Формирование и реализация рыночных стратегий предприятий пищевой промышленности: теория и методология (23.01.2012)

Автор: Тогузаев Тахир Хаятович

разработать методику отбора перспективных стратегических зон хозяйствования, учитывающую особенности предприятий пищевой отрасли;

сформулировать и обосновать методические подходы к определению ресурсного потенциала модернизации предприятий пищевой промышленности;

предложить алгоритм построения древа целей стратегического развития предприятий пищевой промышленности;

выявить проблемы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятий отрасли в регионах с дефицитом инвестиционных ресурсов и обосновать меры по улучшению инвестиционного климата;

разработать модели и механизмы обеспечения доходности предприятий отрасли в условиях растущей конкуренции;

обосновать механизм реализации рыночных стратегий предприятий пищевой промышленности в условиях нарастания бюджетного кризиса и дефицита государственных финансовых ресурсов, что исключает возможность государственной поддержки.

Объектом исследования являются предприятия пищевой промышленности как первичное звено национальной экономики, обеспечивающее повышение качества жизни населения.

Предметом исследования являются теоретические, методологические, методические и практические вопросы, связанные с формированием и реализацией рыночных стратегий устойчивого развития предприятий пищевой промышленности региона в условиях растущей конкуренции.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили фундаментальные концепции, представленные в классической и современной научной литературе российских и зарубежных ученых по проблемам стратегического планирования, формированию стратегий развития промышленных предприятий, региональной экономики и управления развитием промышленных комплексов.

В ходе предпринятого анализа формирования рыночных стратегий на предприятиях пищевой промышленности использовались положения и выводы общей теории рынка, теории предпринимательства и бизнеса, программные и прогнозные разработки министерств и ведомств Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась на основе реализации общенаучных методов: сравнительного, экономико-статистического, логического анализа, экономико-математических методов, а также инструментария экономического прогнозирования.

В качестве информационной базы исследования использовались материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее региональных подразделений, законодательные и другие нормативно-методические документы федерального уровня, государственных ведомств, законодательных и исполнительных региональных органов, отчетность ряда предприятий пищевой промышленности.

Вклад автора в проведенное исследование. Выявление проблемы, формулировка научной гипотезы, определение цели, постановка задач, выработка методологического подхода к решению проблемы и определение теоретических положений, а также методических разработок и практических рекомендаций являются результатом самостоятельного исследования автора. Вклад автора в исследование проблемы состоит:

- в критическом изучении, обобщении существующих воззрений и выработке нового взгляда к определению категории «рыночная стратегия», исходя из учета новых достижений в теории познания и хозяйственной (зарубежной и отечественной) практики;

- в разработке критериев анализа состояния зарубежного и отечественного опыта в области стратегического управления на предприятии;

- в выявлении закономерностей становления рыночных стратегии и разработке и уточнении принципов многофакторного построения рыночной стратегии на предприятиях пищевой промышленности;

- в формировании научных основ построения дерева стратегических целей развития предприятий пищевой промышленности и разработке программ их реализации на перспективу;

- в уточнении методологического подхода к стратегическому управлению комплексным развитием предприятия пищевой промышленности в условиях растущей конкуренции;

- в обобщении существующих воззрений на природу оптимизации структуры товарной стратегий пищевой промышленности региона с учетом перспектив ее развития;

- в исследовании форм и методов инвестиционного обеспечения рыночных стратегий с учетом региональных экономических факторов и специфических организационных условий;

- в разработке программ кадрового обеспечения процессов формирования рыночных стратегий на предприятиях пищевой промышленности региона;

- в выявлении принципов и разработки алгоритма кластерного построения институциональной системы стратегического взаимодействия предприятий пищевой промышленности региона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении существующих и разработки новых теоретических аспектов и методологических подходов формирования и реализации рыночных стратегий развития предприятий пищевой промышленности, обеспечивающих решение проблем их устойчивого развития в условиях растущей конкуренции. Основными результатами, определяющими элементы новизны диссертационного исследования, являются:

развит терминологический аппарат теории стратегического управления промышленными предприятиями, в частности развито понятие «рыночная стратегия». На основе критического анализа и обобщения различных воззрений в сфере теории и практики разработки рыночных стратегий предприятий, предложены основные факторы, учитываемые при разработке стратегии развития предприятия пищевой промышленности, к которым автор относит: внешнюю окружающую среду предприятия; организационно-экономическую структура предприятия; стратегию долгосрочного развития отрасли; состояние сырьевой базы; устойчивость потребительского рынка, на котором функционирует предприятия; внутренние переменные организации;

