметами расходов и другими документами; принятие государственными органами на себя части функций управления частным предприятием; особая система ценообразования и стимулирования;

5. Обоснованы основные принципы формирования финансовой стратегии размещения госзаказов (соответствие приоритетам системы госзаказов, необходимое ресурсное (финансовое) обеспечение, оптимальное сочетание централизованной и децентрализованной системы финансирования, результативность бюджетных расходов) и раскрыто их содержание;

6. Доказано, что бюджетирование, ориентированное на результат - одно из наиболее перспективных направлений управления финансами в системе госзаказов, и выбор методологии бюджетирования должен базироваться на реализации преимуществ различных подходов в сложившихся социально-экономических условиях.

7. Обоснованы основные направления оптимизации бюджетных расходов системы госзаказов, заключающиеся в увязке процесса формирования госзаказов с бюджетным процессом, повышении качества прогнозирования расходов бюджета для госнужд, размещении бюджетных средств строго на конкурсной основе, широком использовании современных информационных технологий на всех этапах реализации госзаказа;

8. Определены и систематизированы риски субъектов контрактных отношений и предложены способы управлениями ими;

9. Разработана и внедрена индикативная система мониторинга цен для формирования начальных контрактных цен и бюджета госзаказа;

10. Разработан алгоритм корректировки объемов финансирования регионального госзаказа при длительных сроках его реализации, основанный на авторской методике оценки и прогноза инфляции в регионе;

11. Доказана необходимость использования аудита эффективности финансирования госзаказов, как перспективной формы финансового контроля и разработан алгоритм его проведения в рамках федеральных целевых программ.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы состоит в том, что исследование развивает недостаточно разработанный в экономической науке понятийный аппарат СГЗ, обосновывает и расширяет методологический и методический аспекты повышения эффективности финансирования госзаказов. Оно направлено на решение крупной практической проблемы повышения качества удовлетворения государственных потребностей, экономности и целевого расходования государственных средств, тем самым вносит значительный вклад в обеспечение стабильного функционирования финансовой системы государства и национальной экономики в целом.

Результаты исследования могут быть использованы государственными органами управления Российской Федерации при формировании и обосновании государственных потребностей с учетом приоритетных направлений развития страны, составлении программ государственных закупок, увязанных с бюджетным процессом, оценке эффективности использования финансовых средств, организации финансового контроля за расходованием денежных ресурсов.

Основные результаты работы могут быть использованы в учебном процессе экономических ВУЗов России при подготовке и чтении курсов «Финансовая политика государства», «Бюджетная система РФ», «Финансовый менеджмент», «Управление качеством в бюджетных организациях» и др.; при подготовке и переподготовке специалистов финансовых служб государственных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях различного уровня. Основные научные и практические результаты работы апробированы и внедрены в практику работы государственных органов исполнительной власти РФ, государственных заказчиков, что подтверждается справками о внедрении: ГУП «Агентство по государственному заказу, межрегиональным связям и инвестиционной деятельности Республики Татарстан», Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерство экономического развития Астраханской области. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования включены в учебные дисциплины, читаемые в Астраханском государственном техническом университете, на курсах повышения квалификации специалистов финансовых служб и исполнительных органов государственной власти Астраханской области, в учебное пособие с грифом УМО «Финансовая политика России».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Результаты диссертационного исследования соответствуют п. 2.2. «Финансовое регулирование экономических и социальных процессов»; п. 2.8. «Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов»; п. 2.22. «Институциональные основы развития государственного финансового мониторинга и контроля» специальности 08.00.10. «Финансы, денежное обращение и кредит» Паспорта специальностей ВАК.

Публикации результатов исследования. Основные положения и рекомендации диссертационного исследования изложены в 40 печатных работах общим объемом 152,48 п.л. (авторских 50,63 п.л.), в том числе в 8 монографиях объемом 105,98 п.л. (авторских 31,03 п.л.), 14 статьях, опубликованных в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК РФ объемом 7,4 п.л. (авторских 5,45 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст занимает 297 листов машинописного текста, содержит 15 таблиц и 24 рисунка. Список использованной литературы включает 290 источников.


загрузка...