Формирование и реализация рыночных стратегий предприятий пищевой промышленности: теория и методология (23.01.2012)

Автор: Тогузаев Тахир Хаятович

снижение административных расходов, связанных с управлением персоналом и др.

Реализация указанных направлений обеспечит предприятиям пищевой промышленности региона создание программ кадрового обеспечения процессов разработки и осуществления рыночных стратегий в условиях конкурентной среды, а также будет способствовать развитию кадрового потенциала, что позволит вывести предприятия на качественно новый уровень.

9. Стратегическое развитие рыночных отношений в условиях усиления конкурентной борьбы на продовольственном рынке определяет необходимость стратегического планирования производственной деятельности предприятия пищевой промышленности. Все это требует изучения ресурсной составляющей при моделировании оптимизации производства структуры товарной продукций и максимизации дохода на пищевых предприятиях.

На основании вышеизложенного в диссертации была разработана симплекс-таблица (табл. 3).

Таблица 3

Модель оптимальной структуры производства

Результат расчета экономико-математической модели по оптимизации структуры производства товарной продукции на ООО «Консервпрод» приведен на рис. 9.

Рыночная стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Данная проблема трансформируется в одну из главных задач менеджмента предприятий.

Главным негативным последствием кризиса стала еще большая регионализация аграрной политики в стране и рост вмешательства региональных властей в агропродовольственные рынки. Это может резко снизить потенциал роста перерабатывающего сектора в ближайшей перспективе.

В исследуемом регионе возникла необходимость сбалансировать рынки товаров и услуг, принять целевую республиканскую программу «Система отношений на продовольственных товарных рынках». Концептуальной основой разработки и осуществления такой программы должна служить гармоничная, сбалансированная внутри- и внешнеэкономическая политика, направленная на поиск интенсивных способов развития экономики, в том числе за счет усиления внутриреспубликанской кооперации, развития экспортно-ориентированных производств товарной продукции с высоким качеством.

Рис. 9. Сравнение объемов производства продукции в натуральном

выражении

В нашем понимании программа должна включать: аналитический блок; электронные базы данных, содержащие статистические параметры предприятий, экономическую и конъюнктурную информацию; ситуационный центр для аналитиков и лиц, принимающих решения.

Основу аналитического блока должна составлять модель, описывающая процессы производства, товародвижения, ценообразования для группы предприятий (кластера) по основным видам товарной продукции, конечное потребление, экономику как отдельного предприятия, так и кластера в целом.

Разработанная нами модель (рис. 10) представляет собой иерархическую динамическую нелинейную систему, включающую семейство моделей разного уровня описания и детализации. Электронные базы данных являются, по сути, источниками идентификации модели, формирования входной информации для решения поставленных задач и выходной – с результатами расчетов.

Рис. 10. Модель анализа товарных потоков

Идентификация модели означает присвоение ее параметрам конкретных значений, т.е. «настройку» на реальные состояния и процессы. Базы входной информации представляют собой массивы показателей, содержащие цены, объемы и структуру товарных потоков.

Стратегический анализ внешней деловой среды, по своей сути, является одним из основных элементов процедуры формирования стратегического плана развития предприятия пищевой промышленности. На данном этапе анализа предприятиями собирается необходимая информация, которая будет способствовать определению целей и выбору альтернативных стратегических решений.

Анализ внешней деловой окружающей среды предприятий пищевой промышленности в разрезе Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что основные отрасли экономики, дающие около 50 процентов оборота, приносят в бюджет менее 20 процентов налоговых поступлений. Следовательно, необходимо так изменить экономические отношения и структуру экономики, чтобы значительно повысить занятость населения, поднять производительность труда, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью и налогоемкостью.

В целях определения перечня основных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию Кабардино-Балкарской Республики, в работе проведен анализ слабых и сильных сторон, а также внешних возможностей и угроз (SWOT-анализ), результаты которого показывают, что Республика имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. Проведенный нами SWOT-анализ позволил определить приоритетную отрасль для развития экономики Кабадино-Балкарской Республики – пищевую промышленность.

