Педагогическая концепция формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза (23.11.2009)

Автор: Волкова Виктория Викторовна

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует практическому решению проблемы формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза через создание специально разработанных педагогических программ. Предлагаемые в диссертационном исследовании модель и технология формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза представляют собой первую попытку осмысления и систематизации накопленного в науке и практике опыта формирования имиджа различных объектов путем переложения на специфику функционирования гуманитарного высшего учебного заведения. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены руководящим и профессорско-преподавательским составами вузов в основу принятия научно-обоснованных управленческих решений по разработке собственных моделей формирования образовательного имиджа. Основываясь на научно-прикладных результатах исследования, возможно осуществлять дальнейшую разработку технологического обеспечения формирования и развития образовательного имиджа, уточнение содержания и структуры каждого компонента образовательного имиджа, проводить подготовку руководящего и профессорско-преподавательского состава к работе по формированию образовательного имиджа гуманитарного вуза.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках, взаимосвязей между ними, использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования находят экспериментальное подтверждение, прошли широкую апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на заседаниях кафедр педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета, связей с общественностью Московского гуманитарно-экономического института, педагогики Военного университета; в тезисах выступлений на научных конференциях (международных, всероссийских, региональных); на научных и научно-методических семинарах, научно-практических и методических конференциях; проведением в течение двух лет учебных занятий по учебной дисциплине «Имиджелогия» со студентами Северо-Кавказского государственного технического университета; в качестве руководителя научного студенческого кружка по проблемам имиджелогии по кафедре связей с общественностью Московского гуманитарно-экономического института; участием в написании учебно-методических пособий по проблемам имиджелогии. Основные научные результаты исследования отражены в трех монографиях, 12 учебных и учебно-методических пособиях, 27 тезисах докладов и научных статьях, общий объем которых составил около 80 печатных листов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка.

Глава I. Историко-педагогический анализ образовательного имиджа гуманитарного вуза. Глава II. Научные и прикладные основы формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза. Глава III. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза. Глава IV. Основные пути повышения эффективности формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В основу диссертационного исследования было положено глубокое и всестороннее изучение истории возникновения, развития и современного состояния проблемы формирования образовательного имиджа вуза, а также основных тенденций его развития в отечественной педагогической теории и практике.

Целенаправленное и ретроспективное изучение историко-педагогических документов позволило выявить и обосновать, что история формирования образовательного имиджа высших учебных заведений в России состоит из трех взаимосвязанных этапов: I этап: XVII в. – начало XX в. (до 1917 г.); II этап: 1917 г. – 90-е гг. XX в.; III этап: 90-е гг. XX в. – по настоящее время. Выделение этапов обусловлено логикой становления и развития высшего образования в России. При всей законченности и самостоятельности каждого этапа прослеживается их взаимосвязь, что позволяет говорить о некой целостности становления и развития проблемы формирования образовательного имиджа вуза в историческом контексте.

Каждый из обозначенных этапов характеризуется выделением определенных тенденций формирования и развития образовательного имиджа высших учебных заведений. Первый этап рассматривается нами как этап зарождения имиджа высших учебных заведений, что обусловлено формированием системы высшего образования в России. Основными тенденциями данного периода являются следующие: понятие «образовательный имидж высшего учебного заведения» не сложилось, а следовательно, не могло иметь конкретного содержательного наполнения; объективно складываются предпосылки к развитию проблемы формирования образовательного имиджа высшего учебного заведения, связанные с процессом становления высшего образования в России; происходит оформление следующей характерной черты образовательного имиджа вуза – известность его выпускников или педагогов (основателей), т.е. то, что в современной науке обозначается как эффективные внешние и внутренние коммуникации (имидж обучающихся, имидж руководящего и профессорско-преподавательского состава).

