Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации (23.11.2009)

Автор: Смирнова Елена Станиславовна

Следует также отметить, что немаловажной проблемой является рассмотрение вопросов безопасности как самого государства - Российской Федерации, так и иностранных физических лиц (иностранцев), пребывающих в России, гармоничное сочетание при этом правового баланса между свободами личности и необходимостью достижения высокого уровня безопасности государства. Первым исследованием в области безопасности в юридическом контексте следует назвать работу И.Н. Глебова «Право национальной безопасности»(М,1998). Многие положения этой работы также были использованы автором при написании диссертации. При рассмотрении проблем безопасности в правовом контексте, были изучены научные разработки и правовые идеи В.И. Булавина, А.И. Васильева, Л.Г.Ивашова, В.Н. Купина, Мишальченко Ю.В.; Н.П.Партушева, Н.Н.Тоцкого.

В то же время, затронутые во многих научных трудах, вопросы столь многогранной темы как глобализация не решали основную задачу – раскрытие и теоретико-правовое закрепление понятия «глобализации» в аспекте регулирующего все общественные отношения права. Оставался неизученным ряд вопросов оформления правового статуса иностранцев в праве Европейского Союза, проблемы закрепления правового статуса иностранных граждан в государствах-участниках СНГ, международно-правового сотрудничества государств в решении проблем гражданства и миграции на постсоветском пространстве в целом, а также проблемы (и правовые способы их решения) демографической, криминогенной, этнокультурной безопасности в условиях сохранения высокого уровня миграции.

Методологической основой и методами исследования являются конкретно-исторический;философско-лингвистический;институциональный; системный; структурно-функциональный и сравнительно-правовой методы познания становления института прав человека-иностранца в различных отраслях правовых знаний, а также диалектико-предметный метод познания международно-правовых во взаимосвязи с конституционно-правовыми процессами и явлениями.

Все это позволило сформулировать авторское видение пределов и масштабов проблем глобализации, применительно к человеку-иностранцу; представить картину последовательной интеграции его в экономическую и социальную жизнь общества принимающего государства; определить роль органов государственной власти в разработке комплекса законодательных инициатив, направленных на закрепление правовыми средствами статуса иностранцев; выделить этапы последовательного развития и перспективы совершенствования всего комплекса международно-правовых норм, направленных на защиту трудящегося-мигранта; определить в качестве основной цели достижение необходимого баланса между требованиями соблюдения высокого уровня безопасности как самого государства, так и пребывающих в нем иностранцев, посредством разрабатываемых правовых норм; дать общую классификацию правовых методов и способов борьбы как на международном, так и на национальном уровнях с незаконной миграцией; определить перспективы международно-правового сотрудничества России со странами СНГ и другими зарубежными странами в борьбе с незаконной миграцией; определить в качестве доминирующей перспективу международно-правового сотрудничества государств в борьбе с бедностью и голодом в ряде стран Азии и Африки, что с неизбежностью должно послужить решению ряда социальных проблем населения в мире, избежать неконтролируемой миграции и связанных с ней угроз.

Вышеизложенными идеями и определены объект, предмет, цели и задачи диссертационной работы. Объектом исследования являются формирующиеся международные правоотношения между государствами (а также между государствами и международными организациями) в сфере миграции, а также отношения между государством и иностранным физическим лицом (иностранцем), законно пребывающем на территории государства, в историческом аспекте (от периода формирования государств, характеризуемого применением обычая для регулирования взаимоотношений между индивидом и государством, в последующем закрепленными законом) до настоящего времени, основной особенностью которого является упрочение международных связей государств мира(посредством всего комплекса международно-правовых норм), а также необходимостью достижения стабильности существования государств, как основных субъектов международного права, и совершенствования всего механизма международно-правового и национального контроля за соблюдением общепризнанных прав и свобод человека.

Субъектами и объектами безопасности являются все те, кто создает безопасность и пользуется ее плодами. В зависимости от того, кто выступает субъектом и/или объектом – отдельный человек, государство или сообщество государств, - устанавливается тот или иной уровень безопасности. Соответственно предметом усилий по ее обеспечению становится личная или индивидуальная безопасность, безопасность общества, национальная (государственная) безопасность, международная (коллективная) безопасность, что находит свое закрепление в праве.

