Медиа-рекламная картина мира: структура, семиотика, каналы трансляции (23.08.2010)

Автор: Ежова Елена Николаевна

Методологической базой исследования, опирающегося на основополагающие принципы системности, детерминизма, историзма и единства теоретико-логического и исторического в изучении предмета, выступают философские концепции взаимосвязи мышления, сознания, языка и действительности; положения о диалектическом единстве эмпирического и теоретического видов знаний; базовые принципы и категории диалектики, отражающие всеобщую корреляцию языковых и внеязыковых явлений; феноменологический подход и теории нелинейных динамик и синергетики. В соответствии с этими общефилософскими принципами медийно-рекламный текст (далее МРТ) представляется материальной, объективной, динамической, функционирующей и развивающейся системой, продуцирующей особую модель реальности – медиа-рекламную картину мира.

Методы и приемы исследования обусловлены спецификой его предмета и объекта, концепцией, материалом и соотносятся с поставленными целью и задачами.

Общенаучная методология исследования опирается на структурно-системный подход, общий функциональный анализ, принцип симметрии, дополнительности, феноменологический метод, институционально-дискурсивный метод, коммуникационный подход и деятельностный подход.

Структурно-системный подход позволяет рассматривать МРТ как гетерогенное структурно-системное образование, формируемое на основе связи и взаимодействия визуального и вербально-акустического слоев и моделируемое в системе координат гармонической организации текста – горизонтали, вертикали и глубины; продуцируемую этими текстами МРКМ – как виртуально-идеальную модель реальности, включающую отдельные экзистенциональные сферы.

Функциональный анализ позволяет выявить дифференцирующие и интегративные признаки таких социокультурных феноменов, как СМИ и реклама, на основе сопоставления их задач и выполняемых функций. Кроме того функциональный анализ предполагает исследование функционирования элементов различных знаковых систем в структуре МРКМ как мозаичного единства, возникающего на основе отражения различных фрагментов медиа-рекламной реальности.

Принцип дополнительности позволяет рассматривать разнородные картины мира как коррелирующие в процессе восприятия действительности; эти картины мира, представляя ракурсные взгляды на одно и то же явление, приближают воспринимающего субъекта к познанию сущности. В соответствии с принципом дополнительности МРКМ и продуцирующие ее медийно-рекламные тексты рассматриваются «стереоскопично», т. е. в разных «проекциях». При интерпретации структур МРКМ устанавливается корреляция различных парадигм познания (науки, философии, искусства, средств массовой информации, рекламы). Концепты МРКМ, в том числе концепты «Пространство» и «Время», реализуются в различных модусах, обнаруживают множественность смыслов, складывающихся на основе принципа дополнительности в ментальное единство (ментальную целостность). Этот принцип направлен на изучение антиномичности МРТ как структурно закрытого и семантически открытого феномена.

Феноменологический метод используется нами и как философско-эстетический, и как аналитически-прикладной. В философско-эстетическом плане феноменологический метод позволяет обратиться к понятию жизненного мира как горизонта повседневного индивидуального человеческого опыта и универсума интенциональных значений – мира, который выполняет интегративную функцию и служит единым основанием для различных картин мира. В прикладном плане феноменологический метод позволяет выявить на основе соотнесенности знаковых единиц с интенциональными структурами такой параметр организации МРТ, как глубина, формируемая различными по глубине структурами сознания – от поверхностных (схем, сценариев, фреймов, эйдосов – «чистых» представлений и др.) до самых глубинных (символов, мифологем, архетипов). Этот метод применяется в корреляции с принципами когнитивной лингвистики, в рамках которой язык и другие знаковые системы рассматриваются как механизмы и инструменты смыслообразования и репрезентации представлений и знаний человека о мире.

