Цветовая символика в персидско-таджикской классической литературе (23.08.2010)

Автор: Охониёзов Варка Дустович

ОХОНИЁЗОВ ВАРКА ДУСТОВИЧ

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Специальность: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

ДУШАНБЕ - 2010

Работа выполнена в отделе фольклора и литературы Бадахшана Памирского филиала Института гуманитарных наук Академии наук Республики Таджикистан

Научный консультант: доктор филологических наук,

профессор Шакармамадов Нисормамад

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Шарифов Худои

доктор филологических наук, профессор

Ходжамуродов Олимджон

доктор филологических наук, профессор

Абудусатторов Абудушукур

Ведущая организация: Институт востоковедения и письменного

наследия АН Республики Таджикистан

Защита диссертации состоится «11» ноября 2010г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д047.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33).

Автореферат разослан "____" ___________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Касимов О.Х

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема изучения места и символики цветов в персидско-таджикской литературе по сей день специально не исследовалась и предлагаемая диссертация считается первой попыткой изучения данной темы.

Проблема цветов, отношение к ним и их роль в повседневной жизни людей, верование в них являются актуальными вопросами необходимыми для каждого человека, занимающегося каким-либо видом искусства. Для воспитания чувства прекрасного, эстетики в поколениях необходимо изучение цветов как одного из важнейших символов (инструментов) общения и взаимоотношений между людьми, между человеком и вселенной, между творением и Творцом. Люди в течении тысячелетий использовали различные цвета для выявления в себе сокровенного и сегодня, в наш век, без раскрытия сути и исторически состоявшейся символики каждого из цветов невозможно иметь о них правильное представление. Классическая поэзия персидско-таджикской литературы, выступающая в раскрытии впечатлений и представлений её владельцев в качестве изящнейшего художественного искусства, является одним из основных источников в раскрытии понятий указанной темы. Поэтому проблематика цветов и понятий символики, связанной с ними требует полноценного, системного исследования в персидско-таджикской классической поэзии.

Другая небходимость изучения рассматриваемой темы заключается в том, что исследование вопроса во взаимосвязи с исторической мыслью относительно него становится предпосылкой к формированию и развитию философско-эстетической мысли арийских народов в виде «от простого к сложному».

Новые виды общественно-политических отношений мирового сообщества, наряду со стимуляцией правильных взаимоотношений, также порождают различного рода конфликты и разногласия между членами общества. Одними из общих, крупных проблем мирового сообщества, особенно «третьего мира», в этом плане являются приобретающая всё большее значение социальная конфликтология и развитие гендерного неравенства. Посему, изучение роли цветов в мыслях и представлениях той или иной социальной группы, представителей литературных и философских течений весьма необходимы для решения вышеуказанных проблем. Что касается настоящей диссертации, изучение позиции предков таджикского народа через призму поэзии классической литературы подтверждает такую необходимость.

Современные социально-экономические отношения требуют производства товаро-материальных ценностей, идей, соответствующих нынешним временам. Цвета же являются частью этого производства и этих взаимоотношений. Знание особенностей цветов, их символики, использование их по объективно-интеллектуальному, историко-культурному соотношению во всех видах взаимоотношений способствует политико-экономическому развитию общества. Более того, анализ символики цветов в истории народов арийского происхождения, доведение их смысла до читателей, особенно подрастающего поколения, подвинет их к строительству нового гражданского общества, будет способствовать развитию чувства самосознания.

Объектом дессертационного исследования является поэзия персидско-таджикской классической литературы.

Предметом дессертационного исследования является понятие и символика цветов в классической поэзии персидско-таджикской литературе.

Основная цель диссертации - исследовать место персидско-таджикской классической поэзии в раскрытии отношения её обладателей к мирской жизни и религиозно-философскому мировоззрению, вытекающему из значения, понятий и символики цветов.

Для достижения поставленной цели были запланированы следующие задачи:

- определение исторических источников верования в различные цвета и их символизация в поэзии классической персидско-таджикской литературы;

- иллюстрация степени воздействия доисламских религий в формировании различных символов цветов и их отражение на творчестве поэтов классической персидско-таджикской литературы;

- анализ места цветов в исламе и определение степени их воздействия на поэзию классической персидско-таджиксткой литературы;

- определение символики цветов таджикской устной поэзии, как один из основных источников цветовой символики персидско–таджикской классической поэзии;

- анализ и определение присутствия цветов в мышлении и творчестве поэтов персидско-таджикской литературы Х века.

- иллюстрация мировоззренческой мысли времён Фирдоуси посредством анализа значения и символики цветов в поэмах «Шахнаме»;

- анализ понятия и символики цветов в произведениях поэтов-приверженцев суфизма, как образец их формирования от простого к сложному;


загрузка...