Формирование и реализация рыночных стратегий предприятий пищевой промышленности: теория и методология (23.01.2012)

Автор: Тогузаев Тахир Хаятович

рост трансакционных издержек, связанных с заключением сделок;

- рост затрат на маркетинг и рекламу.

7. В отрасли пищевой промышленности на современном этапе одной из ключевых проблем является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях зрелых рыночных отношений в России большое количество предприятий пищевой промышленности функционируют на грани выживания. Их дальнейшее существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, т.е. формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на потребительском рынке.

Ресурсное обеспечение предприятий пищевой промышленности при формирований стратегий развития в работе представлена как обеспеченность материальными (основными и оборотными активами) ресурсами и стратегия кадрового обеспечения и стимулирования персонала предприятия. Для менеджмента предприятия это одна из главных проблем, т.е. задача состоит в том, как определить основные параметры ресурсного обеспечения будущего производства.

Для эффективного функционирования предприятия необходимо периодически модернизировать его производственные ресурсы. Задача состоит в выборе такой стратегии обновления, которая позволила бы осуществлять этот процесс с максимальным эффектом за достаточный длительный период функционирования предприятия, чтобы обеспечить его конкурентоспособность и выживаемость. При этом следует учитывать имеющиеся и потенциальные ограничения требуемых ресурсов.

В основе стратегии обновления лежит принцип поддержания основных фондов производственной системы в актуальном состоянии с помощью периодически повторяющихся циклов технического перевооружения или реконструкции предприятия.

Выработка стратегии ресурсного потенциала предприятий пищевой промышленности может включать следующие составляющие:

анализ наличия, состояния и движения основных производственных фондов, а также темпы физического и морального износа;

анализ использования производственной мощности;

анализ трудовых ресурсов;

анализ финансового состояния.

При разработке методики определения ресурсного потенциала предприятий отрасли, следует обратить внимание на вопрос его обеспеченности оборотными средствами производства. Так как сырьевой составляющей для предприятий пищевой промышленности является продукция сельскохозяйственного производства, в свою очередь, являющаяся скоропортящейся, то нет возможности формировать запасы на длительный период. Для бесперебойного обеспечения оборотными средствами производства предприятиям пищевой промышленности необходимо иметь запас денежных ресурсов. В свою очередь, приведенный элемент можно включить в анализ финансового состояния предприятия.

Формирование стратегии ресурсного обеспечения предприятий пищевой промышленности как участника продовольственного рынка страны предусматривает выработку следующих правил и приемов:

- исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии хозяйствующих субъектов и отрасли в целом, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость предприятий и организаций, то есть возможность переориентации их на функционирование в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;

- формирования товарных потоков отрасли, в наибольшей степени удовлетворяющих актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри региона, страны и за ее пределами и обеспечивающих на этой основе стабильное функционирование всех хозяйствующих субъектов отрасли;

- оптимального распределения имеющихся в распоряжении предприятий пищевой промышленности ресурсов для обеспечения решения задач максимизации рентабельности использования собственных и привлеченных средств;

- взаимодействия предприятий пищевой промышленности с рынком факторов производства, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала отрасли;

- формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятий пищевой промышленности на региональном продовольственном рынке;

- разработки направления стратегического развития для формирования инвестиционной привлекательности пищевых предприятий, как в региональном, так и отраслевом аспектах;

- своевременного обнаружения кризисных тенденций в рамках региональной экономики и ее отраслей и предотвращения несостоятельности (банкротства) пищевых предприятий.

8. В настоящее время состояние российского рынка труда имеет ярко выраженный региональный характер. Для Кабардино-Балкарской Республики, одного из наиболее проблематичных регионов в отношении занятости населения, свойственно нарастание скрытой безработицы.

Проведенный в работе анализ рынка труда в Республике показал, что нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах Госкомзанятости КБР, на одну заявленную вакансию к концу декабря 2010 года составила 8,1 человека против 11,3 человека в конце декабря 2009 года. Это характеризует Кабардино-Балкарскую Республику трудоизбыточным регионом, что в свою очередь актуализирует реализацию программ кадрового обеспечения процессов разработки и осуществления рыночных стратегии на предприятиях пищевой промышленности региона, включающие следующие основные элементы:

1. Определение потребностей предприятия в персонале должно осуществляться по группам и категориям работающих.

2. Формирование оптимального квалификационного состава персонала по потребностям предприятия должно осуществляться по качественным параметрам на конкретное вакантное место в соответствии с требуемым уровнем квалификации.

3. Политика подготовки и повышения квалификации персонала предприятия. Центральным ее элементом является становление творческой личности работника как главного ресурса экономики. В свете этого расходы на образование и подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для экономического процветания.

Особой проблемой является предоставление помощи в переобучении работникам в связи с моральным старением профессий, утративших свое значение в ходе научно-технического прогресса.

4. Механизм выявления и «лечения» синдрома «выгорания» персонала предприятия.

Синдром эмоционального выгорания сотрудников - чрезвычайно распространенное явление, хотя на российских предприятиях в частности исследуемой нами отрасли - пищевой промышленности, данное явление не исследуется и отсутствует механизм его определения.

Синдром профессионального выгорания - постепенное снижение мотивации работников, приводящее в итоге к снижению производительности и эффективности труда. Это не личная проблема сотрудника, ответственность несет и предприятие, которое не минимизировало риск «выгорания». Вероятность «выгорания» зависит не от личностных характеристик конкретного сотрудника, а от морально-психологического климата, условий занятости и системы управления в целом предприятием.

Для производственных предприятий, в частности, исследуемых в диссертации предприятий пищевой промышленности - это дополнительная внепрофильная нагрузка, которую следует передать фирме специализирующейся на кадровом аутсорсинге.

Кадровый аутсорсинг особенно будет выгодным для предприятий пищевой промышленности, так как они относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, большинство которых не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов по персоналу. Проведенный в работе анализ показал, что зачастую на предприятиях пищевой промышленности региона кадровый учет ведется работниками, не имеющими специальной подготовки (секретарь, бухгалтер), для которых данная функция является не основной, а дополнительной. В связи, с чем на предприятиях выявляются множество ошибок и недочетов по соблюдению нормативно-правовых актов, предусмотренных трудовым кодексом РФ, чреватых штрафными санкциями и судебными издержками.

В качестве аутсорсера для предприятий пищевой промышленности региона могут выступать ИПК при профильных ВУЗах, которые специализируется и имеют возможность подготовки и переподготовки кадров на конкретные вакантные должности данных предприятий, в частности:

- ведение кадрового делопроизводства на предприятиях заказчиков: оформление движения кадров, ведения трудовых книжек, личных дел, воинского учета и т.д.;

- составление внутрифирменных нормативных документов (должностных инструкций, положений по оплате труда и материальному стимулированию и др.) а также положений по отбору персонала;

- проведение испытаний новых сотрудников и организация повышения квалификации персонала и др.

Проведенный анализ предприятий региона выявил, что в Кабардино-Балкарской Республике не используется система аутсорсинга. В связи с этим, существует необходимость информирования руководителей предприятий пищевой промышленности и продвижения политики аутсорсинга, позиционируя его экономические выгоды для конкретных предприятий.

Экономические выгоды кадрового аутсорсинга состоят в следующем:

заказчик экономит на офисных затратах, администрировании, содержании персонала и оборудования, выплате заработной плате и налогов;

перераспределение статей бюджета (заработная плата, услуги);

повышение инвестиционной привлекательности предприятия в виде улучшения показателя выработки в расчете на одного работника;


загрузка...