Земельные отношения в сельском хозяйстве (теория, методология, практика) (23.03.2009)

Автор: Газалиев Малик Меджидович

6. Нормативная стоимость зерновых единиц

(п.2*400), тыс. руб. 11883,0 13945,6 15196,1 8595,6 6986,4

7. Расчётный рентный

доход (п.6-п.5), тыс. руб. 5962,0 7060,3 6239,5 3953,6 2464,9

8. Нормативная цена 1 га

сельхозугодий (п.7 : количество сельхозугодий), руб. 2780,8 1966,1 1645,0 1541,3 1047,1

9. Совокупный поправочный коэффициент 0,794 0,846 0,860 0,900 0,920

10. Нормативная базовая

цена 1 га сельхозугодий,

(п.8*п.9), руб. 2208,0 1663,3 1414,7 1387,2 963,3

11. Кадастровая цена 1 га сельхозугодий (п.10*12,5 л), руб. 27600,0 20791,0 17684,0 17340,0 12041,0

основные этапы предлагаемой нами методики. Вместо фактических данных используются нормативные, разработанные по методике ВНИИЭСХ. Вся продукция хозяйств, в том числе и животноводства, пересчитывается в зерновые единицы, производится их оценка по нормативным затратам. Вместо 7% нормы прибыли при закладывании в цену производства по государственной методике взята норма 30% и 8% ставки ссудного процента вместо 3%, которые завышали срок капитализации до 33 лет. Исключена, как необоснованная, абсолютная земельная рента (12 руб./га). Предлагаемая методика не требует громоздких расчетов и ввода многих поправочных коэффициентов. Она отражает использование кормовой площади посредством оценки животноводческой продукции, что не предусмотрено государственной методикой.

Специфика земельных рентных платежей в отличие от иных видов налогов состоит в том, что рентные платежи должны обеспечивать повышение плодородия почвы, ценность территорий как для проживающего на ней населения, так и для бизнеса, что предполагает изъятие рентного дохода у субъектов землепользования.

Выявление рентной составляющей в качестве земельного налога требует выделения и описания земельных участков, вовлекаемых в хозяйственный оборот, их различий в плодородии, местоположении, идентификацию их владельцев, т.е. комплекса системы показателей и характеристик. Данные характеристики аккумулирует кадастровая цена земли. Поэтому в соответствии с проектом второй части Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог может устанавливать представительный орган местного самоуправления в размере 0,1...2,0% кадастровой стоимости земельного участка.

Проведённые расчёты показывают, что во всех областях Центрального экономического района установление одинаковой налоговой ставки за гектар сельскохозяйственных угодий мало способствует стремлению государства извлекать земельную ренту, прежде всего, на восстановление почвенного плодородия и мотивации собственников земли брать в аренду и приобретать земли худшего качества.

В диссертации предложена таблица для определения изъятия земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости сельхозугодий, исходя из требований Земельного кодекса (табл. 10).

Таблица 10 – Изъятие земельного налога в хозяйствах

Козельского района Калужской области (проект)

п/п Наименование

хозяйств Площадь

сельхозугодий,

га Цена 1 га сельхозугодий по государственной кадастровой оценке, тыс. руб. Расчётная

ставка налога с 1 га сельхоз-угодий, руб. Сумма налога со всей площади сельхозугодий, тыс. руб.

1. СХПК Русь 3031 9,2 35,8 108,5

2. СХПК Родина 2354 9,8 38,2 89,9

3. СХПК Кирлевское 4835 11,3 111,8 540,5

4. Колхоз Дружба 5599 12,9 205,1 1148,3

5. СХПК Заря 3389 14,2 268,3 909,2

6. Колхоз Нива 5648 15,5 339,4 1916,9

7. СХПК Плюсково 3793 16,2 403,3 1529,7

8. Совхоз Красный

комбинат 4934 16,3 405,8 2002,2

9. Колхоз Победа 4261 16,61 413,5 1761,9

10. СХПК Серена 2565 16,66 414,8 1063,9

11. СХПК Торбеево 872 16,67 415,0 361,8

12. СХПК Жиздра 7583 16,71 416,0 3154,5

13. Колхоз Заветы Ильича 3591 18,0 556,2 1997,3

14. СХПК Плодовод 2144 20,0 738,0 1582,2

Принцип взимания земельного налога основан на отчуждении части рентного дохода, который образуется как за счет дифференциальной ренты I, так и диффренты II, то есть интенсификации производства. Поэтому хозяйства, расположенные на лучших землях и получающие больше дифференциальной ренты II (она может возникать не только от интенсивной хозяйственной деятельности, но и господдержки в виде субсидий и субвенций, направленных на интенсификацию земледелия), должны выплачивать больше земельного налога. Это в интересах государства и самих хозяйств, которые вынуждены изыскивать дополнительные резервы снижения себестоимости продукции и повышения производительности труда.

До разграничения государственной собственности на землю сдача в аренду федерального унитарного предприятия в целом как имущественного комплекса не была возможна, поскольку ГК РФ (ст. 656) предусматривал сдачу в аренду различных категорий отдельного имущества предприятия различным организациям, что исключало оформление единого договора аренды.


загрузка...