Второй этап рассматривается нами как этап развития проблемы формирования образовательного имиджа высшего учебного заведения, что обусловлено состоянием системы высшего образования в СССР в целом, отсутствием конкурентоспособности данных учебных заведений. Основными тенденциями рассматриваемого периода выступают: формирование позитивного отношения к высшей школе, благодаря деятельности вузов по сохранению гуманистических и демократических традиций 20-х гг. XX в.; сам процесс формирования имиджа был спонтанным, не обусловленным специальной деятельностью по его формированию и поддержанию; происходит оформление следующих характерных черт образовательного имиджа вуза – история высшего учебного заведения и наличие традиций.

Третий этап рассматривается нами как этап активного состояния проблемы формирования имиджа высшего учебного заведения, что обусловлено реформированием системы высшего образования в Российской Федерации, способствовавшим возникновению конкурентоспособности вузов. На этом этапе основными тенденциями, выявленными в ходе историко-педагогического анализа, были следующие: происходит оформление имиджелогии в самостоятельную отрасль научного знания; начинается профессиональная подготовка имиджмейкеров – специалистов по формированию имиджа; обозначается научная и прикладная разработка проблемы формирования имиджа образовательного учреждения, в том числе и высшего учебного заведения; появились первые отечественные работы по имиджированию, посвященные различным аспектам формирования имиджа; сформировавшиеся на предыдущих этапах черты педагогического имиджа высшего учебного заведения не потеряли своей актуальности, однако на данном этапе доминирующей чертой имиджа становится его связь с качеством образования.

Как показала проведенная работа, в открытом доступе российские вузы не предоставляют информацию о наличии или реализации программ формирования и развития образовательного имиджа. В связи с этим отсутствует возможность анализа практики работы гуманитарных высших учебных заведений в этом направлении, что значительно осложняет изучение современного состояния рассматриваемой проблемы. Как следствие, можно констатировать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы в историческом аспекте.

Проведенное диссертационное исследование свидетельствует, что формирование образовательного имиджа вуза в странах зарубежья базируется на теориях и научных положениях, разработанных в 20-30-х г. XX в. такими учеными, как З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, Э. Фромм, М. Вебер, Р. Линтон, Ж. Бодрийяр и др. К числу фундаментальных теорий, оказавших существенное влияние на этот процесс, следует отнести теорию психоанализа, бихевиоризм, гуманистическую психологию, теорию социальных ролей, теорию постмодернизма. Кроме того, большое значение имеют работы зарубежных авторов (С. Бир, Ж. П. Бодуан, Г. Даулинг, Б. Джи и др.) по проблеме формирования имиджа организации (корпоративного имиджа).

Изучение находящихся в открытом доступе материалов по формированию образовательного имиджа зарубежными вузами позволило представить обобщенную модель формирования образовательного имиджа, которая включает в себя: внешнюю атрибутику (название вуза, фирменный стиль, эмблема, символика, место расположения и пр.); финансовое благополучие вуза; имидж руководителя; имидж персонала; качество деятельности, образ образовательной услуги; дизайн помещений; деловые коммуникации.

Как показал проведенный нами анализ научной литературы по проблеме исследования, на формирование представлений об образовательном имидже гуманитарного вуза и в России, и за рубежом наиболее серьезное влияние оказали положения современной зарубежной гуманистической педагогики.

В процессе изучения проблемы было выявлено, что понятие «имидж» считается в современной науке интегральным, в связи с чем рассматривается с позиции различных наук. Однако не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как интегрального явления, обладающего системностью и целостностью. С позиции рассматриваемых наук имидж наделяется различными характеристиками, функциями и механизмами формирования.

Существует множество классификаций видов имиджа, что обусловлено различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям. С позиции диссертационного исследования представляется важным изучение сущности и структуры корпоративного имиджа или имиджа организации.

Актуализация проблемы формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза была обусловлена определенными социальными, педагогическими и психологическими факторами.

