Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа (23.09.2012)

Автор: Селенков Алексей Николаевич

????¤?¤?$?????????тудентов в системе ресурсного центра - постоянный, существенный и неотъемлемый компонент его функционирования. Педагоги активно участвуют в работе проектных, методических, экспертных и других творческих объединений. Новаторы, осуществляющие инновационный процесс, испытывают на себе многократно усиленное воздействие социальных преобразований, поскольку включены в него и социально, и профессионально. Профессионализм работников колледжей в условиях преобразований российского общества позволил не только выжить системе профессионального образования, но и сохранить его потенциал и позиционировать себя на рынке. От профессиональной позиции педагогов зависят качества выпускника колледжа - гибкого, адаптивного, грамотного, инициативного, способного успешно реализовать себя как в профессиональной, так и в других сферах деятельности.

Процесс формирования профессиональных компетенций выпускников колледжей в инновационной системе ресурсного центра, востребованных в различных отраслях промышленности, происходит в тесной связи с социальными партнерами колледжа. При участии социальных партнеров в колледжах осуществляется:

- внедрение в процесс обучения высоких технологий, применяемых на предприятиях различных отраслей промышленности;

-широкое использование современных информационных технологий в образовательной среде ресурсного центра колледжа;

-формирование системы непрерывного профессионального образования машиностроительного профиля при участии ведущих технических вузов;

-профессиональная ориентация и сопровождение профессиональной карьеры выпускников профессиональных колледжей.

Придерживаясь позиций компетентностного и практико-ориентированного подходов, мы предположили, что формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа в соответствии с требованиями современного производства должно опирается на развитие потребности к совершенствованию и пополнению профессиональных знаний; развитие творческого потенциала в коллективной проектно-инновационной деятельности студентов; повышение работоспособности, самостоятельности, инициативности и ответственности студентов; повышения качества производственного обучения за счет освоения навыков работы на самом современном оборудовании с ЧПУ.

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра в в профессиональных колледжах предполагает необходимость поиска оптимальных форм его организации, отвечающих специфике профессиональных колледжей, как перспективного типа учреждения профессионального образования. Такой поиск приводит к видению ресурсного центра как системы, обеспечивающей такую организацию. На сегодня еще не выявлены сущность и принципиальные особенности таких центров, не проанализирована их оптимальная структура, механизмы функционирования. Образовательный процесс в условиях ресурсных центров недостаточно связывается с внутренним развитием профессиональных колледжей, которое на сегодня нередко еще характеризуется не общесистемными, а частными изменениями, не дающими эффекта в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий.

Создание ресурсных центров позволяет сконцентрировать материально-технические, программно-методические и кадровые ресурсы на конкретных внедренческих площадках, обеспечить разработку и реализацию инновационных проектов, перспективных технологий, что заметно повышает качество и доступность профессионального образования. Взаимодействие ресурсных центров открывает новые возможности качественного обеспечения профессионального образования, адресного трудоустройства, создания действующего механизма привлечения целевых средств на оборудование учебных мест, разработки нормативно-правовой базы.

Определено, что ресурсный центр как инновационная система- целостное образование, характеризующееся самостоятельностью, динамичностью, функциональностью и как специфически организованный сложный объект подлежит системному исследованию. Установлено, что деятельность ресурсного центра связана с разработкой и внедрением тех или иных проектов. Разработка и внедрение инновационного проекта- своеобразный «шаг» ресурсного центра. Особенно это касается «фронтальных» проектов, затрагивающих жизнь всего коллектива колледжа. Собранные эмпирические данные позволяют создать оптимальную модель ресурсного центра как структурно-функциональной основы совершенствования образовательного процесса в профессиональном колледже. В частности, определена сущность ресурсного центра как инновационной системы. Этому служит его особая структура, представляющая гармоничное единство нескольких взаимосвязанных подструктур, работающих на единый результат.

В ходе эксперимента определены основные организационно-педагогические условия деятельности ресурсных центров как инновационных систем, идущие как от специфики организации инновационного процесса, так и от особенностей инженерно- педагогических коллективов и педагогического труда. К ним мы отнесли инновационную направленность коллектива; коллективную проектную деятельность; новаторскую позицию руководства; современное информационное и научно-методическое обеспечение.

