Налоговая политика и налоговое администрирование сферы природопользования в условиях глобализации экономических процессов: теория и методология (23.03.2009)

Автор: Богатырев Магомед Ахметович

Совершенствование налогового законодательства при реализации соглашения о разделе продукции необходимо в области:

1) создания единого государственного органа по регулированию деятельности соглашения о разделе продукции, обладающего необходимыми полномочиями и ресурсами для комплексного решения всех вопросов, связанных с СРП, что позволит сократить период подготовки договоров;

2) создания нормативно-правовой базы по соглашениям о разделе продукции, в том числе принятие или совершенствование нормативных актов:

по налоговому регулированию, включая вопросы возмещения НДС при реализации соглашения о разделе продукции;

по заключению, исполнению и контролю за исполнением СРП;

по составу и порядку возмещения затрат при реализации соглашения о разделе продукции;

3) устранения противоречий в части законодательного регулирования режима налогообложения при исполнении соглашения о разделе продукции, предусмотренного Налоговым Кодексом и законодательством о регламентации деятельности в рамках СРП.

10 Выявлены проблемы нефтяной отрасли, заключающиеся в изъятии у нефтяных компаний сверхприбылей, которые возникают вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, предложены изменения налогообложения нефтепродуктов и направления совершенствования налогообложения биотоплива с учетом особенностей его производства

В сложившейся экономической ситуации углеводородное сырье и, в частности, нефтяные ресурсы, являются ключевым фактором, обеспечивающим экономический рост и успешность национальной экономики, что обусловливает стратегический характер данного ресурса и предопределяет законодательные инициативы в вопросах регулирования деятельности нефтяной отрасли.

Важными проблемами нефтяной отрасли являются:

проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы, сокращение объема геолого-разведочных работ;

необходимые инвестиции для поддержания и наращивания добычи нефти в России в период до 2030 г.;

недостаток экспортных мощностей и проекты по строительству новых экспортных маршрутов, выход на новые для российской нефти рынки;

проблемы нефтеперерабатывающего комплекса, низкий уровень глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов.

рост внутренних цен на нефтепродукты.

Проблема существующей системы налогообложения предприятий нефтяной отрасли состоит в том, что основной ее целью является изъятие у нефтяных компаний сверхприбылей, которые возникают вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Однако совершенно упускается из виду необходимость создания базы для развития отрасли в долгосрочной перспективе. Недифференцированный налог на недропользование вызывает разорение средних и малых нефтяных компаний. Нами предлагаются следующие изменения налогообложения нефтепродуктов:

перенос основной налоговой нагрузки из сферы производства в сферу торговли нефтепродуктами с максимальным приближением к стадии их конечного потребления;

придание налогам на нефтепродукты экологической направленности и функции стимулирования инновационного развития нефтепереработки;

- введение в законодательство о налогах и сборах понятия «консолидированная группа налогоплательщиков», предоставляющего право основному обществу выступать единым налогоплательщиком по всем налогам и сборам своих дочерних обществ;

разрешение уменьшать налоговую базу для расчета налога на прибыль организаций на сумму всех необходимых и документально подтвержденных расходов.

Производство биотоплива становится альтернативным традиционному нефтехимическому производству массовым явлением в масштабах как мира, так и отдельных стран. В российской экономике данное направление является пилотным проектом и, прежде, чем производство, потребление нового вида топлива станет обыденным явлением, важно решить вопрос о регулировании процесса становления биоэнергетики с точки зрения налогообложения.

Однако развитие новой отрасли сопряжено не только с научными проблемами поиска эффективных механизмов налогообложения производства биоэтанола, но и необходимостью государственного регулирования, особенно в части экономической поддержки производителей и стимулировании потребителей данного вида ресурсов.

Обобщение мирового опыта налогообложения биотоплива, а также особенностей его производства, позволяет предложить следующие направления совершенствования налогового законодательства РФ:

ввести термин «качество биотоплива», обозначающий долю содержания этанола (например, не менее 5 %, не менее 10 %, не менее 20%; чистый этанол);

в соответствии с уровнем качества произведенного продукта присваивать ему кодовые номера, характеризующие соответствующую марку биотоплива;

- в целях формирования налоговой базы при содержании этанола до определенного уровня (например, до 49% включительно) - данную марку биотоплива относить к продукту топливной промышленности, при высоком содержании этанола (например, свыше 50 %) - как продукт сельскохозяйственной переработки;

аналогичная идентификация может быть использована для определения налоговых обязательств производителя (например, для низкоэтаноловых топлив - снижение ставок, для высокоэтаноловых -освобождение от налогов);

стимулирование пользователей биотолива в части транспортного налогообложения.

Таким образом, данные инструменты налоговой политики государства регулирующего и социального характера позволят обеспечить экономический рост и успешность глобализационных экономических процессов.

11 Предложена система экологического налогообложения, позволяющая гибко регулировать общественные отношения в направлении их экологической безопасности и поставлять необходимые средства для природоохранных целей, с помощью которой может быть создана замкнутая система гарантированного финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов

Опыт проводимой экологической политики за последние десятилетия показывает, что прямые воздействия вызывают часто неоправданные высокие затраты, которые можно было бы избежать в случае применения инструментов рыночной экономики, например, налоговых механизмов.

При расчете объемов средств от экологических налогов нами предлагается исходить из потребностей бюджета в финансовом и инвестиционном обеспечении государственных функций в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также выполнения федеральных целевых экологических программ, создания капитальных природоохранных объектов, обновления и модернизации основных фондов, внедрения ресурсосберегаюших и малоотходных технологий и проведения иных природоохранных мероприятий.

Сравнительный анализ инвестиций, направленных на охрану и восстановление природных ресурсов показывает, что региональный аспект в оценке общего объема произведенных капитальных затрат практически отсутствует (Таблица 7). Экологическая ситуация в субъектах РФ требует изменения сложившейся ситуации, связанной с тем, что инвестиционная активность предприятий в природоохранном направлении практически равна нулю.

Таблица 7 – Сравнительный анализ инвестиций, направленных на охрану и воспроизводство природных ресурсов в 2007 г.

В млн. руб.

Уровень Инвестиции в основной капитал предприятий, всего на охрану водных ресурсов на охрану земель на охрану атмосферного воздуха на строительство объектов по утилизации и переработке отходов Платежи за загрязнение ОС

Российская Федерация 35993 14915 6414 11915 2181 2142

Южный федеральный округ 5872 3629 1173 509 99 350

Ростовская область 13 7 - 5 - 13

Экономическим инструментом по реализации мер, способствующим увеличению инвестиций, может служить предлагаемая система налогообложения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Она позволяет с одной стороны, гибко регулировать общественные отношения в направлении их экологической безопасности, с другой стороны, поставлять необходимые средства для природоохранных целей.


загрузка...