Эволюция концепций государственной политики экономического роста (23.08.2010)

Автор: Акимова Елена Николаевна

Сторонники концепции социального рыночного хозяйства, не абсолютизируя роль государства, видя его «провалы», наряду с «провалами» рынка, выступают за сосуществование рынка и государства в неразрывном единстве, где рынок обеспечивает экономическую эффективность, а государство поддерживает основы его эффективности и конкурентности. Соответственно, социальная политика социального государства есть формирование экономической среды, способствующей активизации каждого члена общества и гарантирующей каждому достаточный доход и уверенность в завтрашнем дне.

Концепция социального рыночного хозяйства легла в основу экономической политики Л. Эрхарда, обеспечив стране чрезвычайно высокие темпы роста, так называемое «немецкое экономическое чудо». Сам Эрхард отвергал понятие «экономическое чудо», считая то, что произошло в Германии, результатом честного усилия всего народа, которому были предоставлены основанные на принципах свободы возможности прилагать и применять свою энергию. Добавим, что эту энергию и инициативу пробудила продуманная, последовательно осуществляемая политика Эрхарда, его уверенность в эффективности проводимых реформ.

В результате была снята проблема выживания, в Германии сформировалась одна из наиболее развитых в мире систем социального страхования, созданы условия для честной конкуренции. К началу 60-х годов произошло увеличение ВВП Западной Германии по сравнению с 1950 г. почти в три раза, среднегодовые темпы роста экономики составили 10%, а безработица составила всего 1%.

На германском примере мы видим, что при разработке экономической политики важное значение приобретает определение ее целей. В основе целей государственной политики лежат основные общественные ценности. В основу концепции социального рыночного хозяйства положены такие наиболее существенные общественные ценности как свобода, справедливость, безопасность и прогресс.

Говоря о свободе, следует отметить, что она может быть формальной, когда человек имеет право на что-то, и материальной, когда есть реальная возможность осуществления принятого решения, достижения своей цели. Решая вопрос, должно ли государство гарантировать кроме формальной и материальную свободу, и может ли свобода быть полной, важно помнить: если усилия государства в решении этого вопроса окажутся чрезмерными, то государство превратится в тоталитарное. Поэтому необходимо создание рамочных условий деятельности людей, когда государство определяет и ограничивает права личности, устанавливает права собственности, записывает в Конституции, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Справедливость как ценность рассматривается, с одной стороны, как справедливость поведения, она означает равенство всех перед законом и исключение дискриминации. И это должно гарантироваться государством. С другой стороны, справедливость распределения между индивидуумами и группами, при этом равные права не влекут одинаковых для всех экономических результатов. Здесь важно обеспечить справедливое вознаграждение каждого за его хозяйственный вклад.

Еще одна общественная ценность – безопасность. Различают следующие формы рисков, угрожающих безопасности людей: риски потери работы, риски потери доходов и имущества и риски утраты трудоспособности, а также риски потери бизнеса в результате рейдерства. Усилий отдельного человека не достаточно для предотвращения этих рисков, поэтому необходима помощь со стороны государства, которое может ограничить свободу во имя безопасности. Поскольку возможен конфликт между безопасностью и свободой, важно найти компромисс между ними, и в этом велика роль государства.

Общественной ценностью также является прогресс, который ученые рассматривают как приумножение знаний и их применение. При этом представители конструктивистского рационализма считали, что прогресс это всегда движение к лучшему. Автору ближе точка зрения представителей критического рационализма: на пути прогресса возможны неожиданности и ошибки. Если смотреть с позиций государственной политики, то только в свободном обществе возможно открытое обсуждение и преодоление отрицательных последствий прогресса. В экономике же прогресс проявляется в форме инноваций продуктов и процессов, когда конкуренция заставляет предпринимателей следовать за лидером, приводя к структурным преобразованиям.

С основными ценностями общества связаны цели экономической политики. Ими могут быть полная занятость, стабильность цен, экономический рост и др. Важно, чтобы цели были совместимыми, а не противоречили друг другу, иначе возможна антиномия целей или конфликт.

На основные ценности общества должны быть сориентированы экономические концепции и программы решения конкретных хозяйственных проблем, которые также должны быть обеспечены политическим консенсусом. Именно такой подход имел место при осуществлении концепции социальной рыночной экономики в Германии. В ней соединились свободный рынок и социальное выравнивание, т.е. свобода и справедливость, а также безопасность и прогресс.

