Концепция сбалансированного управления жилищным фондом как социально-экономической подсистемой региона (23.03.2009)

Автор: Смирнов Виталий Георгиевич

– разработкой документов, раскрывающих содержание данного Проекта в виде законов и постановлений губернатора области, в которых сформулированы содержание новой жилищной политики, планы мероприятий на уровне региона и ОМС, нормативно-законодательные акты: положения по проведению конкурса УО, об управляющих организациях по управлению многоквартирными домами и др. и создающих условия для эффективной реализации Проекта;

– обеспечением реализации принципиальных изменений в жилищной политике: новой системы имущественных правовых отношений и объекта управления – многоквартирного дома, всей концепции управления жилищным фондом, основным направлением которой является формирование института ответственных собственников и наемных управляющих;

– возможностью влияния на активность граждан, их сплоченность, сознание, заинтересованность в решении вопросов по управлению своим имуществом и ответственность за его сохранность.

Обеспечение сбалансированности действий участников выбора управляющей организации происходит на этапе взаимодействия сторон (подэтапы 5-7-й) путем установления между ними устойчивой связи:

– установления взаимопонимания между владельцами жилых помещений и УО на основе разъяснительной работы о выборе способа управления многоквартирными домами;

– достижения взаимозаинтересованности между жителями и УО благодаря осознанию жителями своих прав, обязанностей и возможностей, которые появляются у них в новых экономических условиях;

– выработки встречных предложений и принятия согласованных решений.

Создание условий для развития конкуренции на рынке управляющих организаций происходит путем вовлечения в сферу управленческой деятельности предприятий различных отраслей, имеющих для этого необходимую производственную базу и кадровый состав.

Обеспечение взаимопонимания между владельцами недвижимости и УО происходит с использованием различных каналов путем:

– проведения разъяснительной работы о целях заказчика, правах, обязанностях и возможностях граждан в виде проведения семинаров, круглых столов, бесед, встреч, а также выпуска брошюр, комментариев и т.д.;

– мобилизации потенциала саморазвития с помощью инновационного подхода на основе новых организационных технологий, нацеленных на активизацию интересов всех субъектов экономической деятельности, новых муниципальных управленческих структур: инновационных, маркетинговых, информационно-аналитических и прогнозно-планирующих центров, саморегулируемых организаций;

– вовлечения в разработку и реализацию Проектов, в первую очередь связанных со стратегией развития жилищного фонда, непосредственных исполнителей («социального капитала») путем формирования «социальных сетей» («сетей сотрудничества», «сетей гражданского участия»), создающих условия для координации действий ради взаимной выгоды.

Эффективность механизма проявляется также в том, что в процессе проведения разъяснительной работы для всех собственников жилья создаются равные условия, а в процессе принятия решений – равные возможности.

11. Обоснован метод достижения выполнения работ в срок в виде совокупности 9 последовательных подэтапов, сгруппированных в 2 этапа (рис.10).

Метод предусматривает в рамках подготовительного этапа (блоки 1-2) определение перечня работ и расчет ресурсов для их выполнения как основу его эффективности, а также пути достижения сроков выполнения работ в рамках основного этапа (блоки 3-9).

Метод применяется как для стратегического, так и оперативного управления и реализуется в виде соответствующих механизмов.

Следует заметить, что оперативное управление в сфере функционирования ЖКК муниципальных образований имеет особое значение, поскольку основная нагрузка приходится именно на данное управление, обеспечивающее нормальное функционирование всего комплекса жизнеобеспечения города, причем в условиях глубоких реформ, направленных на изменение системы административно-территориального управления и отказа от централизованных методов управления, значимость его возрастает.

СУВРЖФР включает совокупность программных продуктов для построения линейных и сетевых моделей (с помощью программного продукта (ПП) Microsoft Project), расчета смет (с помощью программ «БАРС», «РИК», «WINСмета» и др.), построения графика нарастания готовности выполнения видов работ (с помощью ПП Microsoft Excel).

