Налоговая политика и налоговое администрирование сферы природопользования в условиях глобализации экономических процессов: теория и методология (23.03.2009)

Автор: Богатырев Магомед Ахметович

На наш взгляд, необходимо введение экологического налога, по сути, представляющего действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Объектом должно выступать вредное воздействие на окружающую среду предприятий (Таблица 8).

Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется как сумма масс фактически образованных отходов по каждой конкретной группе за вычетом масс отходов, фактически использованных в собственном производстве или переданных для использования другим организациям в соответствии с технологическим регламентом.

Таблица 8 – Виды воздействия на окружающую среду и сумма платежей за загрязнение окружающей среды

55,6 54,7 66,5 120 122

Образовалось токсичных отходов, тыс. т. 321 236 215 66,9 91

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, тыс. руб. 932 944 1025 110 108

Отходы производства подразделяются на группы в соответствии со степенью их вредного воздействия на окружающую природную среду. Налоговые ставки за образование отходов производства и потребления рекомендуется устанавливать в рублях за тонну образованных отходов.

Экологический налог должен взиматься в Целевой бюджетный фонд охраны и воспроизводства природных ресурсов и использоваться строго по целевому назначению. Размер предлагаемого налога должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для выполнения следующих функций (Рисунок 11):

• полного в

Рисунок 11 – Функциональное значение экологического налогообложения

Учитывая специфику сферы природопользования и долгосрочные цели устойчивого развития, целесообразно налоговые отношения в сфере охраны окружающей среды структурировать так, чтобы экологический налог имел самостоятельное значение в определенной сфере отношений.

Объем средств, которые можно было бы собрать за счет экологического налога, должен в несколько раз превысить объем средств, получаемых от платежей за загрязнение.

Предполагаемые результаты экологизации налоговой системы РФ представлены на рисунке 12.

В области социального обеспечения граждан и формирования финансовых

ресурсов страны

Рисунок 12 – Предполагаемые результаты экологизации налоговой системы РФ

Таким образом, введение экологического налога приведет к сохранению эффективно действующей системы платежей за загрязнение окружающей среды, позволит пополнить доходную часть бюджета и получить дополнительные средства для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды.

С помощью предлагаемой системы может быть создана замкнутая система гарантированного финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Но при перестройке существующей налоговой системы нельзя допускать резкое ее изменение, так как это может парализовать всю финансовую систему страны. Ее изменение должно осуществляться путем последовательного замещения доходов бюджетов Российской Федерации и территориальных бюджетов от налогов на прибыль, заработную плату от предлагаемых налогов. Новая система экологического налогообложения будет способствовать переходу России на инновационный путь развития.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основные выводы и предложения, полученные в процессе исследования, сводятся к следующему.

В теоретическом значении диссертационное исследование позволило исследовать инструментарий налоговой политики и налогового администрирования сферы природопользования, предложить модель эффективного управления природопользованием, позволяющую увеличивать налоговые доходы бюджета платежей, создать механизм единой комплексной информационной системы для целей налогообложения на базе кадастровой оценки земли и месторождений полезных ископаемых на ней, разработать механизмы получения рентного дохода государством и модель налоговой дифференциации в зависимости от условий добычи полезных ископаемых и других факторов, а также предложить систему экологического налогообложения, с помощью которой может быть создана замкнутая система гарантированного финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов.

В научно-практическом плане предложена система дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, построенная на основании учета геолого-географических факторов и условий добычи; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов для новых месторождений; разработана система экономического и налогового регулирования водопользования, позволяющая наиболее эффективно и четко осуществлять процесс внедрения механизма платного водопользования; система налогового администрирования земельных ресурсов, основанная на анализе эффективности налогообложения землепользования; концепция создания системы налогообложения недвижимости и механизм ее реализации; предложен механизм налогообложения недропользования в рамках реализации соглашения о разделе продукции; направления совершенствования налогообложения биотоплива с учетом особенностей его производства.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии

1. Богатырев М.А. Налоги, налоговое администрирование РФ: монография / М.А. Богатырев, Т.В. Игнатова, А.И. Пономарев. – М.: Издательство «Финансы и статистика», 2008. – 400с.- 40 п.л. (авт. 20,0 п.л.)

2. Богатырев М.А. Налогообложение сферы природопользования: монография / М.А. Богатырев. – Ростов н/Дону: Издательство Минитайп, 2008. – 208с.- 11 п.л.

3. Богатырев. М.А. Налоги и налоговое администрирование сферы природопользования в России: монография / М.А. Богатырев, В.А. Арсеньева, А.И. Пономарев. - Ростов н/Дону: Издательство Минитайп, 2008. – 312с.- 14 п.л. (авт. 5,4 п.л.)

4. Богатырев М.А. Теоретико-методические основы налогообложения природопользования / М.А. Богатырев // Теория и методология формирования учетно-аналитической и налоговой системы стоимости в условиях глобализации экономических процессов и перехода на международные стандарты финансовой отчетности: монография / [Л.В. Попова и др.]; под общ. ред. Л.В. Поповой. – Орел: ОрелГТУ, 2008. – 501с.- 31,3 п.л. (авт. 4,3п.л.)

5. Богатырев М.А. Направления совершенствования налогообложения природопользования / М.А. Богатырев // Теория и методология системы взаимодействия процессов формирования учетно-аналитических и налоговых показателей деятельности предприятий в условиях формирования глобальной высокоинтегрированной экономической системы: монография / [Л.В. Попова и др.]; под общ. ред. Л.В. Поповой. – Орел: ОрелГТУ, 2008. – 571с.- 35,7 п.л. (авт. 4,6 п.л)

Публикации в перечне ведущих научных журналов, рекомендуемых ВАК России на соискание ученой степени доктора наук

6. Богатырев М.А. Основные направления развития налогообложения нефти и газа на территории Республика Ингушетия / М.А. Богатырев // Геология нефти и газа. – 1995. - №12. – 0,6 п.л.

7. Богатырев М.А. Механизм формирования Терско-Сунженского антиклинория и его нефти / М.А. Богатырев // Геология нефти и газа. – 1998. - №4. – 0,8 п.л.

8. Богатырев М.А. Некоторые проблемные вопросы экономики нефтеносности Терско-Сунженского района / М.А. Богатырев // Геология нефти и газа. – 1998. - №7. – 1,0 п.л.

9. Богатырев М.А. Значение налогообложения минерально-сырьевых ресурсов в мировой и национальной экономике / М.А. Богатырев // Геология нефти и газа. – 1998. - №8. – 0,75 п.л.

10. Богатырев М.А. Тенденции развития налогообложения природопользования / М.А. Богатырев // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». -2005. - №2. – 0,8 п.л.

11. Богатырев М.А. Налогообложение недропользования: проблемы, запасы углеводородного сырья на Северном Кавказе / М.А. Богатырев // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». -2006. - №4. – 0,8 п.л.

12. Богатырев М.А. Налоговые инструменты стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды / М.А. Богатырев // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». -2006. - №6. – 1,72 п.л.

13. Богатырев М.А. Методические основы налоговой оценки природных ресурсов и установления платы за их использование / М.А. Богатырев // Известия ОрелГТУ. – 2009. - №2. – 0,7 п.л.

14. Богатырев М.А. Совершенствование экологического налогообложения в России / М.А. Богатырев // Управленческий учет. – 2009. - №5. – 0,6 п.л.

15. Богатырев М.А. Экономический инструментарий налоговой политики и налогового администрирования сферы природопользования / М.А. Богатырев // Известия ОрелГТУ. – 2009. - №3. – 0,6 п.л.


загрузка...