Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения: теория, методология, практика (23.03.2009)

Автор: Савин Константин Николаевич

– повышение эффективности использования общественных финансов за счет реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР);

– внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления;

– создание агентств (институтов) регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать осуществление мониторинга и анализа экономического развития;

– создание особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных), способствующих в том числе кластеризации экономики;

– совершенствование нормативно-правовой базы (система стратегического управления краем, поддержка инновационной и инвестиционной деятельности, трудовые и земельные отношения, социальная сфера и т.д.)

– установление доверия между бизнесом и властью на основе частно-государственного партнерства, развитие его механизмов на региональном и местном уровнях, в том числе при реализации инфраструктурных проектов, при создании и развитии особых экономических зон и технико-внедренческих парков.

Реализация программы формирования и развития кластеров в экономике региона с участием органов государственной власти позволит существенным образом повысить эффективность регионального развития и конкурентоспособность краевых отраслей экономики. Кроме того, экономическое развитие обусловит значительное улучшение социальных показателей, что положительно отразится на качестве жизни населения региона.

В конечном итоге от внедрения кластерных структур должны быть получены следующие результаты:

обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

расширение экспорта произведенной продукции;

внедрение передовых инновационных технологий;

повышение инвестиционной привлекательности предприятий, в том числе для иностранных инвесторов;

создание и развитие новых производств;

расширение рынков сбыта продукции и поиска партнеров для бизнеса;

модернизация основных фондов и технологий, обновление производственной инфраструктуры организаций;

формирование и развитие конкурентных преимуществ организаций и видов деятельности на основе реализации приоритетных инновационных проектов;

повышение государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки;

увеличение количества рабочих мест и т.д.

Пятая группа проблем связана с развитием и мониторингом системы управления качеством кластера процессов жизнеобеспечения. Формирование кластерной структуры процессов жизнеобеспечения рассмотрено в долгосрочной перспективе, обоснованы концептуальные направления стратегической эволюции систем жизнеобеспечения как структурного ядра кластера (рис. 11).

Фактором, позволяющим преодолевать растущее расслоение общества и увеличение масштабов бедности в России, служит социальный капитал. Социальный капитал включает отношения между людьми, по которым курсируют ресурсы или информация об этих ресурсах. В наибольшей степени используется социальный капитал в форме социальных сетей.

Рис. 11. Концептуальная схема повышения надежности и эффективности

кластера процессов жизнеобеспечения

На современном этапе хозяйствования КПЖ для российской практики характерны исчезновение директивных методов управления и развитие конкуренции товаропроизводителей. В связи с этим основной проблемой российских КПЖ в условиях интеграции российской экономики в мировую систему является адаптация накопленного опыта в области управления качеством к новым условиям. Для этого, в первую очередь, необходимо привести методические основы управления качеством в соответствие с современными требованиями к качеству продукции.

Основным направлением программно-целевого реформирования КПЖ в современных условиях является разработка механизма интеграции отрасли в структуру муниципального управления – механизма, способного обозначить ключевые направления развития не только коммунального хозяйства, но и деятельности самого муниципалитета, финансовая база которого в нынешних условиях крайне размыта и не обладает необходимой самостоятельностью. В небольших городах целесообразно максимально сократить цепочку между соответствующим подразделением муниципалитета и районными отделениями КПЖ, создав эффективную систему отчетности и привлечения населения к решению ключевых вопросов функционирования и развития отрасли.

Для гармонизации интересов участников и потребителей работ и услуг регионального и муниципального кластера жизнеобеспечения, а также в целях формирования полноценной СМК, автором разработаны проекты документов, методических рекомендаций, которые утверждены органами представительной власти в ряде субъектов и муниципальных образований РФ и применяются в практической деятельности.

Министерство регионального развития РФ окончательно определилось с приемником лицензий в строительной области, а именно – сертификатом соответствия на СМК КПЖ стандарту ГОСТ Р ИСО 9001–2001

(ISO 9001–2000). Стандарт OHASAS 18001 «Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве» дает возможность КПЖ управлять профессиональными рисками в данной области, создавая преимущества для исполнителей, в целях их сокращения. Данная система стандартов, по нашему убеждению, позволит КПЖ осуществлять контроль над опасными производственными факторами; управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности; предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций; интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента; улучшать моральный климат в организации.

В последующем каждое КПЖ будет обязано приобрести методическое пособие по разработке и сертификации СМК на соответствие международным стандартам серии ISO 9000. Именно этот документ способен официально подтвердить качество производимых работ и услуг КПЖ и служить для потребителей основным критерием отбора при выборе организации КПЖ (табл. 4).

Внедрение СМК, соответствующей Международному стандарту

ISO 9001 : 2000, дало сегодня следующие преимущества: гарантированное эффективное управление качеством; значительное снижение производственных и непроизводственных расходов; повышение доверия к торговой марке организации; повышение конкурентоспособности предприятия; создание позитивного имиджа у потенциальных клиентов; снижение себестоимости услуг и работ при неизменно высоком качестве; постоянное улучшение системы управления; непрерывный контроль компетентности персонала.

Аккумулирование человеческого капитала населением страны затрудняется из-за проблем государственного финансирования сфер здравоохранения и образования. Кроме того, существует тенденция уменьшения

4. Анализ основных производственных показателей объединенного

кластера жизнеобеспечения предприятий и организаций г.Тамбова

с 2005 по 2008 гг. (тыс. р.)

Показатели деятельности 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

1. Себестоимость работ и

услуг 567 000 612 600 687 800 721 788

2. Основные средства 122 000 165 433 216 544 368 111

3. Чистая прибыль 32 000 45 000 51 780 60 899

4. Средняя заработная плата 5,9 7,8 9,9 11,3


загрузка...