Во второй главе диссертации - «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа» рассмотрены факторы, детерминирующие инновационный процесс, базирующийся на совместной творческой деятельности педагогов и студентов, ход и результаты педагогического эксперимента, описывается экспериментальная проверка модели формирования профессиональной компетентности студентов политехнического колледжа и проанализирована опытно-экспериментальная работа.

Собранные данные мониторинга среди педагогов и студентов с целью выявления заинтересованности их в работе ресурсных центров профессиональных колледжей как структурно-функциональной основы инновационного процесса позволили сделать вывод о том, что: они имеют большие возможности для проектирования будущей профессиональной карьеры выпускников колледжей - специалистов металлообрабатывающих профессий в соответствии с запросами современной промышленности; что перспективным направлением деятельности ресурсных центров колледжей является формирование профессиональной компетентности студентов, позволяющее выйти на более высокий уровень теоретической и практической составляющих их профессиональной подготовки; что устойчивые базовые связи основных структурных компонентов ресурсных центров вступают в сложное взаимодействие, образуя функциональные компоненты всей инновационной образовательной системы.

В педагогическом эксперименте были реализованы инновационные образовательные программы спецкурсов по обработке деталей на металлорежущих станках с ЧПУ (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шлифовальных), которые были ориентированы на проектную работу, организованную ресурсными центрами в рамках реализации ГЦП Правительства Москвы «Рабочие кадры», что объединило педагогов, студентов и партнеров в коллективной творческой деятельности.

Разработанные в ресурсном центре политехнического колледжа №13 инновационные образовательные программы, по сути, явились социальным заказом по обеспечению заводов специалистами металлообрабатывающих профессий. Эти программы предусматривали возрождение интереса к базовым профессиям благодаря модернизации материально-технической базы колледжа; совершенствованию содержания методов и средств преподавания; перспективному трудоустройству выпускников; развитию системы непрерывного профессионального образования с привлечением работодателей. На новой технической базе были созданы учебные классы по подготовке станочников ЧПУ, на производственных мощностях колледжа началось размещение производственных заказов. Все это позволило обеспечить возможность профессиональной подготовки специалистов с прохождением производственной практики в стенах колледжа.

Основные задачи формирования профессиональной компетентности студентов политехнического колледжа были связаны с выявлением их исходной профессиональной подготовленности, трудностей в овладении знаниями и практическими навыками и с последующим формированием рассматриваемой компетентности в условиях ресурсного центра на новой учебно-информационной и технической базе колледжа. В эксперименте принимали участие 56 педагогов и 205 студентов.

Основная цель инновационных образовательных программ спецкурсов по обработке деталей на металлорежущих станках с ЧПУ (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шлифовальных) – формирование у студентов колледжа профессиональной компетентности в области технологии обработки на металлорежущих станках, интегрирующей профессиональные знания и умения и компоненты деятельности, соответствующие образовательным стандартам СПО по профилю подготовки студентов политехнических колледжей.

В целом за период опытно-экспериментальной работы в образовательный процесс политехнического колледжа №13 было внедрено 5 комплексных инновационных образовательных программ, разработанных в ресурсном центре. Важно, что каждый их них содержал результирующую часть, состоящую из аспектов развития студентов, педагогов, научно-методического, информационного, ресурсного обеспечения, связи с производством и социальными партнерами, то есть отражал основные направления деятельности ресурсного центра. К концу 2010 года в колледже работало уже значительное количество объединений технического творчества, интегрирующие творчество и профессиональное самоопределение и связанные с конкурсными формами презентации результатов на выставках НТТМ. Это такие объединения, как «Автомастер», «Ювелир-дизайнер», «Оператор ЧПУ», «Радиоконструктор», «Студ-КБ» и т.п. Продукты творчества членов этих ТОС используются в колледже – это действующие стенды, макеты, наглядные пособия, которые преподаватели и мастера производственного обучения могут демонстрировать на теоретических и практических занятиях. Лучшие работы студентов колледжа ежегодно выставляются в «Музее технического творчества», представляются на конкурс «Московские мастера».