В центре внимания диссертанта находится также эволюция процесса имплементации норм международного права в национальное законодательство, а также сами конституционно-правовые формы взаимоотношений иностранных граждан и органов власти принимающего государства, применительно к субъекту исследования – человеку-иностранцу. Объектом исследования также является развитие правовой, институционной составляющей взаимодействия международного и конституционного права в аспекте укрепления и совершенствования института прав человека.

Предмет исследования - состояние развития международно-правовых источников во взаимосвязи с источниками конституционного (национального) законодательства по рассматриваемой проблеме миграции и глобализации; международно-правовой теории и практики становления правоотношений между человеком-иностранцем и государством в процессе развития и возрастания влияния международного права и его норм на национальное законодательство государств; способов и механизма взаимодействия двух отраслей права – международного и конституционного, применительно к статусу иностранца.

Цели и задачи диссертационного исследования заключаются во всестороннем обобщении опыта международно-правовых исследований, посвященных изучению процесса формирования статуса личности, независимо от ее состояния в гражданстве данного государства; в обобщении и анализе источников национального законодательства, а также анализе и обобщении международно-правового массива соглашений и договоров, как универсального, так и регионального уровня, направленных на решение проблем, связанных с миграцией и правами человека в целом. Диссертационное исследование имеет своей целью раскрытие механизма законодательного регулирования этих отношений, путем имплементации норм международного права в национальное законодательство государств, а также установление взаимосвязи норм конституционного и международного права с позиций взвешенного использования российской и зарубежной практикой и правотворчеством. Среди основных целей диссертационного исследования содержится также необходимость выявления посредством междисциплинарного подхода(с основным акцентом на его правовую характеристику) терминологической особенности глобализации, как правового понятия.

Поставленные цели определяют и комплекс задач, посредством которых они осуществляются: проведение научного исследования явления глобализации с правовой точки зрения, а также последовательных стадий развития международного и национального нормативно-правового комплекса, направленного на решение проблем прав человека (в том числе иностранцев); рассмотрение особенностей междисциплинарного характера проблем глобализации, применительно к правам человека, также иностранца; выявление обоснованности научного теоретико-правового подхода к рассмотрению взаимосвязи проблем миграции и глобализации на различных исторических этапах развития общества; определение способов решения правовых проблем, связанных с необходимостью соблюдения баланса интересов государства и личности; анализ причин, форм и методов международно-правового и законодательного решения проблем незаконной миграции; классификация круга субъектов и объектов правоотношений, возникающих в государстве, связанных с наличием большого числа мигрантов как легальных, так и нелегальных, а также международно-правовых средств решения этой проблемы; комплексное и системное рассмотрение процесса совершенствования конституционно-правового механизма имплементации норм международного права, связанного с процессом оформления правового статуса иностранцев в России; выявление правовых аналогий национального и международно-правового регулирования вопросов оптации, убежища, экстрадиции; определение общих черт, характеризующих направленность международно-правового сотрудничества интегрирующихся государств, в вопросах, связанных с предоставлением преференциального режима населению своих стран; выявление особенностей международно-правового и конституционно-правового регулирования проблем интеграции в сфере прав человека в Европейском Союзе, региональных объединениях стран Америки; а также в государствах-участниках Содружества Независимых Государств; комплексное рассмотрение мер международно-правового характера, направленных на борьбу с незаконной миграцией и ее последствиями, а также рассмотрение практики применения превентивных мер, предпринимаемых рядом государств с целью избежания неконтролируемой миграции.

Используемые гипотезы, основные положения, выносимые на защиту, их научная новизна. Исследование является первым в отечественной и зарубежной правовой практике рассмотрением проблем миграции и глобализации посредством междисциплинарного и комплексного анализа национальных законодательств различных государств мира, а также теории и практики международно-правового решения проблем прав человека, независимо от наличия у него гражданства государства пребывания.

Автором представлена собственная концепция развития глобальных процессов современности сквозь призму правовых институтов прав человека, их взаимодействия с другими современными проблемами, включающими в себя необходимость решения проблем безопасности государств, укрепления их международно-правового сотрудничества во всех сферах, связанных с миграцией.