Институционально-дискурсивный метод позволяет рассматривать средства массовой коммуникации и рекламу как статусно-ориентированные институциональные типы дискурса, специфицируемые особыми статусно-ролевыми и ситуативно-коммуникативными характеристиками участников общения; условиями общения и определенными хронотопами; мотивами и стратегиями общения; канальностью, стилем и жанром общения.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение журналистики и рекламы как массово-информационной деятельности, направленной на управление сознанием и изменение поведенческих установок аудитории.

Частнонаучная методология формируется на основе традиционных методов журналистского исследования: это контент-анализ; описательный метод; метод наблюдения; метод сплошной выборки; метод компонентного анализа; метод тематической классификации; метод дефиниционного анализа; метод когнитивного анализа; метод статистической обработки данных; метод обобщения; функционально-семиотический метод; системно-функциональный метод; метод теоретического моделирования; структурно-фреймовый анализ; контекстуальный анализ.

Объектом исследования выступает современное инновационное медийно-рекламное пространство, представляющее собой симбиотическую структуру, – медиа-рекламная картина мира.

Предметом анализа являются структурно-семиотические, когнитивно-информационные и формообразующие характеристики МРКМ, её функции и статус модели виртуально-идеальной реальности в современных СМИ.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили следующие материалы: 1) тексты печатной, радио- и телевизионной рекламы за 2001–2008 годы, транслируемые общероссийскими и региональными СМИ, а также интернет-реклама (за 2004–2008 годы); 2) новостные выпуски российских центральных (Первый, Россия, НТВ) и региональных (ГТРК «Ставрополь», АТВ-Ставрополь) телеканалов; 3) материалы социологических исследований СМИ и рекламной коммуникации по коммуникативным блокам «журналист», «контент», «канал», «аудитория», «социальные эффекты»; 4) контент-анализ рекламы на радио и телевидении, в сети Интернет; рекламных материалов в периодической печати, специализированных рекламных журналах «Рекламный мир», «Реклама. Теория и практика», «Рекламные технологии», «Реклама и жизнь», «Рекламные идеи», «Рекламодатель. Теория и практика», «Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations»; специализированных рекламно-информационных изданиях; 5) материалы международных, российских и региональных научных и научно-практических конференций, диспутов, семинаров, круглых столов по проблемам СМИ, рекламных технологий и рекламного маркетинга в России (2001–2010 годы); 6) Федеральные законы РФ – «О средствах массовой информации»; «О рекламе» и поправки к нему; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; «О защите прав потребителей»; Международный кодекс рекламной практики; решения, постановления и материалы Рекламного совета России. В эмпирическую базу исследования вошли также труды прикладного характера, освещающие стратегии, тактики, принципы и этапы рекламного процесса, планирование, проведение конкретных рекламных кампаний. Это работы таких специалистов в сфере рекламы и рекламного маркетинга, как Филипп Александров, К. В. Аржанов, Б. Л. Борисов, И. А. Гольман, Н. А. Голядкин, Т. Э. Гринберг, И. В. Грошев, А. А. Дударева, И. А. Имшинецкая, А. В. Катернюк, А. И. Коханенко, И. Г. Морозова, А. Н. Назайкин, М. В. Петрушко, Т. А. Пирогова, В. Л. Полукаров, А. П. Репьев, Ю. Рымашевская и др.

Общий объём картотеки рекламных текстов составил около 3000 единиц.

Основной целью диссертационной работы является обоснование и разработка концепции медиа-рекламной картины мира симбиотического типа как модели виртуально-идеальной реальности в современных СМИ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1) проанализировать важнейшие современные концепции СМИ, рекламы, теории рекламной коммуникации и рассмотреть СМИ и рекламу в СМИ как взаимодействующие социокультурные моделирующие системы;

2) установить и обосновать статус МРКМ и охарактеризовать её в онтологическом, аксиологическом и социокультурном аспектах;

3) определить принципы взаимодействия основных конституентов МРКМ – СМИ и рекламы – по способу, целям и характеру формирования в единое медиа-рекламное социокультурное пространство;

4) параметрировать МРКМ как инновационную модель виртуально-идеальной реальности в современных СМИ, представляющую собой симбиотическое рекламно-информационное образование;