В диссертационном исследовании в качестве базового определения образовательного имиджа гуманитарного вуза было сформулировано следующее: это совокупность характеризующих и идентифицирующих высшее учебное заведение педагогических особенностей, зафиксированных в определенных символах или формах информации, которые создаются и целенаправленно передаются различным целевым аудиториям в процессе внешних и внутренних коммуникаций, распознаются, фиксируются, оцениваются и воспринимаются ими и, приняв форму стереотипа, занимают определенное место в сознании (подсознании), определяют дальнейшие действия в отношении вуза.

При этом структура имиджа вуза как система взаимосвязанных компонентов включает в себя образ продукции; внешнюю атрибутику; традиции; дизайн помещения; эффективные коммуникации (внешние и внутренние); историю учреждения; рекламу, т. е. те объекты, которые актуальны в сознании целевых аудиторий, соприкасающихся с образовательной деятельностью высшего учебного заведения.

Как представляется, основным подходом к формированию образовательного имиджа гуманитарного вуза выступает системный подход, поскольку невозможно реализовать структуру имиджа, если ее составляющие не рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты, единство которых позволяет достичь поставленных целей и получить конкретный результат. Выпадение любого структурного компонента имиджа, его игнорирование администрацией вуза обязательно приведет к разрушению внутриструктурных связей и, как следствие, недостижимости формирования изначально спроектированного имиджа. Возможно также использование некоторых идей синергетики, а именно, учет влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов; наличие ресурсной инфраструктуры; обеспечение уникальности каждого структурного компонента имиджа и включение его в единую целостность; и программно-целевого подхода, а именно, создание программ по достижению целей.

Можно с полной уверенностью констатировать, что в основу формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза должны быть положены общие принципы (т. е. те, применение которых возможно для формирования различных видов имиджа) и частные (т. е. применимые исключительного для данного вида имиджа). К первым относятся: принцип повторения; принцип непрерывного усиления воздействия; принцип «двойного вызова».

К частным принципам формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза относятся: принцип построения имиджа вуза в соответствии с ожиданиями, потребностями, интересами целевых аудиторий, которые пользуются образовательными услугами; принцип учета при формировании имиджа вуза особенностей социальной психологии и психологии личности, обыденного сознания, идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов и т. п.; принцип привлекательности имиджа вуза с целью формирования положительных эмоций; принцип индивидуальности имиджа вуза; принцип постоянного совершенствования имиджа вуза.

Указанные принципы должны опираться на особенности человеческого восприятия и ведущие репрезентативные системы.

Требованиями успешного формирования благоприятного имиджа вуза выступают адекватность; оригинальность; пластичность; адресность; активность; сочетание в сознании и восприятии имиджа рациональных и эмоциональных аспектов; целостность представления отображаемого субъекта, достигаемая посредством интеграции отдельных, изолированных символов, дополняющих в сознании аудитории до целостного образа. Кроме того, можно обозначить требования к формированию каждого структурного компонента образовательного имиджа гуманитарного вуза.

Анализ источниковой базы, опроса и анкетирования руководящего и профессорско-преподавательского состава экспериментальных вузов и 13 филиалов одного из них показали, что педагогическая концепция формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза (далее – Концепция) представляет собой систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных путей педагогической деятельности руководства, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов (аспирантов) вуза в области формирования образовательного имиджа и является органичной составной частью концепции развития высшего учебного заведения на среднесрочную и длительную перспективы.

Концепция включает в себя следующие структурные разделы: сущность образовательного имиджа гуманитарного вуза; основные цели и задачи формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза; структуру и содержание образовательного имиджа гуманитарного вуза; ресурсную инфраструктура образовательного имиджа гуманитарного вуза; управление формированием образовательного имиджа гуманитарного вуза; основные этапы реализации Концепции. Для реализации Концепции целесообразно рекомендовать разработать специальные педагогические программы по направлениям образовательной деятельности гуманитарного вуза.

Проведенные опытно-экспериментальная работа, анкетирование и опросы профессорско-преподавательского состава и студентов экспериментальных вузов, изучение их образовательной деятельности позволили выявить и обосновать сущность, содержание и структуру формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза.