Положения, выносимые на защиту. Ряд научных гипотез, выдвигаемых автором настоящего диссертационного исследования, позволяет отнести их к новационным, в том числе:

Впервые в теории международного права выявлены существенные институциональные тенденции, изменения, связанные с неоднозначным восприятием понятия «глобализация» как многогранного механизма взаимодействия личности и власти, с расширением диапазона его толкования – от критики идеологами антиглобализма до развития рядом ученых теории легитимного, позитивного использования результатов глобального сотрудничества государств в сфере прав человека, с осознанием необходимости усиления правового регулирования имеющихся разнообразных подходов к институту прав человека.

Представлена возможность дать определение глобализации, как правового понятия. При этом следует учесть, что всякая область общественных отношений в сфере политики, экономики, финансов, экологии, а также проблем войны и мира регулируются правом. Это в равной мере относится к сфере внутригосударственных и международных отношений, что должно соответствовать международному и конституционному правопорядку. Международная миграция рабочей силы, как один из компонентов мировой (международной) экономики, также подлежит правовому регулированию с целью недопущения возникновения дисбаланса трудовых ресурсов между регионами, сохранения необходимого уровня государственной и международной безопасности, а также безопасности личности.

3. В рамках настоящего диссертационного исследования доказано, что отправным моментом проявления влияния международного права на статус иностранцев в национальном законодательстве следует искать в древнем праве, так как именно международный обычай (в последствии comitas gentium) обязывал государства(особенно союзные) оказывать друг другу помощь в решении проблем, связанных с этой категорией лиц. Некоторые истоки этого обычного права мы наблюдаем и в системе ius gentium в римском праве. Далее, длительный период истории при решении проблем иностранцев государства руководствовались письменными или устными договорами, не сообразуясь с необходимостью проводить анализ соответствия международных норм и закона, что станет возможным лишь во второй половине ХХ века.

4. В диссертационном исследовании выявлена главенствующая роль международного права в развитии ряда основополагающих конституционных положений в XIXвеке. Так, заключение германскими государствами международного соглашения о создании Таможенного союза в 1834 году послужило основанием к провозглашению единого гражданства в Конституции Германии от 16 апреля 1871 года.

Этапы интеграционного пути Германии в ХIХ веке (приняв за начальную точку отсчета интеграции объединение государств в таможенный союз) более или менее успешно повторит в ХХ веке не только объединяющаяся Европа (ЕС), но и многие другие международные союзы (НАФТА, Меркосур, СНГ). Следовательно, истоки политической и правовой региональной интеграции государств (особенно последовательность их правового оформления) содержатся именно в европейской правовой практике XIX века. Европейский Союз является лишь последовательным и на сегодняшний день наиболее практически успешным примером реализации этих позитивных идей и правовых методов.

5.Проведенное диссертационное исследование показывает, что глобальное влияние международного права на правовой статус иностранцев начинается в ХХ веке. Отдельный международно-правовой опыт универсализации права в регулировании проблем условий труда рабочих был осуществлен на Берлинской 1890 года конференции, где Швейцария предложила ведущим европейским странам ввести международное фабричное законодательство. Проблемы безопасности рассматривались на международном пенитенциарном конгрессе 1872года и международном съезде Союза криминалистов 1898года. Впоследствии многое сделала в аспекте разработки концепции защиты прав трудящегося человека Международная Организация Труда, основанная в 1919году.

6. Международное право во второй половине ХХ века оказало существенное влияние на институт гражданства, являющийся составной частью отрасли конституционного права. Провозгласив необходимость совместимости национальных законов в отношении гражданства с общепризнанными принципами права, международными конвенциями и международными обычаями (ст.1 Гаагской Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930года) международное право тем самым вторглось в область традиционно связанную с вопросами, находящимися в сфере конституционного права. В целом же, возрастание влияния международного права на конституционно-правовой статус иностранцев в ХХ веке происходит в несколько этапов.

7. Сделан вывод о том, что своим на сегодняшний день наиболее завершенным видом интеграция европейских государств обязана большой работе нескольких региональных международных организаций. Среди тех, чья деятельность последовательно решала гуманитарные аспекты сотрудничества, следует назвать Совет Европы и Европейский Союз. При этом право Европейского Союза и право Совета Европы действовали в одном направлении – устранении политических, экономических, культурных и других барьеров в правах французов, испанцев, немцев и иных народов стран Европы.