5) выявить медийно-рекламный аспект феномена информации в социально-маркетинговых процессах;

6) определить основные принципы и когнитивные механизмы формально-семиотической структурации гетерогенного медийно-рекламного текста;

7) изучить и представить когнитивно-семантические и информационно-семиотические основания МРКМ;

8) установить и описать компоненты, структуру, основные принципы и способы организации субъектно-объектного континуума в МРКМ;

9) раскрыть фреймовую природу медийно-рекламного мышления и рассмотреть фреймовость как принцип организации МРКМ;

10) исследовать пространственно-временную моделируемость МРКМ и её корреляцию с виртуальной реальностью.

Научная новизна исследования определяется как постановкой новой проблемы и способами её научного решения, так и следующими факторами: 1) впервые в рамках журналистики выдвинуто положение о формировании современными СМИ особого симбиотического социокультурного поля – медиа-рекламной картины мира – и осуществлено её исследование в проблемном модуле структурной организации, когнитивно-семантических и семиотических оснований, каналов трансляции, символьно-образного содержания; 2) субъектно-объектный мир медийно-рекламного пространства показан как единый в функционально-суггестивном аспекте семиотический континуум, в основе организации которого лежит принцип представленности объекта-товара в системе жизненных ценностей субъекта; 3) впервые медийно-рекламный семиозис и его результаты исследуются в рамках пространственно-временного континуума, что позволяет охарактеризовать его как креативный механизм моделирования особой – медиа-рекламной – картины мира; 4) впервые выявлены и параметрированы важнейшие моделеструктурирующие компоненты, центр и периферия МРКМ как симбиотической информационно-суггестивной суперструктуры в системе современных СМИ, посредством которой осуществляется моделирование виртуально-идеальной реальности нового типа.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется инновационностью подхода к выделению и концептуальному описанию (представлению) нового типа картины мира – медиа-рекламной; теоретически релевантными для журналистики являются положения работы, многоаспектно характеризующие современные СМИ как целостное информационно-коммуникационное поле, постепенно модифицирующееся в коммерческо-рекламное образование глобального типа. Вводятся и теоретически обосновываются новые понятийно-терминологические комплексы (функционально-прагматические модули; семиотические операторы; организация вербального, визуального, акустического слоев медийно-рекламных текстов; ансамблевость фактур МРТ; семантическая изотопичность МРТ; синестетичность медийно-рекламного моделирования и др.); осуществляется расширение интерпретативных рамок и углубление семантики базовых для данной проблематики научных терминов (медиа, медийность, реклама, картина мира и др.), а также развитие понятийно-терминологического аппарата журналистики, связанное с разработкой и внедрением новых понятий, категорий, терминов – медиа-рекламная картина мира, симбиотический тип картины мира, медийно-рекламный текст, рекламный семиозис, смс-реклама, фреймовость как способ моделирования и др.

Теоретически значимым является описание пространственно-временного континуума как креативного фактора моделирования МРКМ и виртуальной реальности; изучение фреймовости медийно-рекламного мышления и рассмотрение его как структурообразующего фактора и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы, результаты и материалы могут быть рекомендованы для использования при дальнейшей разработке аспектов общей теории журналистики и рекламоведения; они являются практически значимыми в учебном процессе в вузе – для чтения лекций по основам журналистики, социожурналистики, по теории и практике рекламы; при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам СМИ и рекламных технологий; при написании курсовых и дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций. Кроме того, результаты исследования могут иметь значимость в практической деятельности специалистов рекламных, маркетинговых и PR-агентств, а также брендинговых агентств и креативных бюро.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Получив наиболее интенсивное развитие в последней четверти ХХ века, реклама впитала в себя черты той эпистемологической реальности, которая была сформирована в результате развития новых возможностей телекоммуникации, глобализации масс-медиа и коррелирующего с этими процессами становления постмодернизма, ставшего точкой пересечения структуры идей научно-технологической и социокультурной парадигм. Единство способов восприятия действительности в рекламе и СМИ как фрагментарной, мозаичной картины, постоянно меняющейся, аморфной и многовариантной в своем развитии, обусловливает органичное встраивание рекламы в медийное пространство. Реклама оказывается адекватна самой сути медийности как свойства саморефлективной информационной среды, в которой происходят процессы, связанные не столько с отражением, сколько с моделированием реальности.

