Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход (23.05.2011)

Автор: Ильязова Марьям Даниловна

ситуации формирования механизмов реализации компетенций, ситуации проявления компетентности (С/к).

В зависимости от формируемого вида профессиональной компетентности можно выделить ситуации формирования инвариантов профессиональной и социально-психологической компетентности, общей компетентности и специальной компетентности. Специфика конструкции каждой конкретной учебной профессионально ориентированной ситуации определяется также содержанием профессиональной подготовки – содержанием дисциплины (модуля, практики), тематического модуля, деятельности студентов: академической, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной.

В диссертации представлена педагогическая модель формирования инвариантов профессиональной компетентности студента на основе ситуационно-контекстного подхода. При этом мы исходили из понимания системы как множества элементов, образующих единство и целостность, и выделили в ней ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативно-диагностического (рис. 3).

Третья глава «Педагогическая модель формирования инвариантов профессиональной компетентности студента на основе ситуационно-контекстного подхода в условиях педагогического эксперимента (на материале подготовки социолога)» содержит описание целей и результатов педагогического эксперимента, основной задачей которого являлась проверка концептуальных положений и определение эффективности разработанной модели и методики формирования инвариантов профессиональной компетентности студента.

В диссертации содержание инвариантов профессиональной компетентности рассматривается на примере специальности «Социология», и для ее конструирования было проведено специальное исследование, включающее теоретический и эмпирический этапы. Выявленные особенности профессиональной деятельности социолога полно и дифференцировано представлены в модели инвариантов его профессиональной компетентности.

Специальная профессиональная компетентность социолога – степень и вид его профессиональной подготовки, наличие профессионально-предметных компетентностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности (компетентность в разработке и использовании социологического инструментария для диагностики социальной действительности, в использовании современных методов обработки и интерпретации социологической информации и др.). Специальная профессиональная компетентность непосредственно связана с предметом профессиональной деятельности и функциями социолога, поэтому в дальнейшем мы будем использовать термин профессионально-предметная компетентность социолога.

Специальная социально-психологическая компетентность социолога определяется наличием компетентностей в сфере межличностных отношений, социального контекста профессиональной деятельности социолога, обеспечивающих продуктивность его трудовой деятельности (коммуникативная компетентность, умение работать в команде, компетентность в организации и планировании деятельности и др.).

Рис. 3. Педагогическая модель формирования инвариантов

профессиональной компетентности студента

Дальнейшее классифицирование инвариантов профессиональной компетентности социолога опирается на предположение о том, что вся система социологического знания и труда складывается из прикладной и теоретической сфер профессиональной деятельности. Каждая из этих сфер, в свою очередь, включает два вида деятельности социолога: исследовательскую профессиональную (проведение социологических исследований) и педагогическую профессиональную (преподавание социологии в средних и высших учебных заведениях). В соответствии с этим профессиональная компетентность социолога складывается из компетентности в теоретической и прикладной сферах деятельности – исследовательской и педагогической.

Содержание инвариантов профессиональной компетентности социолога может быть представлено следующим образом:

Исследовательская теоретическая компетентность (социально-психологическая – ПКс1 и профессионально-предметная – ПКс2) (A1 E1 F1 D1 A2 E2 F2 D2), предполагающая исследование, описание, объяснение и понимание процессов социального развития, разработку концептуальной социологической модели исследования, познание социальной реальности и преобразование социальной действительности.

Исследовательская прикладная компетентность (социально-психологическая – ПКс3 и профессионально-предметная – ПКс4) (D1 F1 I1 G1 D2 F2 I2 G2), которая определяет осуществление практической реализации теоретической социологии, социального управления, реализацию методов социального планирования и прогнозирования, нахождение средств для осуществления социально значимых целей.

Педагогическая теоретическая компетентность (социально-психологическая – ПКс5 и профессионально-предметная – ПКс6) (A0 E0 F0 D0 A1 E1 F1 D1), реализующаяся в изучении педагогической практики социологического образования, диагностике состояния и результатов педагогических процессов, в выявлении устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях, а также в прогностическом исследовании педагогической деятельности.

Педагогическая практическая компетентность (социально-психологическая – ПКс7 и профессионально-предметная – ПКс8) (D0 F0 I0 G0 D1 F1 I1 G1) определяет чаще всего технологическую компоненту профессионально-педагогической деятельности преподавателя социологии: разработку методических материалов, внедрение достижений педагогической науки в практику социологического образования. Педагогическую компетентность преподавателя социологии можно рассматривать в единстве гностического, проектировочного, конструктивного, организационного и коммуникативного компонентов (рис.4).