8. Правовое положение иностранных граждан и проблемы безопасности государства находятся во взаимосвязи, характер которой двойственен. С одной стороны- это необходимость обезопасить принимающее иностранцев общество и само государство, а с другой стороны – безопасность самих иностранцев как личностей также должна быть обеспечена всеми правовыми средствами.

При этом в каждом правовом источнике – как международно-правовом, так и конституционном, можно найти положения, служащие этой цели – обеспечения безопасности во всех ее составляющих. Это позволяет выделить несколько уровней безопасности: универсальный; региональный и национальный. К решению вопросов безопасности, связанных с проблемами незаконной миграции, имеют отношения все уровни.

9. Как показывает проведенное настоящее исследование, двустороннее сотрудничество государств – это лишь этап, который подразумевает более широкий охват стран с целью устранения негативных причин, вызывающих дисбаланс трудовых ресурсов, вооруженное противостояние и многие другие угрозы, служащие основанием к миграции населения. Все это обязывает к упрочению регионального и универсального сотрудничества, а также совершенствованию работы международных организаций в аспекте решения проблем безопасности.

10.Доказана необходимость рассмотрения международно-правового подхода к решению проблем незаконной миграции в едином комплексе, который включает в себя подписание государствами двухсторонних и многосторонних международно-правовых соглашений по таким вопросам как: а)оказание правовой помощи по уголовным делам; выдача подозреваемых и осужденных лиц; признание и исполнение судебных решений; полицейское и пограничное сотрудничество и многие другие вопросы; б)создание на международно-правовой основе(и присоединение к уже созданным) ряда интеграционных региональных(и универсальных) структур полицейского и других видов сотрудничества, целью которых является борьба с незаконной миграцией и ее последствиями(Европейский комитет по проблемам преступности (ЕКПП);Европейское полицейское ведомство (Европол); Международная организация уголовной полиции- Интерпол); в)присоединение государств к универсальным конвенциям, направленным на устранение угроз, связанных с незаконной миграцией (Конвенция ООН против трансграничной организованной преступности 2000года и дополняющие ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, а также Протокол о предупреждении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее).

11. В настоящем диссертационном исследовании изложено авторское научное видение масштабов формирования международно-правовой и законодательной базы нашего государства – России - в аспекте предоставления ряда прав иностранцам в историческом аспекте:

1)доказано, что российская нормативно-правовая база в вопросах регулирования прав иностранцев развивалась и совершенствовалась уже в Средние века в духе европейского права в силу геополитического положения нашего государства, так как в большинстве случаев лоббирование вопросов, связанных с торгово-экономическими отношениями, было направлено на регулирование отношений с западноевропейскими странами(например, Договор Смоленска с Ригой 1229 года). Вместе с тем, территориальное соседство нашего государства с Азиатским регионом обогащало как законодательную, так и международно-правовую практику решения вопросов торговли с иностранцами, их экстрадиции, проблем дипломатических представительств с Китаем и другими странами Востока(Нерчинский договор от 27 августа 1689 года).

2)Выделены основные черты международно-правовых и законодательных ограничений, являющихся общими для мировой практики регулирования аналогичных проблем, среди которых: ограничение во владении земельной собственностью; в занятии определенных должностей; ограничения свободы деятельности зарубежных религиозных миссионеров. Значительная численность правовых ограничений в нашем государстве была связана с действием чрезвычайных ситуаций(в большинстве случаев – с войной).

3)Выделена, в качестве доминирующей, тенденция роста числа нормативно-правовых актов начального советского периода государственности, который характеризуется относительно быстрой сменой конституций всех новых самостоятельных республик, возникших после распада Российской империи, большим числом международно-правовых соглашений, включающих в себя вопросы оказания правовой помощи, гражданства, прохождения военной службы, имущества граждан, заключения брака. Завершается этот период заключением Договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 года и принятием в 1924 году Конституции СССР. Следует указать, что только в 1931 году стало возможным принятие «Положения о Союзном гражданстве», где впервые давалось определение понятия «иностранный гражданин», и впервые в мировой законодательной практике предоставлялась такая гарантия, как право обжалования отказа в приеме в гражданство(ст.21).

