Налоговая политика и налоговое администрирование сферы природопользования в условиях глобализации экономических процессов: теория и методология (23.03.2009)

Автор: Богатырев Магомед Ахметович

1,00<Р -фактор <1,10, налоговая ставка – 0;

1,10<Р -фактор <1,20, налоговая ставка – 15;

1,20<Р -фактор <1,30, налоговая ставка – 20;

1,30<Р -фактор <1,40, налоговая ставка – 30;

1,40<Р -фактор <1,50, налоговая ставка – 40;

1,50<Р -фактор <2,00, налоговая ставка – 50;

Р -фактор > 2,00, налоговая ставка – 60;

Порядок исчисления и уплаты Сумма налога в отношении доходов от деятельности на каждом лицензионном участке определяется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы. В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Налоговая декларация Налоговая декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом)

На наш взгляд, целесообразно введение НДД только для новых месторождений, то есть всех месторождений, разработка и добыча нефти на которых будут начаты после принятия закона о налоге на дополнительный доход. Налоговые обязательства по уплате НДД по каждому лицензионному участку должны определяться отдельно. Применение НДД для новых месторождений будет стимулировать инвестиции за счет фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат. Механизм применения налога для новых месторождений представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 – Схема применения налога на дополнительный доход для новых месторождений

При определении дополнительного дохода расчетные вычитаемые затраты, невозмещенные в текущем налоговом периоде, должны индексироваться с учетом инфляции, а расходы на выплату процентов, выплачиваемые по кредитам и займам, полученным на цели, связанные с производством и реализацией продукции, не должны вычитаться при расчете налоговой базы НДД. Накопленный доход, на основе которого определяется значение Р-фактора и ставки налога, не должен уменьшаться на величину НДД. В то же время все остальные налоги и обязательные платежи, включая роялти и налог на прибыль, при расчете накопленного дохода должны вычитаться.

Для новых месторождений введение налога на сверхприбыль представляется оправданным, однако механизм налогообложения старых (разрабатываемых) нефтяных месторождений, на наш взгляд, требует дополнительного анализа. Способом дополнительного налогообложения прибыли нефтяных компаний является введение специальной ставки налога на прибыль в нефтяном секторе. Чтобы компенсировать все иные выпадающие из-за этого налоговые поступления, ставка налога на прибыль от добычи нефти должна быть увеличена до 50-55%, то есть примерно в два с половиной раза.

Такой подход имеет ряд существенных преимуществ, по сравнению с НДПИ И НДД, но в то же время, имеет некоторые недостатки (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Последствия введения специальной ставки налога на прибыль для добывающих компаний

Примерный эффект введения специальной дополнительной ставки налога на доходы нефтяных компаний был подсчитан, оперируя данными прошлых лет. Это достаточно наглядно просматривается при сравнении финансовых результатов деятельности российских нефтяных компаний за один и тот же промежуток времени, то есть при одних и тех же внешних по отношению к компаниям условиях производства (Таблица 6).

Роялти должны сохранить свою функцию платежа собственнику ресурсов (государству) за право пользования недрами. Они являются базовым видом платежа, обеспечивающим определенную стабильность налоговых поступлений.

Таблица 6 - Показатели прибыли и рентабельности нефтяных компаний России в 2007 г.

Сибнефть 76,9 3,7 4,4 1,6

Восточная нефтяная компания 10,9 3,1 1,0 0,3

Роснефть -346,5 -22,7 -27,5 -6,2

Славнефть 7,0 0,4 0,6 0,3

ОНАКО 26,7 3,5 3,4 1,0

Центральная топливная компания 115,4 24,2 - 19,2

Следует совершенствовать механизм установления ставок роялти. Необходимы разработка и принятие соответствующей нормативной базы для применения льгот по уплате роялти в отношении истощенных и трудноизвлекаемых запасов. Возможность снижения ставки роялти по мере истощения запасов, или предоставления скидки за истощение недр, предусмотрена действующим законодательством, однако, до сих пор она не реализована. Ставка роялти может изменяться в зависимости от степени истощения месторождения. Например, при выработанности начальных извлекаемых запасов нефти от 76% до 90% ставка роялти снижается в 2 раза, при выработанности свыше 90% роялти не взимаются (ставка равна нулю).

На наш взгляд, возможно также изменение ставок роялти в зависимости от уровня мировых цен на нефть, то есть введение скользящей ставки роялти: когда ставка увеличивается при превышении определенного уровня цены. В этом случае роялти обеспечивали бы учет не только горно-геологических и экономико-географических условий конкретных месторождений, но и изменения мировых цен на нефть. В целях стимулирования инвестиций в разработку новых месторождений возможно освобождение производителей от уплаты роялти в первые один - два года с момента начала промышленной добычи нефти («каникулы» роялти).

6 Разработана система экономического и налогового регулирования водопользования, включающая механизм взимания платежей, финансирование восстановления и охраны водных объектов, система экономического стимулирования рационального использования и регламент формирования ставок водного налога, позволяющая наиболее эффективно и четко осуществлять процесс внедрения механизма платного водопользования

Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Сущность экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание следующих систем (Рисунок 7):

Рисунок 7 – Система экономического и налогового регулирования водопользования

В настоящее время направление использования поступлений от водного налога не регламентируется, и неясно, каким образом этот вид платежей может быть направлен на стимулирование инвестиций в охрану и восстановление водных объектов, а также на создание эффективных экономических механизмов стимулирования мер по водосбережению и сокращению сбросов сточных вод в водные объекты.

В целях наиболее эффективного и четкого внедрения разрабатываемого механизма платного водопользования процесс формирования ставок налога необходимо регламентировать. Нами предлагается разработка регламента их формирования, как основного инструктивно-методического документа, который является научно и методически обоснованным инструментом реализации системы платного водопользования, включающей налоговые платежи, уплачиваемые налогоплательщиками-водопользователями; водную ренту. На рисунке 8 представлена последовательность действий при разработке предлагаемого регламента.

Рисунок 8 - Схема развития процесса экономической оценки водно-ресурсного потенциала в целях налогообложения

Расчет ставок платежей по предлагаемому регламенту исходит из принципа системности, бассейнового принципа, принципа организованности водного рынка и принципа системного управления налогообложением.

7 С целью стимулирования рационального и эффективного использования земельных ресурсов разработана система налогового администрирования земельных ресурсов, основанная на анализе эффективности налогообложения землепользования

Формирование эффективной государственной политики в сфере регулирования земельных отношений в России в настоящее время является весьма актуальным. От реализации этого направления зависит рост объемов налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней и увеличение экономического потенциала муниципальных образований. Все это требует разработки новых научно-методических подходов и методологий построения систем эффективного налогового администрирования земельных ресурсов, основанных на анализе эффективности налогообложения землепользования.

С целью стимулирования рационального и эффективного использования земельных ресурсов в процессе земельной реформы необходимо создать такую систему управления и налогообложения земельных ресурсов в рамках арендных отношений, которая бы позволила:

- оперативно предоставлять в аренду земельные участки, заключать соответствующие договоры и контролировать их исполнение;

- создать эффективную систему администрирования бюджетных арендных платежей с минимальными затратами на ее обслуживание;

- обеспечить единый унифицированный подход на всей территории Российской Федерации при предоставлении в аренду земельных участков всех категорий земель, а также при предоставлении различного вида льгот по арендной плате за землю.

Предлагается включить в систему управления земельными ресурсами основанную на анализе эффективности налогообложения землепользования модель арендных отношений на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отвечающей следующим принципам:


загрузка...