Выраженность того или иного вида профессиональной компетентности у специалистов-социологов определяется характером решаемых профессиональных задач. Каждый из видов профессиональной компетентности социолога представляет собой систему взаимосвязанных компонентов; так, например, исследовательская (прикладная) компетентность социолога-профессионала включает следующие:

мотивационный компонент – стремление к исследовательской деятельности в прикладной сфере, к совершенствованию этой деятельности;

ценностно-ориентационный компонент – этика профессиональной деятельности социолога, позиция диагноста и поставщика информации для принятия решений, ответственность за результаты профессионально-социологической деятельности;

Рис. 4. Инварианты профессиональной компетентности социолога

инструментальный компонент (знания) – знание теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, методологии и методов социологического познания и т. п.;

инструментальный компонент (умения и навыки) – владение методикой и техникой проведения социологического исследования; умение разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности, навыки написания связных текстов, коммуникативные навыки и т. п.;

индивидуально-психологический компонент (ПВК) – социологическое мышление, аналитические способности, критичность ума, устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении и т. п.;

конативный компонент – способность мобилизовать свой потенциал (знания, мотивы, ценности, навыки, умения, ПВК) и реализовать компетенцию, проявить её в деятельности, добиться профессионального успеха.

Такая модель социолога служила основой для конструирования экспериментальной методики формирования инвариантов профессиональной компетентности студентов, определяя единство её целевого и содержательного компонентов.

В диссертации раскрывается содержание этапов эксперимента, каждый из которых имел определенную цель, реализуемую в конкретных задачах, и проходил по определенной программе.

На первом (констатирующем) этапе эксперимента определили исходный уровень сформированности инвариантов профессиональной компетентности студента. При этом опирались на выделенные структурные и функциональные критерии компетентности, подбирали валидный диагностический инструментарий для оценки выраженности компонентов компетентности, методики использовали в комплексе. Пример статистической обработки результатов исследования представлен в табл. 1.

Таблица 1

Статистическая обработка результатов эксперимента (на примере уровней сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности студентов на контрольном этапе эксперимента)

Показатели

n min max x ?

Экспериментальная 116 12 42 24,8 7,691

Контрольная 120 6 40 20,7 9,183

В диссертации также раскрыта характеристика уровней сформированности инвариантов профессиональной компетентности, опираясь на которые мы имели возможность оценить уровень сформированности инвариантов профессиональной компетентности студента-социолога с помощью метода наблюдения. В качестве количественных показателей эффективности экспериментальной методики использовали четыре уровня сформированности того или иного инварианта (ПКс1, ПКс2 и др.), а также того или иного компонента инварианта (инструментального, мотивационного и др.) профессиональной компетентности социолога: высокий – ?4, допустимый – ?3, критический – ?2, недопустимый – ?1.

На констатирующем этапе эксперимента достоверные различия между показателями в контрольной и экспериментальной группах не выявлены (значение критерия t Стьюдента составило t = 0,055 при р ? 0,05).

На втором (формирующем) этапе исследования мы внедряли экспериментальную методику формирования инвариантов профессиональной компетентности студента, определяли оптимальность и доступность её применения; на основе мониторинга осуществляли коррекцию.

В экспериментальной методике формирования инвариантов профессиональной компетентности студента-социолога реализовали ситуационно-контекстный подход, проектировали и создавали в ходе эксперимента учебные профессионально ориентированные ситуации (УПоС): формирования знаний, умений, навыков, мотивов, ценностных отношений, профессиональной этики, ПВК, конативной основы компетентности, развития механизмов реализации компетенции.

Подчеркивая ситуативность процесса формирования элементов и компонентов профессиональной компетентности, имели в виду, что УПоС – система конструируемых педагогом условий, побуждающих и опосредующих активность студента в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности. Моделью такой ситуации выступает задача (задание, вопрос).

Также представлены результаты контролирующего этапа эксперимента: в экспериментальной группе выявлена положительная динамика высокого и допустимого уровней сформированности компонентов инвариантов профессиональной компетентности студента-социолога. Особенно ярко такая динамика проявляется в формировании инструментального и мотивационного компонентов профессиональной компетентности.

В ходе четвёртого (аналитического) этапа (июнь 2008–январь 2010 гг.) сравнивали результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. В ходе сравнения показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе выявили значимую положительную динамику (значение критерия t Стьюдента составило t = 1,682 при р = 0,015); в контрольной группе положительная значимая динамика не выявлена.

Согласно табл. 2 и рис. 5, 6, в динамике показателей контрольного и констатирующего этапов эксперимента контрольной и экспериментальной групп имеются значимые различия (?* = 2,093 при р = 0,018).


загрузка...