Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России (23.08.2010)

Автор: Горбанёв Владимир Афанасьевич

- проанализировать и выявить особенности взаимосвязей процессов постиндустриализации, устойчивого развития и географического образования;

- обобщить и проанализировать те географические идеи и тенденции, которые затрагивают теоретическую сторону развития среднего географического образования;

- определить цели и задачи среднего географического образования в условиях окончания «холодной войны», постиндустриальной трансформации общества, глобализации мирового порядка и поиска путей его устойчивого развития;

- выявить современные тенденции развития концептуальных основ среднего географического образования в нашей стране и за рубежом;

- обосновать необходимость реформирования содержания и структуры среднего географического образования, являющегося прерогативой исключительно географической науки, как главного направления реформирования среднего географического образования.

Теоретические основы исследования. Исследование основывалось на работах советских, российских и зарубежных специалистов. Составляющая предмет исследования проблематика находится на стыке географии и географической педагогики. Это обстоятельство определило разнохарактерность и многодисциплинарность использованных идей и литературных источников.

В работе рассматривались актуальные направления теоретической мысли в географии с точки зрения образовательных задач (В.А. Анучин, А.Д. Арманд, Н.Н. Баранский, Д.Белл, Л.С. Берг, И.А. Витвер, В.И. Вернадский, В.В. Вольский, Н.Ф. Глазовский, П. Джемс, А.Б Дитмар, С.П.Евдокимов, В.Л.Иноземцев, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков, С.В. Калесник, В.А. Колосов, Н.Н. Колосовский, С.Б. Лавров, Д.Л., Лопатников И.М.Маергойз, В.П.Максаковский, К.К. Марков, Я.Г. Машбиц, Н.К. Мукитанов, Н.Н, Моисеев, В.С. Преображенский, Н.Н. Родзевич, Ю.Г. Саушкин, Г.В. Сдасюк, Л.В.Смирнягин, Б.В. Сочава, П.Хаггет, Д. Харвей, А.Т. Хрущев, Р. Чорли, М.Д. Шарыгин, В.А. Шупер и др).

Были проанализированы почти все отечественные концептуальные теории среднего географического образования (И.И. Баринова, А.М. Берлянт, В. Богучарский, Т.П. Герасимова, В.П. Дронов, А.В. Даринский, В.-Р. Крищунас, В.П. Максаковский, Н.Н.Петрова, В.С. Преображенский, С.В. Рогачев, М.В. Рыжаков, Н.М. Сватков, Д.П. Финаров) и общие проблемы среднего географического образования (В.В. Барабанов, И.И. Баринова, Н.Н. Баранский, Н.Ф. Винокурова, Т.П. Герасимова, И.В. Душина, А.В. Даринский, Т.С. Камерилова, Т.С. Комисарова, В.А. Коринская, В.П. Максаковский, Г.Н. Максимов, В.В. Николина, Н.Н. Петрова, Э.М. Раковская, Н.Н. Родзевич, Л.М. Панчешникова, М.В. Рыжаков, А.Ю. Скопин, И.Т. Суравегина, Э.Л. Файбусович, Д.П. Финаров, Н.М. Чернова, В.А. Щенев и др.).

Методология и методы исследования. В данном исследовании обобщаются результаты по анализу развития отечественного географического образования и разработке новой концептуальной модели среднего географического образования.

Используемая в работе методология определяется междисциплинарностью темы и основывается на интегральном рассмотрении среднего географического образования, сочетающего в себе педагогические и научно-географические подходы. К наиболее важным методологическим построениям, способствующим нашему пониманию путей реформирования географического образования, можно отнести теоретические воззрения на развитие постиндустриального общества В.Л.Иноземцева, теоретические подходы Н.Н.Баранского и В.С.Преображенского, касающиеся первоочередной роли географической науки при реформировании образования; концепцию «от общего к частному» В.-Р.Крищунаса, С.В.Рогачева и др., а также В.Богучарского и З.Тимофеевой, «интегральную» теорию Т.П.Герасимовой, предусматривающую объединение содержания социально-экономической географии СССР (России) и зарубежных стран, а также новейшей истории России и мира.