Особенности данного метода, определяющие его эффективность следующие:

– он разработан в соответствии с идеологией управления проектами на основе процессного подхода, в котором продолжительность выполнения работ является важнейшим параметром, обеспечивающим успех экономическим агентам;

– в качестве главной модели метода (наряду с линейными и сетевыми) принят график «нарастания готовности выполнения работ» (ГНГВР), представляющий собой кумулятивную кривую нарастания готовности выполнения работ в относительном выражении (рис.11), обладающий свойствами как диагностической, так и интерактивной систем;

– номенклатура показателей модели расширена с целью более полного отражения эффективности функционирования системы; к финансовым показателям добавлены нефинансовые: техническая готовность, трудоемкость, продолжительность выполнения работ, потребность в трудовых ресурсах, равномерность движения рабочей силы и др.

12. Разработаны механизмы обеспечения выполнения работ в сроки для стратегического и оперативного управления. Основу данных механизмов составляют модели: линейные, сетевые и график «нарастания готовности выполнения работ» (см. рис.11), позволяющие определять способы обеспечения сроков выполнения работ:

– разработка линейных и сетевых моделей (графиков) дает возможность определять резервы времени выполнения работ и производить оптимизацию использования трудовых ресурсов с учетом резервов времени с помощью коэффициентов равномерности движения рабочей силы и их совмещения;

– график нарастания готовности выполнения работ позволяет определять узловые события при реализации типовых видов работ Проектов для строительства и ЖКХ, автоматизировать процесс распределения ресурсов между исполнителями, контролировать процесс выполнения видов работ, осуществлять оперативную корректировку процесса выполнения работ.

В рамках СУВРЖФР производится отработка следующих моделей управления:

– для сферы ЖКХ – по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда (как текущего, так и капитального);

для сферы строительства – по строительству жилья, его модернизации, реконструкции и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.

Причем в рамках системы оперативного управления ЖФР решаются вопросы, связанные с выполнением обслуживания, содержания, текущего и капитального ремонтов ЖФ, а в рамках системы стратегического управления ЖФР – связанные с модернизацией, реконструкцией и ликвидацией ЖФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных комплексных исследований получены научно обоснованные экономические решения, направленные на становление и функционирование системы сбалансированного управления жилищным фондом региона, которые сводятся к следующему:

1. Необходимость проведения реформы жилищной сферы приобрела актуальность в условиях подавляющего господства государственной собственности и высокой централизации управления. Искусственная монополизация и значительная дотационность жилищно-коммунальных услуг сформулировали искаженную мотивацию поведения всех субъектов взаимоотношений и обусловили общую неэффективность функционирования жилищной сферы.

2. В процессе исследований установлены негативные факторы, методы и подходы в системе управления жилищным фондом на региональном уровне, заключающиеся в следующем:

а) концептуальные подходы реформирования жилищного фонда и процесса передачи в муниципальную собственность государственного и ведомственного жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплутационных и ремонтно-строительных организаций, направленные на создание материально-технической базы, были осуществлены без необходимой проработки и соответствующей подготовки;

б) система экономических отношений в жилищной сфере во многом определялась и продолжает определяться порядком приватизации строительных организаций и жилых помещений, в процессе которого был разрушен строительный комплекс как устойчиво функционирующая система;

в) линейное представление о развитии жилищного фонда привело к недоучету многих факторов, влияющих на процесс управления им.

3. Исследование различных теоретических подходов и методологических положений существующей системы управления ЖФР позволили автору обосновать необходимость концептуального переосмысления ее основных положений, как в теоретическом, так и практическом аспектах с целью повышения эффективности управления жилищным фондом региона с позиции системного подхода.

4. В процессе реформирования в сфере управления жилищным фондом региона принята авторская Концепция сбалансированной системы управления ЖФР как социально-экономическая подсистема региона, которая сводит воедино приоритетные направления реформы в жилищном и коммунальном секторах, определяет основные системные связи и согласовывает действия экономических агентов разного уровня в области социально-экономических отношений.

5. Сформулированы новые подходы к сбалансированному управлению и экономическим преобразованиям в жилищном фонде регионального уровня как одной из подсистем социально–экономической системы в целом, в связи с чем разработаны:

- концептуальные основы теории сбалансированного управления, включающие процесс формирования целевой функции и устойчивого функционирования, позволяющие устанавливать взаимосвязь цели со средствами ее достижения и определять пути ее решения;


загрузка...