Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности (23.03.2009)

Автор: Арсланбекова Аминат Зайдулаевна

2) финансово-правовая ответственность установлена нормами финансового права, являющегося самостоятельной отраслью права;

3) основанием привлечения к финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение, т.е. противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок в сфере финансов, которое не влечет уголовной или административной ответственности;

4) финансово-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю специальных финансово-правовых санкций;

5) финансово-правовая ответственность носит главным образом имущественный характер, который проявляется в государственно-принудительном воздействии на экономические интересы нарушителя финансового законодательства;

6) меры финансово-правовой ответственности применяются как к физическим лицам, так и к организациям, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим финансовые обязанности перед государством;

7) меры финансово-правовой ответственности применяются широким кругом уполномоченных на то государственных органов и их должностными лицами;

8) порядок наложения финансово-правовых санкций на правонарушителя урегулирован нормами финансового права;

9) применение мер финансово-правовой ответственности имеет целью как восстановление имущественных интересов потерпевшей стороны (государства), так и наказание нарушителя, предупреждение совершения им в будущем новых правонарушений.

К финансово-правовой ответственности в полной мере применимы общетеоретические подходы: позитивный и ретроспективный. Признавая выделение позитивной ответственности наряду с негативной, финансово-правовую ответственность, по мнению автора, можно определить как добровольное соблюдение физическими лицами и организациями правовых требований, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих финансовых обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения - как обязанность претерпевать предусмотренные финансовым законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за виновно совершенное правонарушение, заключающиеся в лишениях личного, имущественного или организационного характера.

Финансово-правовая ответственность выполняет следующие функции: карательную, восстановительную, регулятивную, воспитательную и превентивную. Далее в работе автор раскрывает их содержание.

Одним из существенных признаков финансово-правовой ответственности, позволяющих выделить ее в самостоятельный вид ответственности, является ее фактическое основание – финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей – налоговые правонарушения и нарушения бюджетного законодательства. В связи с этим автор предлагает следующее определение финансового правонарушения – это противоправное (в нарушение финансового законодательства), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом финансового правоотношения, за которое финансовым законодательством установлена ответственность. Далее исследуются признаки финансового правонарушения как основания применения финансовых санкций. Исходя из положений общей теории права, диссертант выделяет следующие признаки финансового правонарушения: общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость.

В юридической литературе выделение общественной опасности как признака финансовых правонарушений считается спорным. Однако, по мнению автора, общественная опасность финансовых правонарушений очевидна и рассмотрена во многих научных работах, но в определениях финансовых правонарушений, данных в НК РФ и БК РФ, прямо не предусмотрена. Общественная опасность налоговых и бюджетных правонарушений выражена в существенном влиянии на состояние экономики и экономическую безопасность государства.

Автор характеризует элементы состава финансового правонарушения: объект посягательства, объективную сторону, субъект посягательства и субъективную сторону. Объектом финансового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, на которые посягает финансовое правонарушение.

Объективная сторона финансового правонарушения в диссертации определяется как система признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, которое заключается в действии или бездействии, запрещенном финансовым законодательством. К системе признаков, образующих объективную сторону, автор относит: время, место, характер совершенного деяния, наступившие вредные последствия, повторность, момент совершения (окончания) правонарушения, его систематичность.

Под субъектом посягательства следует понимать лицо, совершившее правонарушение. Субъектами финансовых правонарушений могут быть общественно-территориальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления, физические лица и организации.

Особое внимание автор уделил вопросу о субъективной стороне финансового правонарушения, которая заключается в наличии вины лица, совершившего противоправное деяние. Однако субъективная сторона не всегда учитывается при привлечении к финансово-правовой ответственности, например, при совершении бюджетных и банковских правонарушений. Важнейшим принципом юридической ответственности был и остается принцип ответственности за виновные деяния. Данный принцип находит свое выражение в обязательном наличии в составе любого правонарушения основного элемента – субъективной стороны. Поэтому, по мнению автора, виновность следует считать обязательным признаком финансового правонарушения.

В параграфе также затрагивается вопрос о правовой природе и признаках финансово-правовых санкций. На основе анализа их особенностей автором предлагается следующее определение финансово-правовых санкций - это меры финансово-правовой ответственности, применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим и организациям за нарушение финансового законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, имущественного или организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями.

В целях полноты характеристики финансово-правовых санкций далее автор рассматривает особенности назначения различных мер финансово-правовой ответственности, применяемых за совершение финансовых правонарушений в наиболее значимых сферах финансовой деятельности государства, а именно налоговых, бюджетных, банковских и валютных санкций.

Глава 2 «Бюджетные санкции в системе мер финансово-правовой ответственности» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе исследуются понятие и правовая природа бюджетной ответственности.

Диссертант отмечает, что в Бюджетном кодексе РФ используется термин «ответственность за нарушение бюджетного законодательства», а не термин «бюджетная ответственность». По мнению автора, было бы целесообразным в БК РФ использовать термин «бюджетная ответственность», т.к. понятие «ответственность за нарушение бюджетного законодательства» включает в себя не только бюджетную ответственность, предусмотренную в БК РФ, но и административную и уголовную ответственность, предусмотренную соответственно КоАП РФ и УК РФ.