Базовыми методами исследования явились: системный анализ, историографический (анализ развития географического образования в России (СССР) и за рубежом), хронологического среза, теоретико-аналитический (анализ философских, географических, научно-педагогических идей, изучение нормативной документации РФ об образовании, государственных стандартах образования и т.д.), эмпирический (социологические исследования, педагогический эксперимент), статистический, сравнительный, библиографический. Результатом их комплексного использования стала выработка системного подхода к решению поставленной научной проблемы.

Информационная база. Использованная статистическая информация включает различные индикаторы среднего географического образования. В качестве информационной базы использовались справочники статистических органов как российских, так и зарубежных, аналитические, программные и нормативные документы России и некоторых зарубежных стран. Были использованы архивные материалы, имеющиеся в ряде московских средних школ, а также материалы архива Министерства образования и науки РФ. За период с 1995 по 2004 г.г. автором были проведены интервью со старшими школьниками, абитуриентами, педагогами (российскими и зарубежными), сотни тестирований школьников и студентов-первокурсников.

Научная новизна исследования. Новизна проведенного исследования заключается в разработке инновационной концептуальной модели среднего географического образования, абсолютно необходимой в новых условиях глобализации и постиндустриальной трансформации всей общественной жизни в России. При этом:

- рассмотрены основные концепции современной географической науки, которые должны быть положены в основу географического образования;

- выявлена зависимость устойчивого развития стран от степени постиндустриализации и при этом доказано, что глобальное устойчивое развитие возможно исключительно при достижении всеми странами постиндустриального уровня развития, что даже в отдаленном будущем представляется маловероятным.

- выявлены и проанализированы состояние, динамика, национальная политика России в области среднего географического образования, начиная со второй половины XIX века и по настоящее время; при этом впервые сделан вывод о крайне неудовлетворительном состоянии географического образования в современной России, вскрыты социальные, методологические и содержательные корни этого состояния;

- выявлены современные тенденции развития среднего географического образования за рубежом;

- доказана необходимость реформирования содержания и структуры географического образования, как главного направления реформирования среднего географического образования в России.

Практическое значение исследования. Проведенное исследование преследует, прежде всего, практические задачи:

А) На базе разработанной концептуальной модели среднего географического образования предлагается принципиально новый курс географии в средней школе.

Б) Конечная цель предлагаемого нового курса -- возвращение интереса детей к географии; это позволит будущими гражданами России осознать объективные реалии, правильно ориентироваться в проблемах, стоящих перед страной, таких как демографические и экологические, проблемах модернизации экономики и социальных институтов и др., более глубоко понять их интересы, что уменьшит возможность манипулирования ими со стороны как государственных, так и частных структур.

В) Разработанная концептуальная модель среднего географического образования сможет быть реализована только в том случае, если будет утверждена законодательными органами власти и станет играть роль всероссийского рамочного документа, регламентирующего развитие всех аспектов среднего географического образования. В этом случае она сможет послужить необходимой основой для дальнейшей работы над государственными стандартами образования, учебными программами, учебниками, учебными пособиями и другой методической литературой.

Апробация и внедрение результатов. Результаты проведенного исследования докладывались и были одобрены на Ученых советах Института географии РАН, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, на заседании Секции образования Русского географического общества, на многочисленных национальных и международных конференциях по географии и географическому образованию (Москва, 1996, 1998, 2006 2008 г.г.; Торунь, 1996 г.; Санкт-Петербург,1999 г.; Лондон,1997 г.; Порту,1998 г.; Мендоса,1999 г.; Кенджу,2000 г.; Хельсинки, 2001 г.; Дурбан, 2002 г.; Барнаул, 2003 г.; Глазго, 2004 г., Углич, 2005, Смоленск, 2005 г., Люцерн, 2007 г., Великий Новгород, 2009, Тель-Авив, 2010).

Автором опубликовано более 100 работ по географии, из них 40 – по теме диссертации (в том числе три учебных пособия (одно с соавторами) –5 п.л., 11 п.л. и 4 п.л. соответственно и одна монография – 10 п.л.), из которых 34 основных указаны в автореферате, общим объемом 45 п.л. Из них 12 статей опубликовано в изданиях, рекомендованных ВАК.

