Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа (23.09.2012)

Автор: Селенков Алексей Николаевич

СЕЛЕНКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2012

Работа выполнена в Государственном бюджетном научном учреждении города Москвы «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (ГБНУ НИИРПО)» в лаборатории психологии и воспитания

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Евтушенко Сергей Викторович

(ГБНУ «НИИРПО»)

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хорошавина Галина Долматовна

(ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э.Баумана»)

кандидат педагогических наук, доцент

Караваев Павел Анатольевич

(ГОУ ВПО «МГОСГИ»)

Ведущая организация: ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации (ФГБОУ ДПО "ИРДПО") (г. Москва)

Защита состоится «23 » октября 2012 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д212.155.09 по защите докторских диссертаций по специальностям: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика), 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 а, корп. 2, ауд. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета по адресу: на сайте ВАК Минобрнауки РФ по адресу: http:// www. vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «21» сентября 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор Л.Н.Анисимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Развитие системы среднего профессионального образования неразрывно связано с преобразованиями, идущими в российском обществе. Обеспечение потребностей личности в качественном профессиональном образовании, а развивающейся экономики – в квалифицированных кадрах - основная задача модернизации профессионального образования. Сформированность профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в системе среднего профессионального образования неразрывно связана с последующим трудоустройством, адаптацией выпускников современных колледжей на производстве.

Современная профессиональная деятельность в условиях рыночных отношений диктуют поиск новых образовательных структур, траекторий подготовки специалистов, в целом обеспечивающих более индивидуализированный, функциональный, эффективный и качественный образовательный процесс, отвечающий социальному заказу на квалифицированного специалистов металлообрабатывающих профессий, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, эффективной деятельности на уровне мировых стандартов.

Профессиональный колледж, интегрирующий начальное, среднее и дополнительное профессиональное образование призван решать современные задачи, стоящие перед профессиональным образованием посредством организации инновационного образовательного пространства, которым является ресурсный центр, где аккумулируются материальные, технические и интеллектуальные, организационно-методические ресурсы коллектива колледжа совместно с партнерами профессионального сообщества в целях повышения качества подготовки специалистов.

Ресурсные центры не получили пока широкого распространения в профессиональном образовании, отсутствует единая система взглядов на их предназначение и пути развития. Тем не менее, эффективность профессиональных колледжей как перспективных учреждений профессионального образования возможна с развитием ресурсных центров, которые смогут успешно решать актуальные проблемы среднего профессионального образования. Жизнедеятельность профессиональных колледжей как учреждений нового типа с развитием ресурсных центров смогут получать системные инновационные импульсы в развитии профессиональной составляющей образования студентов. Динамика влияния ресурсных центров на процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов- выпускников учреждений среднего профессионального образования, характеризуется не общесистемными, а частными изменениями. Наличие данных противоречий вызывает интерес исследователей. Их труды представляют собой добротную основу изучения перспектив развития профессионального образования. Так, существенный вклад в решение проблем профессиональной подготовки внесли исследования П. Р. Атутова, С.Я. Батышева, М. А. Жиделева, Э. Ф. Зеера, В. С. Леднева, С. Е. Матушкина, А. М. Новикова, Э. Д. Новожилова, М. Н. Скаткина; Л.Н.Анисимовой, Л.Д.Деулиной, Н.Н.Лаврова, Г.Д.Хорошавиной; вопросам управления образовательными учреждениями - труды Ю. С. Алферова, Ю. В. Васильева, В. А. Караковского, В. С. Лазарева, Н. Д. Малахова, М. М. Поташника, Е. А. Ямбурга.

Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике в профессиональной подготовки специалистов металлообрабатывающих профессий противоречий между:

- потребностью в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в профессиональном колледже и отсутствием теоретико-методических основ, конкретизирующих организацию данного процесса в инновационном образовательном пространстве ресурсного центра колледжа;

- необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в соответствии с требованиями современного производства и неразработанностью модели формирования названной компетентности в условиях ресурсного центра колледжа, обеспечивающего высокое качество подготовки студентов в период обучения в колледже.

С учетом вышесказанного и указанных противоречий сформулирована проблема диссертационного исследования: на основе каких научно-методических подходах и какими методическими средствами возможно обеспечение качественной подготовки будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа? В рамках решения данной проблемы была определена тема диссертации: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа».

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в колледже.

Предмет исследования: формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа.

Цель исследования: обоснование, разработка и реализация модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа.

Область исследования соответствует пп.11, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 25, 26, 29, 30, 36 паспорта научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

Гипотеза исследования. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа будет наиболее эффективным (и соответственно качество их современной профессиональной подготовки будет соответствовать требованиями работодателя), если:

теоретически обоснована профессиональная компетентность будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа; определены критерии и уровни названной компетентности;

разработана модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов металлообрабатывающих профессий в условиях ресурсного центра колледжа на основе компетентностного и практико-ориентированного подходов в соответствии с образовательными стандартами СПО по профилю подготовки студентов;


загрузка...