Разработка механизма эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий (23.03.2009)

Автор: Бобошко Владимир Иванович

2) Незаменимость данного вида природных благ для физиологических потребностей населения не означает их незаменимость в экономических системах. Здесь они условно замещаемы (например, водоемкие технологии могут быть заменены на водосберегающие или рециркуляционные технологии и т.д.). В этом плане спрос на большинство природных благ, используемых в производстве и быту, является в значительной степени эластичным. Это может быть использовано в целях снижения природоемкости экономических систем через применение ценового инструментария.

3) Степень не эластичности спроса (иными словами, готовность человека платить, несмотря на повышение цены) на природные блага, окажется тем выше, чем глубже будет осознано значение этих функций в жизни человека. В данном случае речь идет о предметах и услугах, обеспечивающих информационный контакт человека с естественными природными системами.

С точки зрения экономики природопользования важным является понятия экономической выгоды, под которой обычно понимают дополнительный доход (прибыль или получение определенных преимуществ, которые могут быть воплощены в дополнительный доход (прибыль). Экономическая выгода от использования природных благ формируется под воздействием следующих основных групп факторов. Первая - определяется внутренней эффективностью хозяйствования экономического субъекта, использующего природные блага, т.е. его умением получить максимум выгоды от использования этих благ. Вторая группа факторов обусловлена свойствами данного природного блага, т.е. его количественными и качественными характеристиками. Третья группа определяется внешними условиями экономической среды, в которой осуществляет свою деятельность данной хозяйствующий субъект: ценами за используемые первичные природные ресурсы. Основная функция экономических выгод в системе товарно-денежных отношений – мотивационная. Способность экономической выгоды влиять на ход экономических процессов может эффективно использоваться при формировании мотивационного инструментария экологизации экономических систем. С точки зрения мотивации малых предприятий в сфере рационального природопользовапния можно отметить следующие инструменты:

Перераспределительные платежи /выплаты - это система изъятия части доходов у одних экономических субъектов с целью передачи другим экономическим субъектам. Эта система может быть построена на формализованных двухсторонних соглашениях (например, между собственником и арендатором земли, за что последний выплачивает ренту) и т.д. Можно говорить, что в контексте рассматриваемой экономической тематики перераспределительные платежи /выплаты выполняют функции эколого–экономической и эколого–социальной коррекции. Применение указанных платежей/выплат позволяет восстановить в какой-то степени экологическую справедливость, в частности может быть изъята часть дохода у экономических «виновников» загрязнения и передана экологическим «жертвам», т.е. населению или экономическим субъектам, воспринимающим негативные экологические последствия хозяйственной и иной деятельности. При помощи таких механизмов можно задействовать и два других вида экономических инструментов, т.е. цены за ресурсы и экономические выгоды.

В системе понятий и категорий экономики природопользования, связанных с формированием экологической культуры и экологической сознательности населения, и оказывающих непосредственное влияние на развитие экологического спроса, становление рынка экологических товаров, работ и услуг в наименьшей мере исследовано понятие «экологического поведения». Хотя именно через этот фактор, через усиление экологической мотивации производителей и потребителей может быть получено существенное снижение «потребительской нагрузки» на состояние окружающей среды. Если за рубежом вопросы формирования экологического поведения производителей и потребителей продукции являются предметом целенаправленной государственной экологической политики, то в России данный процесс находится лишь в стадии становления. Одной из причин такого положения является низкая информированной участников рынка о затратах и выгодах от применения экологически благоприятных продуктов, товаров и услуг.

Эффективным инструментом неадминистративного воздействия на экологическую политику корпораций становятся рейтинги экологических издержек производства компаний, отдельных предприятий, а в перспективе и отдельных товаров. Рейтинги могут стать средством превращения общественного мнения в реальную экономическую силу, задающую вектор совершенствования технологий и менеджмента. Экологические рейтинги должны ориентировать участников рынка на целенаправленные вложения в управление своей репутацией для роста капитализации. Помимо прямого влияния на рыночные позиции бизнеса, система экологических рейтингов может закрепить тенденции к смягчению противоречий и росту доверия между населением и бизнесом, привести к снижению социальной напряженности вызванной дифференциацией доходов россиян в результате приватизации. Профессиональная деятельность экспертных некоммерческих организаций и специализированных агентств помогает формированию более гармоничных отношений между бизнесом и населением.

