Земельные отношения в сельском хозяйстве (теория, методология, практика) (23.03.2009)

Автор: Газалиев Малик Меджидович

Незнание объективно существующих рыночных механизмов, игнорирование методологических и стратегических принципов развития земельных отношений в условиях приватизации земли и перехода к рынку, несовершенство правовой базы негативно отразились на результатах производства, использовании земли, качественном и экологическом ее состоянии и рыночном обороте.

5. За период аграрных преобразований значительно ухудшилось использование сельскохозяйственных земель в областях Центрального экономического района России. Происходит ежегодное сокращение посевной площади практически всех сельскохозяйственных культур. Это связано с экстенсивным ведением сельскохозяйственного производства, большим износом (70%) сельскохозяйственной техники, низким уровнем обеспеченности удобрениями, новыми машинами и постоянной миграцией трудоспособных кадров массовых профессий из сельскохозяйственных организаций. В 2007году по сравнению с 1990 годом, поголовье крупного рогатого скота составило одну треть, свиней – одну четверть, производство мяса – 45%, молока – 52%.. В результате, наравне с декапитализацией сельского хозяйства, необеспеченностью хозяйств рабочей силой, свертыванием производства, происходит деградация сельскохозяйственных земель и сельских поселений.. Точного учета деградированных земель, выбывшей из оборота пашни, земельных долей, размеров и границ мелиоративного фонда не проводится. Необходимость государственной инвентаризации сельскохозяйственных земель и земель иного назначения по юридическим, физическим лицам, землепользователям и землевладельцам стала безотлагательной. По этой причине рынок земель сельскохозяйственного назначения практическим не развивается.

За период с 1990 по 2008 год в сельском хозяйстве Центрального экономического района выбыло из оборота 6,9 млн. га пашни. Из 17 млн. сельскохозяйственных угодий вместе с неиспользуемой пашней 80% земли нуждается в мелиорации. Для окультуривания этих земель потребуется 664,6 млрд рублей инвестиций и комплекс мер по реализации специальных стратегических и тактических целей и задач, связанных с достижением устойчивого развития сельских территорий.

6. Проведенные исследования позволили разработать концепцию проектного управления земельными ресурсами и земельными отношениями. Суть концепции заключается в том, что для восстановления указанного объема выбывших из оборота земель и мелиоративного фонда необходимо комплексное проведение экономических, расселенческих, экологических, социальных мероприятий, прямого государственного воздействия для их осуществления, поскольку производственного и финансового потенциала у существующих сельскохозяйственных организаций и сельского населения не имеется. Предложены принципы выделения освоенных земель для организации сельскохозяйственного производства мигрантам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, ЛПХ, сельскохозяйственным организациям на льготных условиях приобретения мелиорируемых земельных участков.

Реализация указанной концепции освоения пустующих земель требует организационного и экономического воздействия на земельные ресурсы и земельные отношения. Поэтому рекомендовано для осуществления организационных, технико-технологических и технических мероприятий предварительно проводить на подлежащих освоению территориях проектное управление земельными ресурсами посредством – функционального зонирования, землеустройства, почвенного и экологического мониторинга, что связано с организацией сельских территорий, расселением, размещением функциональных зон, севооборотов, выравниванием заросших кустарниками и закорчеванных естественных кормовых угодий для использования механизации с учетом сохранения полезной фауны и ландшафтных территорий.

В основу организационного изменения целевого назначения и характера использования земельных участков предлагается заложить принцип народнохозяйственной оптимальности, то есть использования не только административных, но и других свойств, присущих конкретному участку, отражающих особенности данной сельской территории. В этой связи одного проектного управления земельными ресурсами недостаточно. Необходимо сочетание проектных решений по управлению земельными ресурсами с развитием управления земельными отношениями, включающими экономический механизм, направленный на повышение эффективности и использования земли землевладельцами и землепользователями, что достигается использованием критериев и показателей оценки качественных свойств земли, налогообложением, ипотечным кредитованием и др.