По мнению автора, бюджетная ответственность по своей природе, объекту, субъектам и способам применения и реализации, безусловно, является разновидностью финансово-правовой ответственности. Это вытекает также из соотношения финансового и бюджетного права, т.к. по предмету и методу правового регулирования бюджетное право является ведущей подотраслью финансового права.

Для бюджетной ответственности, как разновидности финансово-правовой ответственности, характерны все признаки последней, но вместе с тем, бюджетная ответственность обладает следующими специфическими чертами:

Бюджетная ответственность имеет собственную нормативную основу – бюджетное законодательство.

Бюджетная ответственность подчинена принципам бюджетного законодательства.

Основанием бюджетной ответственности является совершенное бюджетное правонарушение.

Бюджетная ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного и личного неимущественного характера, что обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций.

Субъектами бюджетной ответственности являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения.

Бюджетная ответственность реализуется в специфической процессуальной форме, отличающейся от порядка применения других видов финансово-правовой ответственности.

Целями бюджетной ответственности являются карательная (наказание виновного в нарушении бюджетного законодательства) и превентивная (предотвращение совершения новых правонарушений).

К бюджетной ответственности в полной мере применимы общетеоретические подходы: позитивный и ретроспективный. Таким образом, автор делает вывод, что бюджетная ответственность представляет собой добровольное соблюдение правовых требований участниками бюджетных правоотношений, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих бюджетных обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения - обязанность претерпевать предусмотренные бюджетным законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за виновно совершенное бюджетное правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного и личного неимущественного характера.

По мнению диссертанта, особенность бюджетной ответственности заключается в том, что она применяется наряду с административной и уголовной ответственностью, реализуемых в бюджетной сфере.

Автором отмечается, что статьи КоАП РФ дублируют статьи БК РФ (ст. ст. 289 - 291, 304). Кроме того, статья 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации)) поглощает статью 292 БК РФ (Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением). Таким образом, из 18 нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных частью четвертой БК РФ (ст. ст. 289 -306), остаются 12 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК РФ (ст. ст. 293, 295 - 303, 305, 306), но не названных в КоАП РСФСР, хотя прямые ссылки на КоАП РСФСР предусмотрены во всех статьях БК РФ, содержащих составы бюджетных правонарушений. Не содержатся эти нарушения и в новом КоАП РФ.

По мнению автора, отсутствие в КоАП РФ многих составов правонарушений, закрепленных в БК РФ, приводит к тому, что ответственность руководителей соответствующих получателей бюджетных средств считается неустановленной. Как отмечается в литературе, такой пробел бюджетного законодательства создает условия для безответственности непосредственных исполнителей противоправных действий при неперечислении бюджетных средств их получателям, непредставлении отчетов и иной бюджетной документации и многочисленных других нарушений бюджетной дисциплины.

Диссертант отмечает, что КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности не рассматривает ни должностных лиц государственных органов, ни должностных лиц органов местного самоуправления, для которых в БК РФ предусмотрено применение мер ответственности, то есть круг лиц, которых можно подвергнуть административному наказанию, несколько сужен по сравнению с БК РФ. Так, согласно КоАП РФ административный штраф может быть наложен только на должностных лиц получателей бюджетных средств. В связи с этим автор предлагает согласовать нормы БК РФ и нормы КоАП РФ и установить в КоАП РФ ответственность должностных лиц за совершение бюджетных правонарушений, предусмотренных в БК РФ.

Автор отмечает, что в Бюджетном кодексе РФ отсутствуют также нормы, предусматривающие ответственность руководителей органов Федерального казначейства, Министерства финансов РФ, которые могут выступать в качестве субъектов бюджетных правонарушений. В связи с этим, по мнению диссертанта, следует согласиться с предложением С.Е. Батырова об установлении судебной процедуры привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения должностных лиц Федерального казначейства и Министерства финансов РФ по представлению Счетной палаты РФ.

По мнению автора, установление административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства выявило еще одну проблему. Согласно КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения. Финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в основном осуществляется по окончании финансового года, т.е. после декабря. Так как не все бюджетные правонарушения являются длящимися, обнаруженный факт совершения правонарушения, как правило, может быть оставлен без рассмотрения в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В параграфе также отмечается, что размеры нецелевого использования бюджетных средств могут быть разными, поэтому в некоторых случаях размер налагаемого штрафа может быть ничтожным по сравнению с суммой средств, использованных не по целевому назначению. Исходя из этого, автор согласен с С.Е. Батыровым, который считает более уместным и рациональным исключить штрафы, применяемые к юридическим лицам из статьи 15.14 КоАП РФ, установить в статье 289 БК РФ наложение штрафа на получателей бюджетных средств в процентном соотношении к размеру нецелевого использования бюджетных средств, например 5% или 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

По мнению автора, ужесточение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства способствовало бы обеспечению законности в бюджетной сфере.

Во втором параграфе исследуется бюджетное правонарушение как основание применения бюджетной ответственности.


загрузка...