Интегральный показатель экологических издержек определяется как среднее арифметическое из оценочных частных показателей. Расчет рейтингов опирается на стандартную информацию, которую все предприятия предоставляют в органы государственной статистики. Предлагается осуществлять рейтинги малых предприятий с учетом экологических требований по следующим направлениям:

1) Рейтинг малых предприятий по уровню экологической безопасности производства и эколого-экономических рисков (высокий, средний, низкий уровень);

2) Рейтинг малых предприятий по уровню (доле) затрат, направляемых на природоохранные цели;

3) Рейтинг малых предприятий по уровню ущербоемкости производства, т.е. в зависимости от удельного ущерба окружающей среде на единицу выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

4) Рейтинг малых предприятий по уровню экологизации производства, который может определяться на основе показателей эффективности использования сырья, материалов, природных ресурсов (например, воды, территории и др.), топлива и энергии, показателей ресурсо- и энергосбережения и пр.

Для идентификации экологических рисков и определения уровня экологизации деятельности малого предприятия предлагается использовать процедуру экологического аудита, что позволит, в частности, оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов, предупредить случаи возникновения ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием и др. Это будет также способствовать: а) разработке основы для последовательного повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружающую среду; б) обоснованию необходимости концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику; в) повышению достоверности экологической информации; г) оценке эффективности существующих инструментов экономического регулирования и управления в области охраны окружающей среды; г) формированию экологического имиджа организации и др.

На основе проведенного исследования сформулированы следующие основные выводы и рекомендации:

1. Установлено, что малый бизнес является важным фактором функционирования народного хозяйства. Место и роль малого бизнеса в системе развитого рыночного производства определяется его функциями, к числу которых относятся более эффективное использование материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов, невостребованных в крупном производстве; создание инновационного потенциала для внедрения технических новшеств; формирование конкурентной среды; содействие "открытости" экономики, занятости населения, создание новых рабочих мест, смягчение социальной напряженности.

2. Доказано, что по мере становления рыночных отношений структура малого бизнеса и содержание его функций будут трансформироваться и приближаться к классическим канонам, хотя специфика российских условий найдет в нем, по-видимому, свое отражение. Показано, что развитие экологически ориентированного малого бизнеса может позволить существенно изменить экологическую ситуацию в России, улучшить состояния окружающей среды и использование природных ресурсов. Доказано, что деятельность по охране окружающей среды следует рассматривать как одну из функций малого бизнеса, а развитие экологически ориентированного малого бизнеса следует рассматривать в контексте экологизации экономики в целом.

3. Показана взаимосвязь между охраной окружающей среды и предпринимательской деятельностью. Уточнены принципы и положения, которыми следует руководствоваться предприятиям экологически ориентированного малого бизнеса, в том числе признание корпоративной экономической ответственности за экологические последствия в сфере бизнеса; эколого-экономическая оценка жизненного цикла производимой продукции, оказываемых работ и услуг, что предполагает использование в малом бизнесе таких процедур, как экологический аудит, экологическое страхование, экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и др.; мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации в области охраны окружающей среды; учет экологических обязательств предприятия перед акционерами и потребителями и др.

4. Выявлены особенности развития малого предпринимательства в России: относительно слабое присутствие малого бизнеса в производственной и инновационной сфере хозяйственной деятельности; недостаточное влияние малых предприятий на формирование конкурентной среды, что обусловлено относительной слабостью и неразвитостью этого сектора и неразвитостью рыночной инфраструктуры, что мешает малому бизнесу проявить свои конкурентные преимущества перед крупным бизнесом.

5. Установлено, что российская статистика не ведет учет экологического предпринимательства. Такие оценки можно получить в основном путем проведения анкетирования, опросов, социологических обследований и т.д. В этой связи предложены критерии отнесения малых предприятий и организаций к экологически ориентированным. Такими критериями могут быть: а) закрепление в уставе организации, малого предприятия как основной цели деятельности - осуществление работ и услуг, а также производство продукции природоохранного назначения; б) выполнение в рамках реализации федеральных и региональных экологических и природно-ресурсных программ государственного и муниципального заказа; в) выпуск продукции, осуществление работ и услуг, отвечающих потребностям природоохранной и ресурсовосстановительной деятельности; г) преобладание удельного веса продукции, работ и услуг природоохранного назначения в общем объеме производства.

6. Выявлены трудности и противоречия становления и развития малого бизнеса, связанные с экономическими и институциональными противодействиями. Среди основных трудностей российского малого бизнеса выделяются налогообложение, чиновничий произвол и административные барьеры, произвол контролирующих органов, давление криминала, неурегулированность арендных отношений, постоянные смены форм и сложность бухгалтерской отчетности, отсутствие эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, коррупция. Среди институциональных трудностей следует отметить то, что его субъекты практически не имеют основных фондов в собственности. Кроме того, выделаны специфические экономические и институциональные противодействия и трудности экологически ориентированного малого бизнеса.

