Герменевтика межличностной коммуникации (23.11.2009)

Автор: Болдонова Ирина Сергеевна

Болдонова Ирина Сергеевна

ГЕРМЕНЕВТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Специальность 09.00.11- социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Улан-Удэ -2009

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Мантатов Вячеслав Владимирович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Коноплев Николай Сергеевич;

доктор философских наук, профессор

Фомина Марина Николаевна;

доктор философских наук, профессор

Балханов Гавриил Иванович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского»

Защита диссертации состоится ___________ 2010 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24-a, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова.

Автореферат разослан « » 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор философских наук, Кузнецова А.М.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Социальная коммуникация, в том числе и межличностная коммуникация стала проблемным полем философских исследований в ХХ веке, поскольку изучая природу общения, можно выявить внутренние закономерности и противоречия становления индивида, его личностных характеристик.

Полноценная деятельность людей неотъемлемо связана с общением, диалогическая природа нашего бытия является главным характерным признаком и условием нашего существования. В современном мире индивид ежедневно сталкивается с изменяющимися условиями общения. В век распространения массовой коммуникации и техногенных явлений личность часто ощущает надломленность, одиночество, разлад с собой и с окружающей действительностью, отсутствие теплоты и задушевности межличностного общения часто приводит к трагической неудовлетворенности жизнью и к отчуждению.

В создавшейся ситуации больше всего страдает межличностная коммуникация как разновидность социальной коммуникации, отражающая специфику взаимодействия индивидов как социальных существ, обеспечивающей нормальную совместную жизнедеятельность людей.

Общественно-политическая ситуация в России XXI века, реформы, преобразования во многих областях способствуют изменениям межличностной коммуникации. Трансформация коммуникационных процессов происходит в политике, государственной власти, экономике, образовании, культуре, требования демократических прав и свобод касаются критериев формирования новой личности. Действительность предъявляет теперь повышенные требования к коммуникативным навыкам и способностям современного человека, который должен приспосабливаться к изменившимся ценностям, отношениям, способам коммуникации. Реализация принципа индивидуализации обучения через компетентностный подход и модернизацию системы образования находится в русле современных тенденций развития нашего общества.

От участия в коммуникационном буме зависит степень социализации и интеллектуализации индивида, установление прочных межличностных отношений, решение практических задач, и, наконец, интеграция в мировое сообщество и процесс глобализации.

С позиции социальной философии особо важно в ХХI веке раскрыть природу, функциональную и содержательную сущность межличностной коммуникации, ее структурные и процессуальные характеристики для того, чтобы определить мировоззренческое значение возможности общаться с себе подобными, полноценно участвовать в диалоге, быть в гармонии с собой и окружающими людьми. В США возникает целое направление мысли в области коммуникативистики, методологическим основанием которого становится герменевтика. Интерпретативные подходы учитывают субъективные качества, влияние духовной традиции, культурного фона, принадлежности к определенной социальной группе. Герменевтические идеи породили подходы, ориентированные на приращении нового знания путем интерпретации.

Коммуникация становится в современном мире фундаментальной основой всей жизнедеятельности людей: онтология коммуникативных процессов позволяет заглянуть в самые глубины смыслов коммуникации, раскрывая новые подходы в раскрытии картины мира. Разные виды коммуникации формируют бытие современной культуры: это и особый мир СМИ, виртуальное пространство Интернет, взаимодействие в транснациональных корпорациях, претерпевающее изменение межличностное общение индивидов и т.д. Художественная коммуникация также становится частью современной культуры в части эстетического освоения действительности.

Степень научной разработанности темы.

Философская герменевтика

У нас в стране изучение герменевтики началось в 20-х годах ХХ века - это традиция, идущая от Фр.Бласса, Г.Брандеса, Г.Шпета и которая прервалась, возобновившись лишь в философских изысканиях 70-80-х годов.

Всесторонний глубокий анализ основных этапов становления герменевтики как одного из самых влиятельных философских течений Запада осуществил А.А.Михайлов (.Авторы коллективного труда «Герменевтика: история и современность» И.С.Нарский, Б.Н.Бессонов, Г.И.Рузавин, С.М.Брайович и другие известные исследователи осветили теоретико-познавательный потенциал герменевтики (. В монографии В.Г.Кузнецова «Герменевтика и гуманитарное познание» осуществляется детальное исследование герменевтической методологии (.

История герменевтики основывается на изложении Г.Г.Шпета, данной им в работе «Герменевтика и ее проблемы». Само исследование сосредоточено на проблеме специфики гуманитарного познания и выработке методологических стандартов для изучения гуманитарных наук. (


загрузка...