Материалы по теме диссертации публиковались в журнале «География в школе», в книге «Values in Geography Education», London, 1998 (раздел), в сборнике «Постиндустриальная трансформация социального пространства России» (Шестые сократические чтения, ИГРАН, 2006), в сборнике «European Geography Education: The Challenges of a New Era» (Washington, 2008), а также в монографии «Географическая наука – решающая компонента реформирования среднего географического образования в России» -- Москва-Смоленск: Универсум, 2005.

Исследование апробировано в ряде средних школ Москвы (в течение 1993-2001 г.г. в школах № 45, 109, «Самсон»).

Разработанная диссертантом концепция среднего географического образования стала победителем Конкурса инновационных проектов, объявленного Министерством образования России и Фондом Дж. Сороса (Проект «Культурная инициатива») в 1994 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих 14 параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 517 наименований на русском и иностранных языках, и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты постиндустриальной трансформации общества, ведущей к углублению его социального и территориального неравенства, а также вопросы взаимозависимости устойчивого развития и постиндустриализации. Рассматриваются перспективы перехода России и других стран мира к устойчивому развитию в условиях постиндустриальной трансформации, а также исследуются вытекающие отсюда задачи географического образования.

Во второй главе рассматриваются современные тенденции развития и особенности географической науки, основные научные концепции современной географии, представляющие интерес для географического образования. В этой же главе раскрываются особенности реформирования среднего географического образования в ряде зарубежных стран, а также анализируется деятельность Международного географического союза в этой области.

В третьей главе критически анализируется динамика теоретических основ развития среднего географического образования в России с середины XIX века по настоящее время, показан уровень географического образования и географической культуры современной российской молодежи. Глава завершается подробным рассмотрением и анализом имеющихся на сегодня концепций среднего географического образования в России.

В четвертой главе излагаются новые научные подходы к содержанию и структуре среднего географического образования в России, дается обоснование создания новых концептуальных основ развития географического образования и предлагается разработанная диссертантом инновационная концепция среднего географического образования в России в условиях глобализации, расширения постиндустриальных функций, а также с учетом новых реалий, сложившихся в России и вокруг нее.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава посвящена рассмотрению процессов постиндустриализации, глобализации и концепции устойчивого развития.

В первом параграфе рассматриваются теоретические аспекты постиндустриализации.

Главными признаками постиндустриального общества исследователи называют радикальное ускорение научно-технического прогресса, снижение роли материального производства, развитие сферы услуг, изменение мотивации и характера человеческой деятельности, появление нового типа ресурсов.

Важнейшей составляющей постиндустриальной трансформации является современная научно-техническая революция. На основе технологического прогресса нематериальное производство получает качественно новые возможности, в результате чего жизненный уровень постиндустриальных стран растет. Развитие производства стимулирует потребность в постоянном росте квалификации работников, вследствие чего образование обретает значение важнейшего фактора, обеспечивающего человеку социальный статус. Человек, освобожденный от необходимости постоянного поиска средств для существования, получает возможность удовлетворять свои потребности более высокого уровня; возникают новые ценностные ориентиры творческой направленности. Именно творчество становится наиболее распространенной формой деятельности, основной нематериальной составляющей постиндустриальной трансформации. Конечно, творчество существовало во все эпохи, но как решающий хозяйственный элемент, оно стало выступать только в постиндустриальную эру.

Важное проявление НТР – вытеснение человека из сферы материального производства. В результате происходит изменение структуры занятости: сокращается доля занятых в промышленности и тем более в сельском хозяйстве и растет доля занятых в сфере услуг. Наука, знания и информация, как непосредственные производительные силы общества, сегодня оказываются важнейшим фактором развития хозяйства.

Резко падает доля занятых в сельском хозяйстве. Если в начале ХХ в. в аграрных секторах США и европейских стран было занято порядка 40% экономически активного населения, то в середине ХХ в. уже 20%, а сегодня в сельском хозяйстве США занято 1.5%, Великобритании – 1%, Франции – 4% э.а.н.

Начиная с 70-х годов, в развитых странах начала падать доля занятых в промышленном производстве. Сейчас эта доля составляет 20-35% э.а.н.


загрузка...