В работе обосновывается необходимость концентрации внимания на развитии пищевой промышленности для достижения высокой производительности труда, выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечения занятым в ней работникам достойной заработной платы и поступления в бюджетную систему Республики адекватного объема налогов.

Проведенный в работе стратегический анализ внешней деловой окружающей среды позволит предприятиям пищевой промышленности построить свою деятельность более эффективно, заранее готовясь к возможным негативным изменениям и, в тоже время, максимально использовать положительные тенденции народнохозяйственного развития региона.

10. Рыночное управление на предприятиях пищевой промышленности в период рыночных реформ есть по существу антикризисно-ориентированное управление, использующее весь арсенал рыночных инструментов хозяйствования единичного субъекта производства.

Особенность кризиса в рамках предприятия пищевой промышленности состоит в том, что сезонный характер поступления исходных сырьевых ресурсов значительно сужает диапазон возможностей его экономического маневрирования. Другими словами, управленческая особенность менеджмента на большинстве пищевых предприятиях состоит в объективно присущем ему недостатке временного лага для принятия оптимального решения.

Таким образом, производственный кризис на предприятиях пищевой промышленности практически всегда перерастает в кризис механизма управления, что предъявляет повышенные требования к профессионализму руководства пищевыми предприятиями.

Не менее существенным признаком кризиса на предприятии выступает возникновение неопределенности в оценке ситуации и неясности в разработке необходимых альтернатив для преодоления кризиса, потеря контроля над событиями, недостаточность информации.

Современная ситуация в отрасли пищевой промышленности характеризуется значительной конкуренцией и относительно невысокими темпами роста потребительских цен. Большинство пищевых предприятий вынуждены сегодня искать внутренние резервы повышения эффективности своей деятельности и гибко реагировать на изменение внешней среды. В целом рыночный механизм управления предприятием пищевой промышленности можно определить как системную реализацию рыночных инструментов его функционирования. Такой механизм характеризуется повышенной интенсивностью применения финансовых методов на предприятии, перемещающих внимание на краткосрочные проблемы и требующих проведения жестких финансовых мероприятий.

Полагаем, что на предприятиях пищевой промышленности в условиях финансового кризиса необходима диверсификация производства, направленная или ориентированная на производство продукции, спрос на которую неэластичен или слабоэластичен в связи с первонеобходимостью товара, что будет способствовать непрерывному поступлению «живых денег» в данный сектор. Используя данное преимущество, предприятия отрасли должны:

- усилить сырьевую составляющую, что будет способствовать поддержке аграрного сектора и прочих смежных производств (например, производства тары и упаковки);

- совершенствовать материально-техническую базу;

- повысить квалификацию кадров.

Таким образом, предприятия пищевой промышленности должны использовать все возможные экономические рычаги для технического перевооружения, в частности финансовый лизинг, что в конечном счете приведет к производству конечной продукции с наименьшими затратами труда. В свою очередь данное обстоятельство будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности по отношению к аналогичным товарам, импортируемым в регион.

11. Одним из приоритетных направлений выхода предприятий пищевой промышленности на конкурентоспособный уровень является разработка и реализация эффективных решений на основе внедрения инновационных стратегий, которая возможна путем формирования региональных кластеров. Их создание будет способствовать выходу из создавшегося кризиса и обеспечению рентабельного производства, а также поддержанию продовольственной безопасности. Именно производственные кластеры обеспечивают наибольшую устойчивость национальной экономике и ее наиболее сильные конкурентные позиции.

Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:

- повышение конкурентоспособности участников кластера;

- снижение затрат и повышения качественных параметров производимой продукции;

- обеспечение занятости трудового населения;

- лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

Данные обстоятельства должны стимулировать органы государственной власти региона содействовать формированию производственного кластера, «ядром» которого будут являться производства по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья.

Формирование кластера позволит поставить на современную основу сельскохозяйственное производство, интегрировать его с переработкой продукции, придать устойчивость развитию отрасли, обеспечить ей высокую конкурентоспособность, а занятым в отрасли работникам – достойные доходы.


загрузка...