Налоговая политика и налоговое администрирование сферы природопользования в условиях глобализации экономических процессов: теория и методология (23.03.2009)

Автор: Богатырев Магомед Ахметович

Только путем реализации инструментария налогового администрирования можно обеспечить рациональное и комплексное использование минеральных и других природных ресурсов; охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

2 В целях справедливого расчета потенциальной суммы налоговых поступлений предложено создание единой комплексной информационной системы для целей налогообложения на базе кадастровой оценки земли и месторождений полезных ископаемых на ней, которая позволяет осуществлять мониторинг действия всех элементов налогового механизма и государственного налогового администрирования

Необходимое условие для справедливого и адекватного расчета потенциальной суммы налоговых поступлений от использования природных ресурсов – это создание единой комплексной информационной системы для целей налогообложения на базе кадастровой оценки земли и месторождений полезных ископаемых на ней. Для создания единого реестра необходимы следующие инструменты (Рисунок 2).

Анализ экономического механизма природопользования и возможностей его развития приводит к заключению о том, что привычный для России подход к проблеме с позиций проектирования не дает желаемых результатов.

Рисунок 2 – Инструменты информационной системы для целей налогообложения природных ресурсов

Законотворческая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на устранение противоречий в действующем законодательстве. Для постепенного, последовательного движения в таком направлении необходим серьезный мониторинг действия всех элементов финансового механизма и налоговой системы государства. Его цель – выявлять несоответствия в их функционировании тем целям, которые должны преследоваться финансовой и структурной политикой.

Для обеспечения эффективной работы таких реестровых и аналитических систем необходим ряд организационных мер (Рисунок 3).

На наш взгляд, реформирование природно-ресурсных платежей учитывает, прежде всего, результат производства, а не обусловившие его факторы (природные ресурсы). Данный подход, во-первых, не стимулирует экономии ресурсов - они остаются бесплатными (или почти бесплатными) для пользователя. Во-вторых, государство оставляет ренту, принадлежащую ему как собственнику ресурсов их пользователям. В-третьих, налог на рентной основе пользователь ресурсов платил бы, прежде всего, из своей прибыли, а налогообложение по результату ложится на плечи потребителя.

Рисунок 3 - Организационные меры, необходимые для обеспечения эффективной работы реестровых и аналитических систем кадастровой оценки природных ресурсов для целей налогообложения

В-четвертых, вопросы рационального использования ресурсов, а также механизм направления поступающих платежей на охрану и восстановление природных ресурсов остаются нерешенными и провозглашаются законодателем только в декларативных целях.

3 В рамках разработанного гибкого подхода к налогообложению недропользования предложены механизмы получения рентного дохода государством и модель налоговой дифференциации в зависимости от условий добычи полезных ископаемых и других факторов

Значение природно-ресурсного сектора для экономики России велико не только с точки зрения текущего наполнения бюджета (доходная база в большой степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов), но и для выполнения стратегических задач развития страны. Именно этим объясняется значительный интерес к проблемам налогообложения отраслей, работающих в данном секторе.

Формирование адекватной системы регулирования добычи полезных ископаемых возможно на основе гибкого подхода к налогообложению, который позволяет получить значительные выгоды и государству, и недропользователям (Таблица 3).

Таблица 3 - Выгоды и издержки применения гибких подходов к налогообложению добычи полезных ископаемых

Выгоды Издержки

Для государства

1. Прирост бюджетных доходов 1. Разработка гибкого налогообложения

2*. Рост добычи для малорентабельных объектов 2*. Мониторинг освоения и добычи полезных ископаемых

3*. Поддержка пользователей недр при низких ценах 3*. Контроль обоснованности затрат

4*. Налоговое стимулирование малых компаний

Для пользователей недр

4. Измерение производственных показателей

5. Раздельный учет по объектам добычи

* - применяется и для пользователей недр

Применение гибких подходов к налогообложению связано также с рядом дополнительных издержек трансакционного характера. Для государства эти издержки выражаются в усложнении системы администрирования и связаны с мониторингом и контролем процессов освоения и добычи; с введением и поддержанием института ценообразования для целей определения налогооблагаемой базы; с контролем обоснованности издержек компаний (на основе механизмов технического регулирования). Дополнительные издержки недропользователей связаны с установкой и поддержанием систем измерения и контроля, с внедрением раздельного учета затрат и результатов по разным объектам (в том числе дополнительные затраты, связанные с пообъектным ведением систем бухгалтерского и налогового учета).

Все многообразие механизмов изъятия рентного дохода может быть классифицировано с позиции (Рисунок 4):

1) налоговой базы (прибыль или валовая выручка);

2) экономического источника платежа (единый для всех налогоплательщиков или дифференцированный платеж в зависимости от тех или иных факторов).

Рисунок 4 – Налоговые инструменты изъятия рентного дохода

Анализ налоговых систем позволяет сделать вывод, что за рубежом основное внимание уделяется анализу фискальных инструментов с точки зрения привлекательности для инвестора и государства, в меньшей степени - дифференциации уплачиваемых пользователями недр рентных платежей в рамках той или иной налоговой системы. Дифференциация может достигаться не за счет гибкости используемой налоговой системы, а за счет применения нескольких систем.

Все многообразие моделей дифференцированного налогообложения природопользования, на наш взгляд, укладывается в три основных подхода, которые не исключают друг друга, а в большей части нефтедобывающих стран одновременно могут применяться все три.

1. Установление величины платежей за пользование недрами в результате тендерных процедур.

2. Установление различных ставок налогов в зависимости от природных факторов и (или) показателей разработки.

3. Налогообложение в зависимости от экономических показателей разработки месторождений.

Однако в рамках данных подходов реализуются весьма сильно отличающиеся механизмы налогообложения (Таблица 4).

Выбор той или иной модели и параметров фискальных систем осуществляется на основе противоречивых задач и трудновыполнимых требований и ограничений. Это приводит к большому многообразию моделей, применяемых в разных странах. Необходимо также учитывать, что на выбор фискальной системы огромное влияние оказывают особенности исторического развития каждой страны.

В настоящее время в России уже приняты некоторые конкретные решения по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования в части добычи и реализации нефти, оказывающие заметное влияние на уровень рентного дохода добывающих компаний. Суть этих изменений заключается в установлении новой ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и повышении налоговой ставки за тонну добываемой нефти. Однако, четкого обоснования введения адвалорных ставок на добытую нефть до сих пор нет, поскольку используется традиционный механизм фиксированной ставки за тонну, скорректированную на поправочные коэффициенты.

Анализ различных вариантов изменения ставок НДПИ показал, что наиболее целесообразным является комбинированный вариант, в соответствии с которым изменяются как ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так и формула расчета ставки НДПИ.

Таблица 4 - Модель налоговой дифференциации в зависимости от условий добычи полезных ископаемых и других факторов

Критерий классификации Виды Сущность


загрузка...