Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения: теория, методология, практика (23.03.2009)

Автор: Савин Константин Николаевич

кластера процессов жизнеобеспечения

Учитывая имеющийся опыт создания кластерных структур в автомобилестроении, авиапромышленности, химической и металлургической отраслях, есть предположение, что данная кластеризация будет более масштабной и регулируемой правительствами стран-участниц консорциума. Вопросы обеспечения качества жизни будут непосредственно зависеть от работоспособности данного международного объединения. В идеале необходимо рассматривать создание международной сети с участием как поставщиков, так и потребителей всего сегмента энергоресурсов, обеспечивающих комфортное проживание всего населения планеты. Ценовая и тарифная политика в международной торговле энергоресурсами должна быть не только равной для всех участников, но и исключать недобросовестное использование монопольного положения, как это случилось в нашем случае с Украиной, а именно транзитное доминирование. Возможно возникновение подобных проблем и в других отраслях жизнеобеспечения, поэтому решение газовой проблемы должно быть достигнуто только за счет коллективных усилий международного сообщества с применением всех имеющихся правовых механизмов.

Третья группа проблем связана с необходимостью систематизации и развития теоретико-методических подходов к формированию кластера процессов качества жизнеобеспечения. Разработан алгоритм выделения кластеров на региональном уровне и проведена комплексная оценка конкурентоспособности Тамбовского региона.

В настоящее время стратегия отечественной экономики и повышение эффективности работы отраслей народного хозяйства имеют первостепенное значение. Россия в попытке выхода из кризиса вступает в третий этап реформ, которые главным образом касаются реформирования регионов. Разработка глубоко обоснованной долгосрочной стратегии развития экономической системы региона является в настоящее время важной задачей.

Преимущества подхода выделения кластеров, в том числе опорных, в анализе динамики экономического развития региона для органов власти состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

Изучив работы современных ученых, можно с сожалением отметить, что в настоящее время не существует универсальной разработанной конкретной методики выделения кластеров (в том числе опорных кластеров) в анализе динамики экономического развития региона, поскольку формирование и выделение кластеров напрямую зависит от особенностей региона и страны в целом. Поэтому разработка методики выделения опорных кластеров в стратегии развития региона актуальна, современна и, что очень важно, может быть востребована в современной региональной экономической науке.

Отдельные регионы страны обладают различной конкурентоспособностью в отдельных секторах экономики и, зачастую, низкий уровень производительности и конкурентоспособности реального сектора зависит от географических, климатических, ресурсных факторов.

Высокая степень влияния таковых факторов на результат регионального развития приводит к необходимости проработки вопросов стратегического планирования в рамках формирования отраслевых кластеров региона.

Любое региональное развитие, на наш взгляд, может происходить по трем основным сценариям: хаотичное, эволюционное и системное развитие.

Хаотичное развитие региона было свойственно 1990-м гг. прошлого столетия, когда государство неэффективно справлялось с основными государственными функциями в сфере экономики и социальной политики.

В этих условиях построение эффективных отраслевых кластеров практически невозможно по причине отсутствия интеграционных связей между субъектами рынка.

Эволюционное развитие кластеров происходит под воздействием факторов рыночного характера без вмешательства органов федеральной и региональной власти. Кластерная политика такого типа предполагает развитие кластеров, которые изначально были сформированы рынком. Государственные структуры крайне редко участвуют в создании инфраструктуры для кластеров. Данный тип развития экономики региона и региональных кластеров имеет существенный недостаток – формирование кластеров происходит медленно, что влияет негативно на темпы роста развития региона и уровня конкурентоспособности его экономической системы.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, является системное развитие региона, при котором формирование региональных отраслевых кластеров происходит с вмешательством государства, стимулирующего развитие определенных типов кластеров в зависимости от региональной специфики. Целенаправленно создается инфраструктура для приоритетных кластеров: филиалы университетов, научно-исследовательские институты, аэропорты, дороги. При этом не следует понимать, что государство оказывает административное влияние на бизнес. Регулятивное воздействие происходит в рамках механизмов государственно-частного партнерства, государственного протекционизма и государственных преференций.

В рамках данного исследования предложен механизм формирования экономических кластеров в рамках региона и комплекс действий основных держателей экономических интересов в ходе кластеризации региональной экономики. Исходя из нашего видения решения вышеприведенных задач, мы предлагаем новый механизм формирования региональных экономических кластеров, приведенный на рис. 7.

Рис. 7. Структура развития кластера качества

процессов жизнеобеспечения

Оценка развития общества с помощью кайрио и кайзен технологий улучшения КПЖ производится по интегральным критериям, наиболее часто по аддитивному усредненному индексу развития человеческого потенциала (АУИРЧП):

I3(КИРП),

– знак объединения; КИРП – конкурентоспособный инновационный ресурсный продукт.

В табл. 2 и на рис. 8 приведена динамика IS РФ и Тамбовской области, которая с учетом начальных условий (эффект от инерционности наследования) формирует S-образную кривую развития ИКЖ с аналогичными аттракт-функциями ее проявления на практике. Причем пересечение переходных функций развития КПЖ и ИКЖ формирует точку бифуркации, определяющую нормальное институционально-бенчмаркинговое состояние функционирования ИКЖ как визуального идентификатора в поле «притяжения» информационной парадигмы качества. Возможности исследования данного механизма обусловлены теорией асимметрии информации Дж. Акерлофа.

Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон Тамбовской области, возможностей и угроз, классифицированных по группам основных факторов внутренней и внешней среды области, интегрированы в табл. 3.

2. Динамика IS Российской Федерации и Тамбовской области

Рис. 8. Динамика IS РФ и Тамбовской области

3. SWOT-анализ развития кластера жизнеобеспечения

Тамбовской области

Факторы внутренней среды Преимущества Недостатки

Географическое

положение,

транспортная

инфраструктура 1. Благоприятное географическое

положение республики.

2. Экологически чистая территория.

3. Значительный объем лесных

ресурсов 1. Невысокая

плотность

железнодорожных

Население, рынок труда, социальная сфера 4. Социальная стабильность.

5. Стабильные темпы роста доходов

населения.

6. Наличие свободной рабочей силы, высокий образовательный уровень 2. Неблагоприятная демографическая ситуация


загрузка...