Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала: теория, методология, практика (23.05.2011)

Автор: Якимчук Светлана Васильевна

ЯКИМЧУК СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ

В ИНТЕРЕСАХ РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА:

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями, экономика труда

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Воронеж – 2011

Работа выполнена на кафедре экономической теории и международного бизнеса ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

ШУЛЬГИНА Лариса Владимировна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,

АЖЛУНИ Аднан Марович

(ГОУ ВПО «Орловский филиал Российской академии государственной службы»)

доктор экономических наук, профессор

МОСКОВЦЕВ Валерий Витальевич

(ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет»)

доктор экономических наук, профессор

ФЕДЧЕНКО Анна Александровна

(ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»)

Ведущая организация:

ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет

Защита состоится 5 июля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.035.03 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная технологическая академия» по адресу: 394036, г. Воронеж, проспект Революции, 19.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия».

Автореферат разослан мая 2011 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Е. Л. СМОЛЬЯНОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Рост человеческого капитала тесно связан с инновационным развитием общества. Именно способности, знания и компетентность работников определяют конкурентоспособность общественных систем в области инновационного развития. Важную роль в росте человеческого капитала играет вклад государства как главного социального инвестора в национальной экономике. Одной из форм такого инвестирования является финансирование социальной защиты населения. Однако государство не остается единственным вкладчиком в развитие человеческого капитала. Социальными инвесторами являются также предприятия, общественные организации и семья. При этом социальные инвестиции направляются на развитие таких способностей и достижение таких компетентностей работников и членов их семей, которые будут способствовать инновационному развитию общества.

Социальная защита является особой сферой деятельности общества и важнейшей социально-экономической задачей государственной политики. Как организованная система она существует во многих странах мира, и на ее поддержание государства расходуют не менее 25% ВВП. В мировом сообществе идет модернизация разных экономических систем, связанная с их инновационным и социально-ориентированным развитием, но она особенно необходима в современной России, так как состояние социальной защиты россиян остается проблематичным. Несмотря на то, что большая часть общества в условиях рынка может самостоятельно обеспечить свое существование, остается другая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу причин, связанных с возрастом, состоянием здоровья, демографическими или политическими переменами. В условиях многолетнего реформирования России десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, беженцы, мигранты, переселенцы-соотечественники за рубежом) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. Поэтому особую роль приобретают инновационные подходы к управлению социальной защитой, связанные с появлением ее нового состояния, нацеленные на адресность, планомерное и качественное обслуживание, поддерживающее характеристики личности работника, формирование и использование его человеческого капитала.

Отличительной чертой индустриальной эпохи явилось создание в большинстве государств возможностей перехода от индивидуальной ответственности людей за свою жизнь, здоровье и развитие способностей к государственному социальному обеспечению минимального или общественно нормального уровня жизни своих граждан. Располагая средствами, накопленными и зарезервированными в результате развития индустрии, государства приняли на себя, кроме фискальной и оборонительной функцию социальной защиты населения, опираясь на международные регламенты прав и свобод человека. По существу, государства инвестировали средства в нормальное развитие и поддержание уровня жизни собственного населения, создавая справедливые социальные условия его жизнедеятельности, направляя социальные инвестиции в те слои населения, которые нуждались в социальной защите, способствуя росту и развитию человеческого капитала. Ведь социальная защита в мире создает не только возможности равного доступа к достижениям социума, но и использование человеческого капитала в инновационной сфере.

Сегодня современными достижениями науки и техники может пользоваться только один миллиард населения мира из шести. И, хотя в течение последнего десятилетия были сделаны выводы об улучшении тенденций в сфере здравоохранения и образования, ситуация в сфере трудоустройства, миграции и демографии остается, по-прежнему, напряженной как в России, так и в мире.

Постоянные изменения социального развития общества в виде военной агрессии, революций, технического и культурного прогресса, с одной стороны, сократили возможности для ожидаемого развития социальной защиты населения, а с другой стороны, создали новые потребности в защите жизни и способностей личности. Появилась необходимость формирования современной, новой модели управления социальной защитой населения.

Социальная защита как общественный институт является междисциплинарным явлением. Социальная составляющая этого института дополняется правовым, экономическим, социологическим, политическим содержанием. Наиболее развита методология и практика социальной защиты в юриспруденции, так как основа социальной защиты – законодательные акты. Однако актуален и экономический аспект социальной защиты, ведь в условиях нарастания материальной, моральной и демографической дифференциации в обществе рост расходов на социальную защиту неизбежен. В последнее время активизировались исследования социальной сферы, ее закономерностей и институтов с целью эффективного управления ими в обществе. Эти исследования показали, что большинство государств не гарантирует и не обеспечивает человеку необходимый прожиточный минимум, а многие правительства снижают свою долю ответственности за отрицательные для человека последствия, связанные с современным уровнем капиталистического развития.

В России в течение постсоветского развития изменилась функциональная роль государства как непосредственного и монопольного субъекта экономических отношений по социальной защите населения. Трансформации социально-экономической жизни проходят в условиях разрушения привычной патерналистской системы защиты населения, ограниченности бюджетных средств на социальную защиту населения от рыночных рисков, крушения системы жизненных ценностей у большинства зрелого населения страны.

Имеет место частичная передача частному (негосударственному) сектору функций социальной защиты путем его привлечения к системе обязательных гарантируемых форм поддержки населения и развития негосударственных форм различных видов социальной защиты. При этом действия государства бывают непоследовательны и противоречивы и часто вызывают острое неприятие населения (например, процесс демонетизации льгот), социальные конфликты. Намерения правительства относительно роста средств для социальной защиты населения не успевают за инфляцией. Вследствие этого применяемые государством меры по управлению социальной защитой нуждаются в систематизации и обосновании их целесообразности.

В то же время заметной в течение последнего пятилетия стала социальная ответственность бизнеса как способность решать проблемы социальной защиты путем корпоративного социального инвестирования. Удельный вес социальных расходов в валовых продажах компаний вырос в среднем с 1,96 до 3,76%. Вместе с тем, компании уже с 2008 года начали экономить социальные инвестиции: их доля в балансовой прибыли сократилась вдвое. Тем не менее, опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости государственно-частного сотрудничества в национальной системе социальной защиты, в том числе, в интересах роста человеческого капитала – главного резерва инновационного развития.

Направление ресурсов на социальную защиту населения часто рассматривается исследователями не как форма социального инвестирования, а как затратный способ достижения справедливого уровня потребностей нуждающихся, то есть как процесс, не имеющий эффективной отдачи, эффективного результата. В то же время, необходимость бюджетных затрат на социальное обеспечение и социальную защиту продиктовано не просто функциональными задачами государства, а экономической целесообразностью поддержки развития различных групп населения - как резидентов (собственное население), так и нерезидентов (мигрантов) страны, в том числе, в интересах роста человеческого капитала, способного создавать инновации и работать в инновационной сфере. Человеческий капитал у перспективных для инновационной сферы групп населения (молодежь, инвалиды) нуждается в постоянной социальной защите, так как дифференцированные условия жизни населения могут создавать проблемы на этом пути.


загрузка...