7. Выполнена периодизация этапов развития малого предпринимательства в России. Предложена классификация деятельности малых предприятий по оздоровлению окружающей среды и устойчивому развитию, классификация работ и услуг, выполняемых в сфере экологически ориентированного малого бизнеса.

8. Выявлена оценка состояния и развития специализированных рынков в сфере экологически ориентированного малого бизнеса, включая рынок экологического аудита, рынок экологических товаров, работ и услуг, участие малых предприятий в формировании рынка продажи квот на выбросы парниковых газов, формирование рынка судебно-экологической экспертизы. В качестве новых специализированных рынков работ и услуг в сфере экологического малого бизнеса выделены рынок по обслуживанию механизмов реализации Киотского протокола и рынок судебно-экологической экспертизы.

В рамках реализации экономических механизмов Киотского протокола выделены и классифицированы, которые могут предоставлять малые предприятия, в том числе: экологическая оценка квот по выбросам парниковых газов; исследование и экономическая оценка экологических функций и экосистемных услуг природной среды (депонирование парниковых газов, воспроизводства чистого воздуха, воды и т.д.); экологическая оценка изменения климата и оценка экономического ущерба от возможного изменения климата; проведение экологической инвентаризации выбросов парниковых газов в отдельных регионах и отраслях хозяйства; разработка проектов и мероприятий в рамках соглашений и проектов о торговле квотами и др.

9. Сформулированы методические подходы к оценке затрат и выгод при реализации природоохранных мероприятий в деятельности малого бизнеса, выявлена экологическая составляющая в экономике малого бизнеса. Сформулированы принципы и положения, позволяющие адекватно реагировать на растущие требования по защите окружающей среды, предприятиям малого бизнеса: признание корпоративной экономической ответственности за экологические последствия в сфере бизнеса; экологическая сертификация и маркировка продукции, информирование производителей, поставщиков и потребителей товаров (работ и услуг) об экологических свойствах потребляемой продукции, сырье и материалах.

10. Обоснована концепция развития малого предпринимательства на региональном уровне, предложена структура концепции развития экологически ориентированного малого бизнеса, механизмы ее реализации, а также разработаны экономико-правовых основы проекта Закона субъекта российской Федерации «О предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды».

Список ОСНОВНЫХ ТРУДОВ по теме диссертации

Монографии, учебники и учебные пособия.

Бобошко В.И. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002.- 10,2 п.л..

Бобошко В.И. Механизм эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 27 п.л.

Бобошко В.И. Институциональная поддержка малого бизнеса. М.: Издательство «Проспект», 2009.- 8 п.л.

Статьи в изданиях, реферируемых ВАК РФ

Бобошко В.И. Экономические аспекты регулирования природопользования в сфере малого бизнеса: теоретический подход// Экономика природопользования, 2004, №2.- (0,9 п.л.).

Потравный И.М., Гласбреннер Г., Бобошко В.И. Европейский опыт в области экологического менеджмента и аудита и формирование системы экологического управления в России// Экономика природопользования, 1998, №6.- С. 85-94 (авт. – 0,5 п.л.).

Бобошко В.И., Гусев А.А., Потравный И.М. Особенности экологически ориентированного малого предпринимательства в России // Экономика природопользования, 2006, №5. - С. 31-40 (авт. – 0,5 п.л.).

Бобошко В.И. Развитие малых предприятий в сфере экологического бизнеса// Экономика природопользования, 2006, №4.- С. 102-114 – (1 п.л.).

Гусева И.Г., Гусев А.А., Бобошко В.И. Экологическая стандартизация в системе институциональных инструментов устойчивого развития// Экономика природопользования, 2006, № 5.- С. 3-10 (авт. – 0,5 п.л.).

Бобошко В.И., Мустафин С.К., Потравный И.М. Опыт применения судебно-экологической экспертизы в деятельности арбитражного суда// Экологическое право, 2007, №4.- С. 32-42 (авт. – 0,9 п.л.).

Бобошко В.И. Формирование институциональной среды для развития малого и среднего предпринимательства// Вестник университета (ГУУ), 2008, №4 (14). - С. 15-22 (0,6 п.л.).

Бобошко В.И. Перспективы государственной поддержки малого предпринимательства// Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 2008, №4 (22). - С. 31-34 (0,4 п.л.).

Бобошко В.И. Экологический менеджмент в деятельности малых предприятий // Менеджмент в России и за рубежом, 2008, №5.- С. 131- 135 (0,4 п.л.).

Суглобов А.Е., Бобошко В.И. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: Теория и практика, 2008, №76. – С. 2-11 (авт. – 0,7 п.л.).


загрузка...