12. В диссертационном исследовании доказано, что наше государство, имеющее наиболее обширную границу, исторически в числе первых в мировой практике приступило к разработке нормативно-правовых актов, направленных на решение проблем, связанных с ее пересечением, незаконной миграцией и вопросами международного пограничного сотрудничества. Выявлены в качестве специфических в российской законодательной практике ограничения иностранцев в правах поселения в окраинных приграничных территориях, именуемых в последствии «территориях с особым режимом».

В настоящее время российская пограничная политика, и как следствие правовое оформление проблем, связанных с миграцией, характеризуется большой дифференцированностью со странами СНГ: от практики отсутствия границы, как таковой,- между Россией и Беларусью, до режима ужесточения со странами Закавказья. Подобное состояние уже отмечалось в истории нашего государства в период 20-х годов ХХ века. Граница, как показывает настоящее исследование, является своего рода отражением уровня интеграции между государствами, а также одним из основных факторов решения проблем миграции.

13. Определена в качестве общей, в связи с наличием большого числа договоров нашего государства по вопросам нахождения российских военных баз за рубежом, тенденция регулирования статуса военнослужащих и их семей. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в этой сфере в настоящее время включает в себя значительное количество договоров и соглашений. Следует сделать вывод об отсутствии стереотипа при предоставлении прав и свобод военнослужащим российских военных баз, а также о поэтапном совершенствовании такого рода договоров.

14.Сравнительный анализ международно-правовых договоров и норм национального законодательства позволяет отметить достаточно большие перспективы для работы органов государственной власти по имплементации указанных международно-правовых договоров как в странах Содружества в целом, так и в России. Однако практика реализации конституционных положений, включая законодательную практику, пока оставляет желать лучшего. Приоритет оценки международных норм остается за конституцией. Даже применение международного договора желательно совместить с изменениями обычного закона, чтобы не было коллизии у правоприменительных органов.

15. В диссертации предпринята попытка обоснования нового этапа в развитии отношении между странами Содружества Независимых Государств, характеризуемого необходимостью активизации тех областей взаимоотношений, затрагивающих вопросы безопасности и прав человека. Перспективы закрепления правового статуса населения в Евразийском политико-правовом пространстве в СНГ позволяют сделать вывод о своеобразии этого процесса, имеющего в своей основе исторически обусловленные причины.

Эти и многие другие возникшие в российской сфере регулирования проблем миграции вопросы позволили сформулировать ряд предложений, отраженных в диссертационном исследовании.

Научная и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней концептуальный и институциональный анализы, выводы и предложения, а также значительный фактологический материал систематизированы, логически выверены в целях комплексного понимания, обобщения современных проявлений и общих тенденций развития права; проблемы миграции рассмотрены с учетом комплексного подхода к решению проблемы средствами правового регулирования как международным, так и непосредственно связанным с ним конституционным правом. Правовая трактовка понятия «глобализация» дана в зависимости от этапов формирования института прав человека в историческом контексте во взаимосвязи с периодизацией мировой экономики, философскими концепциями и теорией права. Представленные в диссертации выводы и предложения по решению проблем, связанных с миграцией, могут способствовать в дальнейшей разработке этой актуальной проблемы.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе поиска оптимальных путей государственно-правового реформирования общества в решении проблем миграции, а также в определении перспективы межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, Союзного государства Беларуси и России, а также перспектив сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы(как и ЕС в целом). Теоретико-конституционные положения диссертации целесообразно использовать как в управленческой практике, так и в законотворческой работе, в том числе различными субъектами права при вынесении законодательной инициативы при подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов, связанных с экономической безопасностью государства и миграцией.

Апробация и реализация результатов исследования.

Диссертация выполнена и обсуждена в секторе международно-правовых исследований в Институте государства и права РАН.

Изложенные автором предложения, нашедшие свое отражение в диссертационном исследовании, использовались в нормотворческой деятельности (что нашло свое отражение), в частности, в ходе разработки федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Выводы, содержащиеся в диссертации, были использованы при подготовке экспертных заключений в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


загрузка...