Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход (23.05.2011)

Автор: Ильязова Марьям Даниловна

ИЛЬЯЗОВА Марьям Даниловна

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВАРИАНТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА:

СИТУАЦИОННО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова

Научный консультант: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО

Вербицкий Андрей Александрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, действительный член РАО

Попков Владимир Андреевич

доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО

Кубрушко Петр Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Леванова Елена Александровна

Ведущая организация: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Защита состоится 06 июля 2011 года в____ час. на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, Верхняя Радищевская улица, дом 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского

государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Автореферат разослан «_____»_____________2011 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук

профессор Туманова Татьяна Володаровна

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Реализация государственной стратегии развития российского образования, направленной на повышение его качества и, соответственно, конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг, обусловила необходимость присоединения страны к Болонскому процессу и принятия нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетентностного типа. Фактически компетенции/компетентности выступают новой результативно-целевой основой образования (И.А. Зимняя). По сути, это переход от классического к новому типу образования, требующий разработки и реализации новых ценностей, целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения и контроля, изменения деятельности преподавателей и студентов, самого уклада жизни образовательных учреждений (А.А. Вербицкий, Я.И. Кузьминов, Л.Л. Любимов, М.В. Ларионова и др.).

В деятельности субъектов реализации компетентностного подхода можно выделить три направления: административно-организационное, исследовательское и внедренческое. Первое связано с проектированием, а третье с внедрением компетентностных стандартов, разработкой основных образовательных программ модульного формата, определением перечней формируемых компетенций и т.д. Что касается исследовательского направления, то оно развивалось задолго до Болоньи в трудах многих российских и зарубежных педагогов и психологов (Ю.В. Варданян, Ж.Г. Гаранина, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, М. Кяэрст, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Дж. Равен, Н. Хомский и др.).

Вступление России в Болонский процесс придало таким исследованиям приоритетную актуальность (А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, А.А. Вербицкий, А.А. Дунюшин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, П.Ф. Кубрушко, Н.Н. Нечаев, А.В. Райцев, Л. Спенсер, С. Спенсер, А.И. Субетто, С. Уидет, Л.П. Урванцев, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской, Е.В. Шищенко, С.А. Щенников, Н.В. Яковлева, R. Sanchez и мн. др.). Наряду со знаниями, умениями, навыками и опытом, в них обоснована представленность в структуре компетентности таких составляющих, как ценностно-смысловая ориентация, мотивация, профессиональная направленность личности, творческие способности, механизмы самоорганизации и саморегуляции деятельности. При этом компетенции характеризуются сложностью состава, межпредметностью, надпредметностью, практикоориентированностью, мотивированностью использования и т.п. (И.А. Зимняя). Показано также, что компетентность/компетенция субъекта деятельности имеет потенциальную и актуальную (реализованную) стороны.

Полученные многими авторами данные, результаты и выводы служат решению исследовательских и внедренческих задач. В то же время остается целый ряд нерешенных проблем, затрудняющих широкую реализацию компетентностного подхода в образовании. В числе таких проблем можно, на наш взгляд, назвать следующие.

1. Не существует общепринятого представления о базовых понятиях «компетентность» и «компетенция», разными авторами они определяются как способность, готовность, свойство, качество личности; при этом понятия «компетентность» и «компетенция» могут нести одну и ту же смысловую нагрузку (В.И. Байденко, Р.М. Петрунёва и др.), а могут быть разведены по разным основаниям (Э.Ф. Зеер, Э.А. Сыманюк, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, С.Ш. Чошанов, А.В. Хуторской и др.). Это существенно затрудняет практическую реализацию компетентностного подхода.

2. Отсутствует научно обоснованное представление об инвариантной структуре компетентности субъекта профессиональной деятельности. В соответствии с концепцией ФГОС нового поколения все компетенции составляют два блока: общекультурный и профессиональный. Перечень общекультурных компетенций задан для всех направлений подготовки. Что же касается профессиональных компетенций, то здесь положение другое: задавая по каждому направлению и уровню подготовки обязательные наборы компетенций, ФГОС оставляют вузам широкий простор для творчества в достраивании этих наборов дополнительными компетенциями, отражающими особенности профессиональной деятельности выпускаемых специалистов. Это предполагает решение новых теоретических и практических задач (В.Д. Нечаев, А.А. Вербицкий).

В сотрудничестве с работодателями вузы страны приступили к достраиванию профессиональных компетенций, заданных ФГОС ВПО. Однако в отсутствие представления об инвариантной структуре компетентности будущего выпускника (бакалавра, магистра) каждый вуз делает это путем проб и ошибок, затрачивая много усилий. И может вполне оказаться, что родственные вузы разработают разные наборы профессиональных компетенций для одних и тех же направлений подготовки специалистов.

– это математическое выражение, остающееся неизменным при определенных преобразованиях переменных, связанных с этим выражением, например, при переходе от одной системы координат к другой.

Наличие инвариантной структуры компетентности будущего выпускника вуза могло бы служить достаточным основанием для создания информативной, непротиворечивой и удобной с точки зрения формирования в образовательном процессе классификации компетенций/компетентностей, что позволило бы унифицировать, упорядочивать, координировать усилия всех вузов страны.


загрузка...