7. Исследования показали, что существующая система платного землепользования нуждается в совершенствовании. В мегаполисах сельскохозяйственные земли для градостроительства оцениваются миллионами долларов, тогда как для целей сельскохозяйственного производства рыночная цена сельхозугодий, устанавливаемая административными органами власти, ничтожно мала. Это результат несбалансированных ценовых отношений, неэквивалентного обмена между отраслями.

Экономическим регулятором земельных отношений должна быть сбалансированная кадастровая стоимость сельскохозяйственных земель, городских земельных участков, горнодобывающих и других отраслей, позволяющих производить платность земли в различных формах: земельного налога, арендной платы, компенсационных платежей, залога земли с учетом платежеспособности населения и эквивалентного обмена. В основу формирования рыночной цены сельскохозяйственных земель следует положить кадастровую стоимость земли в сумме со ссудным процентом, обусловленную земельной рентой. Предлагается ввести государственный контроль за динамикой и величиной рыночных цен при продаже сельхозугодий в регионах, как это осуществляется во многих странах.

8. В предлагаемых автором методических разработках исчисления кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земельного налога и арендной платы за землю основаны на дифференциации бонитета почв и рентного дохода по каждому хозяйствующему субъекту, району и региону. Особенностью предлагаемой методики кадастровой оценки земли в отличии от государственной методики является использование нормативных показателей, коэффициентов эквивалентной замены продукции, исчисление рентного дохода не в отдельности по земледелию или зерновым культурам, а в совокупности по растениеводству и животноводству, изменения в сторону объективности срока капитализации ренты, ссудного процента и нормы рентабельности, цены производства. Разработана шкала исчисления земельного налога от величины кадастровой стоимости сельхозугодий, дана методика расчета арендной платы при сдаче имущественного комплекса в аренду. Данные методические разработки при их реализации будут способствовать изменению отношения собственников к земле, послужат регулятором общественного спроса на земельные участки различного качества и станут барьером против бесхозяйственности и порчи земли.

9. Государство недостаточно финансирует основные производительные силы восстановления заброшенных земель и мелиоративного фонда. Существующая финансово-кредитная система не обеспечивает долгосрочное поступление и использование кредитов для целей освоения земель, восстановления почвенного плодородия и проектного управления земельными ресурсами. Важнейшим условием финансового обеспечения эффективного использования сельскохозяйственных земель, мелиорации и рентабельности производства будет создание специальных государственных федеральных и региональных, а также внебюджетных муниципальных фондов, земельный налог, арендная плата, долгосрочное кредитование предприятий и фермерских хозяйств под залог земли и другие источники. На этой финансовой основе предлагается система государственных мероприятий по мелиорации земель. Рассматривается совершенствование методики долгосрочного ипотечного кредитования сельскохозяйственных угодий. Предлагается модель Государственного земельного банка по развитию оборота земель сельскохозяйственного назначения.

10. Существующая структура проектного управления земельными ресурсами и земельными отношениями не оказывает интенсивного технико-экономического, технологического и организационно-хозяйственного воздействия на производительные свойства земли в силу дублирования функций управления различными иерархическими структурами власти, ведомственной разобщенности и отсутствия системного подхода. Предлагается осуществлять по функциям централизованное и децентрализованное управление земельными ресурсами и земельными отношениями. В качестве единой системы управления рекомендован программно-целевой метод.

В связи с передачей полномочий и функций по управлению сельскохозяйственными угодьями от Роснедвижимости Министерству сельского хозяйства Российской Федерации целесообразно провести разграничение полномочий и делегировать необходимые региональные функции органам управления АПК субъектов Федерации и управлениям сельского хозяйства муниципальных районов.

Список опубликованных работ по теме диссертации

I. Монографии, книги, брошюры

Газалиев, М.М. Земельные отношения на современном этапе / М.М. Газалиев. – Калуга: Издательство «Полиграф-Информ». – 2003. – 44 с.

2. Газалиев, М.М. Земельная собственность в условиях рынка / М.М. Газалиев. – Калуга: Издательство «РА «Время «Ч». – 2004. – 35 с.