Были определены основные педагогические условия деятельности ресурсных центров как инновационных систем, идущие как от специфики организации инновационного процесса, так и от особенностей инженерно- педагогических коллективов и педагогического труда. К ним мы отнесли инновационную направленность коллектива; коллективную проектную деятельность; новаторскую позицию руководства; современное информационное и научно-методическое обеспечение. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены основные показатели критерия сформированности профессиональной компетентности – это самостоятельность, инициативность и ответственность в профессиональной деятельности, включающая знания современных технологий труда, умения работы на высокотехнологичном оборудовании, достижение высоких результатов в профессионализации студентов

Экспериментальное обучение предусматривало введение инновационных форм, методов и приемов изучения теоретического материала; способов формирования профессиональных практических умений, технологий активного обучения в процессе коллективной проектно-инновационной деятельности педагогов и студентов, обеспечивающего формирование рассматриваемой профессиональной компетентности. Используемые технологии активного обучения способствовали формированию профессиональной мотивации, осознанию личностно-социального смысла будущей профессии, её особой практической значимости. Также концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов позволила наиболее оптимально реализовать инновационные проекты, перспективные технологии, существенно повысив качество профессиональной подготовки выпускников колледжа.

Средний показатель качества формирования названной компетентности студентов, интегрированных в проектных объединениях, руководимых педагогами и специалистами ресурсного центра колледжа, за период проведения эксперимента (2007-12г.г.) заметно повысился (см. таблицу №1), что свидетельствует о правильности выбранных путей формирования названной профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий и подтверждает выбранную гипотезу исследования.

Таблица №1

Результаты формирования профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий (экспериментальная выборка 2007-2012 г.г.)

2006-пилотная

фаза Экспериментальная выборка

2007-08 2008-09 2009-10 2010-11 2011-12

Общеобразователь-ный цикл 71,1% 76,5% 78% 83% 88% 92%

Общепрофессиональ-ная подготовка 74.7% 76,8% 77% 80,5% 85,2% 87,5%

Абсолютная успеваемость 85% 87% 88,5% 89% 91,5% 95%

Положительная динамика наблюдается и по предметам общеобразовательного цикла (с 71,1% до 92%), и по дисциплинам общепрофессиональной подготовки (с 74,7% до 87,5%). Абсолютная успеваемость достигла 95% по сравнению с 85% за пять лет. Независимая аттестационная комиссия отметила соответствие выполнения требований к подготовке студентов государственным стандартам, а также отметила положительную динамику развития колледжа за этот период в части улучшения реализации разработанных программ.

Студенты, не включившиеся в орбиту творческих объединений ресурсного центра, показывают другие результаты (см. таблицу № 2).

Таблица № 2

Результаты формирования профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий ( контрольная выборка 2007-2012 г.г.)

2006-пилотная

фаза Контрольная выборка

2007-08 2008-09 2009-10 2010-11 2011-12

Общеобразователь-ный цикл 71,1% 71,5% 72,6% 73,7% 73,9% 74,4%

Общепрофессиональ-ная подготовка 74,7% 74,8% 74,9% 75,2% 75,5% 76,7%

Абсолютная успеваемость 85% 86,4% 87% 87,8% 89,1% 91,3%

Очередное анкетирование, завершившее серию опросов педагогов и студентов, показало принципиально новые результаты. Заметно, как у педагогов, так и у студентов, возросли рейтинги мотивов к повышению работоспособности, самостоятельности, инициативности и ответственности в профессиональной деятельности, они стали ярко проявляться у тех и других. Мотив инициативности и ответственности стал проявляться достаточно отчетливо. В развитии мотива самостоятельности молодежь сравнялась со взрослыми, что представляется нам значительным сдвигом в их профессиональном развитии. Как показал эксперимент, ключевой фактор успеха ресурсного центра в колледже - целенаправленная деятельность педагогов, включенных в коллективную проектную деятельность, объединяющую педагогов и студентов на основе общих интересов. Для ее организации требуется: актуальность проблематики, задач проекта; личная заинтересованность участников; продуманность распределения творческих задач, в русле решения которых предполагается реализация проекта, учет индивидуальных особенностей, возможных межпредметных связей, подключения к проекту различных категорий педагогов, социальных партнеров, специалистов производства, науки и культуры, реальные обозримые сроки и этапы выполнения проекта, привлекательные формы отчетности по результатам выполнения проекта, защиты и пропаганды проекта, полезное использование результатов коллективного труда, поощрение его участников. В условиях проектных объединений, обеспечивающих отношения сотрудничества имеет место особая восприимчивость участников к взаимным воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству, а затем и самостоятельному творчеству.


загрузка...