Заслуживает внимания немецкая модель социальной политики, занимающая существенное место в концепции социального рыночного хозяйства. Она базируется на системе обязательного социального страхования, которая сложилась еще при Бисмарке. За социальную политику в стране отвечает не только государство, но и работодатели, и наемные работники, ставшие социальными партнерами и принявшими на себя взаимные обязательства.

Жесткая связь между заработком и возможностью получения компенсаций увеличила личную ответственность работника за свою социальную безопасность, которая гарантируется также системой индивидуального учета внесенных на протяжении всей активной жизни сумм. В результате лучше обеспечен тот, кто больше работает, больше зарабатывает и аккуратно платит социальные отчисления. Людям со слабыми возможностями активного трудового участия помощь оказывают негосударственные, например, муниципальные службы помощи или церковная и светская благотворительность.

В результате такой социальной политики сократилась нагрузка на государственный бюджет и уменьшилась зависимость граждан от государства, что укрепило действие рыночных законов.

В настоящее время с целью сохранения трудовой мотивации при достаточно высокой помощи малообеспеченным гражданам, а также учитывая реалии стареющего общества, в Германии проводится реформа социально-экономических отношений, в основу которой положен принцип субсидиарности. Его смысл в том, что гражданин несет личную ответственность за себя и своих близких – семью, соседей, а государственные структуры не должны выполнять то, с чем могут успешно справиться граждане и местные сообщества. Такой подход способствует хотя бы частичному восстановлению возвратного характера системы социальной защиты и ее дебюрократизации.

Развитие самодеятельности граждан важно и как противовес проявившейся с конца XIX века мегатенденции «усиления институтов централизованного регулирования рыночного хозяйства в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу», названной Д. Хиксом «административной революцией».

Отметим, что континентальная Европа реализует, в основном, немецкую модель социальной политики, хотя в разных странах присутствует своя специфика.

Разрабатывая отечественную социальную политику, следует взять на вооружение следующие моменты: немецкий опыт постоянного, но постепенного и медленного преобразования; уважение к трудовому вкладу наемных работников в системах социального страхования; умение учитывать и снижать трансакционные издержки, оптимально сочетая солидарный и страховой подход в первую очередь в пенсионном и медицинском страховании; законопослушание граждан и устойчивость законов; государственная поддержка любых легитимных форм самозанятости и самообеспечения; децентрализация управленческих полномочий и финансовых ресурсов параллельно с развитием общественных инициатив взаимопомощи и повышением ответственности каждого человека за себя и за развитие ближайшей социальной среды.

Краеугольным камнем концепции социального рыночного хозяйства является конкуренция. Реформы 90-х годов в России привели к утверждению частной собственности, как основы конкуренции, формированию рыночных отношений, но роста уровня жизни значительной части населения не произошло. Связано это в значительной степени с высоким уровнем монополизации и олигополистического контроля отдельных рынков. И хотя Й. Шумпетер отмечал позитивный вклад монополий в технологическое развитие, к большинству российских монополий и олигополий это не относится, т.к. они используют дополнительные доходы не для совершенствования своей продукции или улучшения благосостояния наемных работников, а на личное обогащение владельцев и топ-менеджеров.

Важно, и то, что развитие конкуренции в России нанесет удар по неэффективным собственникам. Именно конкуренция создает спрос на инновации.

Немецкий опыт показал, что государство должно поддерживать конкуренцию. Руководство нашей страны осуществляет определенные шаги в этом направлении. Закон «О защите конкуренции» (2006 г.) облегчает Федеральной антимонопольной службе (ФАС) борьбу с недобросовестной конкуренцией, с монопольным сговором.

Для развития конкуренции необходимо поощрение малого и среднего бизнеса. Без множества средних и малых предприятий, более смелых и рисковых в инновационном отношении, не смогут развиваться и крупные корпорации. Но развитию малых и средних предприятий мешает то, что из-за сильного государственного контроля, многие из них связаны с теневой экономикой. Поэтому, насаждая конкуренцию, параллельно нужно формировать правовое государство. Задача государства - не управление экономикой, а обеспечение необходимой институциональной среды для ее стабильного функционирования в рамках закона.

Все это вместе – конкуренция, малое и среднее предпринимательство и соответствующие правовые рамки - будет способствовать росту инициативы граждан, которая является источником общественного развития и экономического роста, что видно на примере Германии.

