Управление бюджетными расходами в субъектах Российской Федерации (на примере Республика Саха (Якутия)) (23.11.2009)

Автор: Гаврильева Туайра Николаевна

Разработаны этапы формирования заданий, предусматривающие проведение количественной и качественной оценки потребностей контингентов бюджетных услуг на основе долгосрочного демографического прогноза их динамики и социологических исследований. В отличие от принятых подходов, когда при планировании расходных обязательств на следующий год применяются данные по численности контингентов за предыдущий год, использование прогноза позволяет выявить локальные дефициты и избыточные мощности по предоставлению услуг на перспективу. Это позволяет прогнозировать объемы заданий, которые распределяются среди организаций иной формы собственности, а также определять параметры оптимизации бюджетной сети.

В ходе исследования обосновано, что порядок формирования и финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий должен предусматривать объективную необходимость становления и развития локальных конкурентных рынков бюджетных услуг. Формирование заданий в соответствии с требованиями современной реформы должно быть одним из основных инструментов бюджетной политики органов государственного управления и местного самоуправления. Для этого, руководствуясь как нормативными требованиями к организации бюджетного процесса, так и современными подходами к бюджетному планированию, необходимо увязать задачу формирования заданий с методиками расчета финансовых нормативов бюджетных услуг, требованиями среднесрочного бюджетного планирования, мощностью действующей бюджетной сети и оценкой реальных потребностей контингентов бюджетных услуг.

Обоснованы следующие этапы формирования заданий на оказание бюджетных услуг:

На первом этапе субъекты бюджетного планирования (далее – СБП) в соответствии с утвержденным прогнозом численности контингентов бюджетных услуг на среднесрочный период и нормативами, определяющими количество потребляемых бюджетных услуг, должны сформировать прогноз заданий на следующий финансовый год и два последующих года. Прогноз рассчитывается по формуле:

(1), где:

- прогнозный объем ГМЗ на оказание i – й бюджетной услуги.

- контингент (численность потребителей) i-й бюджетной услуги.

- количественный норматив, отражающий объем оказания i-й бюджетной услуги в зависимости от численности контингента.

На втором этапе планирования СБП с учетом специфики оказания бюджетных услуг, а также достоверных данных по потребностям контингентов (результаты социологических опросов, маркетинговых исследований, анализ ведомственной статистики, прогнозы рынка труда и т.д.) должны детализировать структуру заданий. Уточненный прогноз рассчитывается по формуле:

(2), где:

- прогноз потребности в оказании j-го вида i-й бюджетной услуги на 200_ год.

Этот этап бюджетного планирования необходим для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов за счет более точного учета потребностей контингентов бюджетных услуг.

На третьем этапе планирования СБП должны произвести оценку мощности подведомственных бюджетных учреждений по предоставлению расчетного объема и состава (структуры) бюджетных услуг по формуле:

(3), где:

- суммарная мощность n-го подведомственного учреждения СБП по оказанию в 200_ г. бюджетных услуг в натуральном выражении;

- мощность n-го подведомственного учреждения СБП по оказанию i-й бюджетной услуги по j–м видам в 200_г.

На четвертом этапе СБП должны утвердить по годам планового периода объемы (удельный вес) услуг, которые будут оказаны подведомственными учреждениями потребителям на платной основе. Для этого необходимо согласование с подведомственными учреждениями, обоснование объемов платежеспособного спроса потребителей услуг на основе социологических опросов населения, целесообразен анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений, в том числе по внебюджетным средствам за 3-5 лет, предшествующих плановому периоду.

(4), где:

- суммарный объем услуг, который будет оказан n-м подведомственным учреждением на платной основе;

- удельный вес по j-м видам i-й услуги, которая будет оказана n-м подведомственным учреждением на платной основе.

На пятом этапе СБП, исходя из утвержденного объема (удельного веса) платных услуг, должны произвести корректировку расчетной мощности подведомственных учреждений по оказанию бюджетных услуг. По каждому подведомственному учреждению СБП в натуральном выражении устанавливается план, включающий в себя объемы и структуру бюджетных услуг:

(5), где:

- уточненный план n-го подведомственного учреждения на 200_г.

На шестом этапе производится сопоставление предельных объемов и структуры бюджетных услуг и прогноза заданий подведомственным учреждениям на следующий финансовый год и два последующих года по объему и составу (структуре) бюджетных услуг по формуле:

(6), где:

объем задания на оказание бюджетных услуг, который будет выполнен организациями иной формы собственности в 200- году.

На основе сопоставления этих показателей СБП должен определить:

- услуги, которые по своему объему и структуре в среднесрочном периоде полностью покрывается мощностью подведомственных бюджетных учреждений;

- услуги, которые по своему объему и структуре в среднесрочном периоде не полностью покрывается мощностью подведомственных бюджетных учреждений или дефицитны;

- услуги, которые по своему объему и структуре в среднесрочном периоде перекрываются мощностью подведомственных бюджетных учреждений, то есть избыточны.

По услугам, которые по своему объему и структуре в среднесрочном периоде не полностью покрывается мощностью подведомственных бюджетных учреждений, или дефицитны, определяется объем заданий на оказание бюджетных услуг, формируется заказ и проводиться конкурс среди организаций иной формы собственности. По услугам, которые по своему объему и структуре в среднесрочном периоде перекрываются мощностью подведомственных бюджетных учреждений, или избыточны, принимаются решения и планы по оптимизации сложившейся бюджетной сети.

В ходе исследования обосновано, что финансовое обеспечение выполнения заданий должно предусматривать:

В составе стоимости 1 единицы i-й бюджетной услуги выделяются единые для всех организаций: расходы на оплату труда и материальные затраты на оказание услуги, или переменные затраты. А также по отдельным подведомственным учреждениям - материальные затраты на содержание зданий и сооружений и расходы на обеспечение деятельности учреждений; расходы на коммунальные услуги, отнесенные на 1 единицу i-й бюджетной услуги, являющиеся постоянными затратами.

Объемы бюджетных ассигнований на осуществление заданий формируются на среднесрочный период, исходя из стоимости и утвержденных объемов бюджетных услуг, а также прогнозных индексов-дефляторов. Прогноз рассчитывается с учетом изменения стоимости по отдельным составляющим затрат на оказание 1 единицы услуги и прогноза динамики контингентов бюджетных услуг на плановый период, по формулам:

(8), где:

- объем бюджетных ассигнований на выполнение задания по i-й бюджетной услуге подведомственными учреждениями СБП и организациями иной формы собственности в 200_ году;

стоимость 1 единицы i-й бюджетной услуги в 200_ году;

- затраты на оплату труда в составе 1 единицы i-й бюджетной услуги в 200_ году (в рублях);

- материальные затраты на оказание 1 единицы i-й бюджетной услуги в 200_ году (в рублях);

- материальные затраты на содержание зданий и сооружений, расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений СБП, отнесенные на 1 единицу i-й бюджетной услуги в 200_ году (в рублях);


загрузка...