3. Газалиев, М.М. Регулирование земельных отношений / М.М. Газалиев. – Калуга: Издательство РПК «Аврора». – 2005. – 175 с.

4. Газалиев, М.М. Приоритетные направления земельных отношений / М.М.Газалиев. – Калуга: Издательство «РА «Время «Ч». – 2006. – 43 с.

5. Газалиев, М.М. Сельскохозяйственные угодья России / А.М. Югай, А.В. Колесников, М.П. Тушканов, М.М. Газалиев. и др. – М.: Издательство «НИПКЦ Восход-А». – 2008. – 95 с.

6. Газалиев, М.М. Использование сельскохозяйственных земель типичных агроландшафтов в регионах /А.М. Югай, М.П. Тушканов, М.М. Газалиев, Е.Ф. Заворотин и др. – М.: Издательство «НИПКЦ Восход-А». – 2008. – 199 с.

7. Газалиев, М.М. Земельные отношения в сельском хозяйстве / М.М. Газалиев. – М.: Издательство «ФГУ РЦСК». – 2008. – 318 с.

8. Газалиев, М.М. Стимулирование рационального использования сельскохозяйственных земель / М.М. Газалиев. – М. – 2009.

II. Статьи в журналах, в которых рекомендуется публикация

основных результатов диссертации на соискание

ученой степени доктора наук

9. Газалиев, М.М. Оценка земель сельскохозяйственного назначения в Калужской области / М.М. Газалиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2003. – №11. – С. 21-26.

10. Газалиев, М.М. Оборот сельскохозяйственных земель в Калужской области / М.М. Газалиев // АПК: Экономика, управление. – 2004. – №1. – С. 16-19.

11. Газалиев, М.М. Мониторинг земель – основа сохранения и роста экономического потенциала сельского хозяйства / М.М. Газалиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 10. – С. 80-83.

12. Газалиев, М.М.Земельные отношения – важнейшее звено аграрной экономики / М.М. Газалиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 12. – С. 50-52.

13. Газалиев, М.М. Совершенствование земельных отношений как предпосылка оптимизации структуры сельского хозяйства / М.М. Газалиев // АПК: Экономика, управление. – 2008. – № 2. – С. 30-32.

14. Газалиев, М.М. Земельные ресурсы Центрального экономического района: сохранение и вовлечение новых земель в оборот / М.М. Газалиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 3. – С. 60-63.

15. Газалиев, М.М. Формирование системы управления земельными отношениями / М.М. Газалиев / Труды Кубанского аграрного университета. – 2008. – № 4(13). – С. 34-36.

16. Газалиев, М.М. Стимулирование сохранения качества почвы / М.М. Газалиев // АПК: Экономика, управление. – 2008. – № 5. – с. 46-48.

17. Газалиев, М.М, Основные меры по восстановлению земель в Центральном экономическом районе /М.М. Газалиев// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 7. – С. 78-80.

18. Газалиев, М.М. Система контроля загрязнения окружающей среды / М.М. Газалиев М.М. // АПК: Экономика, управление. – 2008. – № 8. – С. 58-60.

19. Газалиев, М.М. Формирование кадастровой стоимости сельхозугодий / М.М. Газалиев // АПК: Экономика, управление. – 2008. - № 11. – С. 53-56.

20. Газалиев, М.М. Cовременное состояние земельного рынка Центрального экономического района / М.М. Газалиев / Труды Кубанского аграрного университета. – 2008. - № 6 (15). – С. 26-29.

III. Статьи в сборниках, журналах, методические рекомендации и другие публикации

21. Газалиев, М.М. Рекомендации по моделированию и организации маркетинговых служб в агропромышленном комплексе / М.А. Бабков, А.-Н.Д. Магомедов, М.М. Газалиев и др. – М: Издательство «ПМЦ Центра информации «ТЭИ ГНУ ВНИИЭСХ». – 2003. – С. 75-77.

22. Газалиев, М.М. Организация ипотечного (залогового) кредитования сельскохозяйственных земель / М.М. Газалиев / Сборник посвященный 75-летию Всероссийского института экономики сельского хозяйства. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ. – 2005. – С. 135-147.


загрузка...