2. Картина мира, продуцируемая СМИ в настоящее время, по всем основным критериям и системообразующим параметрам принципиально отличается от картины мира, которую формировали СМИ до 90-х годов прошлого века. Эта принципиально новая по основаниям, характеру, функциям и субъектно-объектным параметрам картина мира – медиа-рекламная – отражает деятельность СМИ по рекламированию как инновационному для российской ментальности процессу перекодирования сознания миллионов граждан России с целью побудить к конкретному социальному действию – приобрести товар, рекламируемый различными каналами СМИ.

3. МРКМ представляет собой инновационный тип КМ – симбиотический, определяемый по способу взаимодействия конституентов (СМИ и рекламы), а также по целям и характеру формирования в единое медиа-рекламное социокультурное образование. МРКМ формируется на основе и принципах таких взаимоотношений медиа и рекламы, которые приносят взаимную пользу (коммерческую выгоду).

МРКМ образуют функционально-прагматические модули «радиореклама», «телереклама», «журнальная реклама», «газетная реклама», «кинореклама», «интернет-реклама», т. е. такие самостоятельные рекламные образования, которые формируются и передаются исключительно по каналам СМИ.

4. МРКМ системно организована и формируется на базе таких информационно-дискурсивных комплексов, вычленяемых на основе противопоставленности объектов рекламирования, как коммерческая реклама, социальная реклама, государственная реклама, политическая реклама. Основание МРКМ формирует коммерческая реклама, составляющая наибольшую часть всего рекламного массива и прямо реализующая коммуникативно-маркетинговую цель рекламной коммуникации – привлечение внимания аудитории к товару, формирование и / или поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке.

5. МРКМ представляет собой виртуально-идеальную модель реальности, формируемую комплексом каналов СМИ. Виртуальность как атрибутивный признак этой модели проявляется в размывании границ между реальным и ирреальным, в искусственности созданной рекламно-информационной среды как организованного пространства симулякров – знаков с опустошенным или замещенным ценностным содержанием. Идеальный характер этой модели как когнитивного образования проявляется в её образцовости, поскольку медийная реклама посредством всех каналов трансляции внедряет новые культурные приоритеты, пристрастия и потребительские стереотипы, формируя вещный идеал, который осознается как высшая цель деятельности, стремлений, жизни в целом, – обладание как главный смысл бытия.

6. Информационно-субстанциональной основой всей МРКМ является медийно-рекламный текст, представляющий собой особое когнитивно-суггестивное образование, информационным содержанием которого является рекламный образ. Медийно-рекламный текст формируется гетерогенными семиотическими единицами на основе принципов моделируемости и повторяемости, транслируется различными каналами СМИ с целью коммерческого информирования и побуждения аудитории совершить конкретное действие – покупку.

7. Моделирование медиа-рекламного пространства (мира) посредством всех единиц языка, невербальных феноменов, различных семиотических операторов опирается на когнитивно-прагматические и психолого-коммуникативные механизмы и принципы, важнейшим из которых следует признать семиотико-ментальную субстанциональность МРКМ.

8. Субъектно-объектный мир медийно-рекламного пространства как структурно-семиотическая основа идеально-виртуальной модели реальности представляет собой единый в функционально-суггестивном аспекте семиотический континуум, в котором сфера рекламируемых объектов, мотивирующая весь смысл рекламной коммуникации, неразрывно связана с субъектной сферой, направленной на представление объекта-товара в системе жизненных ценностей субъекта.


загрузка...