При формировании конкуренции в России есть на кого опереться: многие средние собственники, уже сегодня работают в условиях жесткой конкуренции, поколению молодых менеджеров конкуренция открывает перспективы карьерного роста. Кроме того, снятие многих ограничений сделает экономику России более привлекательной для зарубежных инвесторов. В конечном счете, эффективно функционирующий рыночный порядок, поддержание которого – задача социального государства, обеспечит рост благосостояния российского населения.

Говоря о конкуренции, следует учитывать и процесс глобализации, в результате которого мировое хозяйство превращается в единый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это еще одна причина, почему современное государство должно заниматься проблемами конкуренции, способствовать ее развитию, при этом ограничивая определенными институциональными рамками, устанавливая определенные «правила игры».

Кроме конкуренции, большую роль в социальном государстве играет личная свобода каждого человека, которая не мыслима без обеспечения достойного уровня благосостояния. Задача социального государства – создать условия, при которых каждый трудоспособный член общества будет иметь возможность работать и обеспечивать себе хороший уровень жизни. Чем меньше людей будут нуждаться в пособиях и помощи государства, тем эффективнее его политика в этом направлении. В XXI веке это особенно важно, т.к. в современном обществе основное богатство страны - люди, ее человеческий капитал, и термин «работающие бедные» в таком обществе не приемлем.

Но, с другой стороны, нужно учитывать, что предоставить гражданам личную свободу означает лишить их постоянной зависимости от чиновников, которые в такой зависимости заинтересованы, т.к. она оправдывает их существование, а часто является и источником дополнительного дохода.

В то же время обойтись без государства, без чиновников невозможно, т.к. именно государство должно формулировать равные для всех правила, требовать честной уплаты налогов, защищать малообеспеченные слои населения, жестко контролировать расходование средств социальной помощи, добиваться своевременной и полной выплаты зарплат и пенсий, т.е. обеспечивать экономическую дееспособность субъектов хозяйственной деятельности. Смысл в том, чтобы в стране существовала институциональная среда не затрудняющая, а наоборот, способствующая предпринимательской активности. В этом критерий эффективности работы государства, и для этого оно должно быть сильным.

Подводя итог, отметим, что германский опыт давно стал достоянием европейской культуры, как в бизнесе, так и в решении социальных вопросов, что вошло в документы Евросоюза. Германскую концепцию социального рыночного хозяйства отличают четкая формулировка основных общественных ценностей, вытекающих из них целей и задач экономической политики, развитие конкуренции, ограниченной определенными институциональными рамками, продуманная социальная политика, а также государственная политика, определяющая «правила игры». Это то, что заслуживает внимательного изучения и применения при разработке российской экономической политики. В настоящее время речь идет о переводе деятельности отечественного бизнеса и государства на европейские стандарты с соблюдением социальных гарантий.

В Заключении подведены итоги проведенного исследования, сделаны обобщения и выводы, касающиеся эволюции концепции государственной политики экономического роста.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии:

1. Акимова Е.Н. Эволюция концепций государственной политики экономического роста. Монография. – М.: Издательство МГОУ, 2010. – 336 с. (21 п.л.).

2. Акимова Е.Н., Чистоходов А.Ю. Государственная политика экономического роста и платежеспособный спрос. Монография. – М.: Издательство МГОУ, 2008. – 185 с. (11,65/5,83 п.л.).

3. Акимова Е.Н. Потребность в труде и платежеспособный спрос. Монография. – М.: Издательство МГОУ, 2007. – 138 с. (8,63 п.л.).

В изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

4. Акимова Е.Н., Опалева О.И. Инновационная составляющая развития России // Финансы и кредит, 20 (404) – май 2010. (0,4 п.л.).

5. Акимова Е.Н. Социальная рыночная экономика – выбор России. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика», № 2 – М., Издательство МГОУ, 2010. – С. 51-56 (0,5 п.л.).

6. Акимова Е.Н. Трудности инновационного развития // Креативная экономика. – М., 2010. – Февраль. – С. 58-61 (0,22 п.л.).

7. Акимова Е.Н. Характер труда и потребления в экономике знаний (условия послекризисного развития) // Труд и социальные отношения, № 5 (59)- 2009. – С. 92-97 (0,35 п.л.).

8. Акимова Е.Н., Семенова Г.Н. Повышение производительности труда как фактор инновационного развития экономики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика», № 3 – М., Издательство МГОУ, 2009. – С. 41-45 (0,34/0,17 п.л.).


загрузка...