Формирование образовательного имиджа представляет собой целенаправленный, организованный и планомерный процесс реализации основных компонентов имиджа, необходимых для получения нейтрального или позитивного отношения целевых аудиторий к вузу. Поэтому вполне правомерно определение формирования образовательного имиджа как педагогического процесса.

Сущность формирования образовательного имиджа как целенаправленного и организованного педагогического процесса заключается в выработке готовности руководящего, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов (аспирантов) к работе над образовательным имиджем вуза.

Такое понимание сущности формирования образовательного имиджа вуза обусловливает его психолого-педагогическую структуру и специфический характер структурных элементов. Под структурой этого процесса понимается содержание и расположение его элементов, способ связей и взаимодействий между элементами, составляющими целостное психолого-педагогическое образование.

Структура процесса формирования образовательного имиджа вуза предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей и противоречий, принципов, методов и форм его реализации. Все элементы процесса формирования образовательного имиджа вуза взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой целостный педагогический процесс. Все структурные элементы в единстве призваны обеспечить формирование позитивного или, как минимум, нейтрального образовательного имиджа вуза.

Ведущими элементами рассматриваемого процесса являются субъекты образовательного имиджа (ректор, проректора, деканы, профессорско-преподавательский состав, сотрудники, студенты (аспиранты)) и его объекты (абитуриенты, родители, маркетинговые посредники, поставщики, высшие органы государственного управления, организации, сотрудничающие с вузом, и пр.).

Специальным предметом опытно-экспериментальной работы в высших учебных заведениях и их филиалах явился конструктивный и системный анализ содержания, организации и методики формирования образовательного имиджа, результаты которого представлены в педагогическом эксперименте.

Изучение современного состояния образовательного имиджа экспериментальных вузов осуществлялось с теоретико-методологических позиций и включало анализ деятельности руководящего состава, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов (аспирантов) по организации, содержанию и методике формирования образовательного имиджа. В ходе этой исследовательской работы было проведено комплексное изучение образовательной деятельности Московского гуманитарно-экономического института как базового экспериментального вуза, его 13 филиалов, находящихся в городах Калуга, Тверь, Мурманск, Коряжма, Киров, Нижний Новгород, Чебоксары, Воронеж, Волгоград, Ставрополь, Новороссийск, Нижнекамск, Минеральные Воды. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 490 преподавателей, 980 студентов.

Организация и методика констатирующего эксперимента состояла из нескольких этапов: изучались различные теоретические источники по проблеме; обобщались и систематизировались основные научно-теоретические и прикладные положения по проблеме; определялись и уточнялись цели, задачи, гипотеза и методики опытно-экспериментальной работы; осуществлялся выбор базовых экспериментальных и контрольных групп для проведения исследования; анализировалась сложившаяся практика формирования образовательного имиджа в гуманитарных вузах Российской Федерации (в т. ч. экспериментальных вузов), выявлялись противоречия и факторы, влияющие на протекание данного процесса; изучались и систематизировались мнения руководящего, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов (аспирантов) вузов о необходимости проведения работы по формированию образовательного имиджа вуза, об основных направлениях повышения эффективности формирования имиджа гуманитарного вуза в современных социально-экономических условиях; определялись критерии и уровни сформированности образовательного имиджа гуманитарного вуза.

Проведенная на данном этапе опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:

1. Имеющийся опыт гуманитарных вузов по формированию образовательного имиджа указывает на несистематичность осуществляемой работы, ее разрозненный, отрывочный характер.

2. Теоретические выводы, наработанные педагогической наукой по проблеме формирования образовательного имиджа высшего учебного заведения, используются недостаточно.

3. В настоящее время возникла острая необходимость в подготовке руководящего и профессорско-преподавательского состава к работе по формированию образовательного имиджа гуманитарного вуза.


загрузка...