уточнен и развит терминологический аппарат теории кластерной организации в промышленности, в частности приведено авторское определение, согласно которому под кластером понимается совокупность юридически самостоятельных предприятий, преследующих смежные экономические цели и ведущих неформальный, согласованный и скоординированный бизнес, целями которого является максимизация прибыли по комплексу предприятий, расположенных на определенной территории;

развиты отдельные положения методологии стратегического управления предприятием, в частности предложен ряд структурных элементов (товарная стратегия, ценовая стратегия; инвестиционная стратегия; инновационная стратегия; стратегия взаимодействия с другими субъектами рынка; стратегия выхода на внешние рынки; стратегия снижения производственных издержек; стратегия ресурсного обеспечения), формирующие совокупную рыночную стратегию предприятий пищевой промышленности;

уточнены существующие и предложены новые принципы алгоритма многофакторного построения рыночной стратегии управления на предприятиях пищевой промышленности, в частности принципы: целенаправленности; непрерывности; эффективности; взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой; маневренности; риска; ресурсного обеспечения; социальной ответственности; роста квалификации персонала, позволяющие более корректно проводить отбор рыночных стратегий учитывающих рыночную конъюнктуру;

разработаны критерии оценки и ранжирования «стратегических зон хозяйствования» по уровню привлекательности, включающие в себя: объем потребления в сегменте; динамику цен (их устойчивость на продукцию в сегменте); темпы роста продаж; уровень господдержки в сегменте; уровень развитости технологий производства продукта; наличие конкурентов в сегменте; неопределенность, позволяющие выявить конкретный сегмент внешней среды, на который предприятия пищевой промышленности имеют выход;

сформулированы основные критерии оценки ресурсного потенциала предприятий пищевой промышленности, учитывающие особенности (ориентация на конечного потребителя; ускорение оборачиваемости товарной продукции в связи с ограниченным сроком годности и др.) функционирования предприятий отрасли и определяющие их стратегическую значимость;

разработаны методические основы формирования и реализации стратегических целей предприятий пищевой промышленности, содержащие алгоритм перехода предприятий в новое институциональное качественное состояние, включающий в себя: определение долгосрочных и краткосрочных стратегических целей; согласование факторов внешней и внутренней среды предприятия; определение альтернативных путей достижения целей предприятия; ресурсное обеспечение мероприятий; выбор методов, инструментов, механизмов достижения целевых ориентиров; достижение заданных параметров (достижение интересов владельцев предприятия);

предложена новая технология ранжирования проблем инвестиционной привлекательности региона с учетом состояния инвестиционного климата, учитывающая отраслевую и подотраслевую конфигурацию регионального хозяйства;

предложен подход расчета экономико-математической модели оптимизации структуры товарной продукции на предприятиях пищевой промышленности, учитывающий внутренние и внешние факторы, направленные на решение экономических проблем развития предприятий отрасли и призванные обеспечить регулирование товародвижения и устойчивый рост доходности пищевых предприятий;

разработан алгоритм кластерного построения институциональной системы стратегического взаимодействия предприятий пищевой промышленности региона, направленный на укрепление позиций предприятий на региональном потребительском рынке и способствующие развитию межотраслевых связей и институтов, входящих в данный кластер.

Практическая значимость результатов исследования. Предложенные в работе методические рекомендации направлены на практическую реализацию мер по формированию и реализации рыночных стратегий развития предприятий пищевой промышленности в целях достижения ими преследуемых стратегических целей и задач.

Использование результатов диссертационного исследования способствует формированию системы стратегического управления на предприятиях пищевой промышленности, которая должна обеспечить устойчивый рост предприятия в условиях растущей конкуренции.

Предложения автора по проблемам формирования рыночных стратегий на предприятиях пищевой промышленности региона приняты к практическому использованию Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, ОАО «Нальчикский консервный завод». Результаты исследования также применяются в учебном процессе при подготовке специалистов в области менеджмента, экономики промышленности в Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные научные положения диссертации докладывались, обсуждались и одобрены на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях: Материалы IV Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы учета экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации (Воронеж, 2011); IX Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010»: «Наука в обществе знания» (Санкт-Петербург, 2010); Международная научно-практическая конференция: Управление социальным и экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы (Гатчина, 2010); IV Международная научно-практическая конференция «Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур» (Санкт-Петербург, 2009); Современное состояние и социальное развитие: проблемы и перспективы. Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Петербургскому экономическому форуму 2008 года (Санкт-Петербург, 2008); «Социальная ответственность бизнеса как фактор развития Северо-Запада России: опыт и проблемы», Кадры для инновационной экономики Санкт-Петербурга: бизнес и высшая школа (Санкт-Петербург, 2008); Всероссийский научно-практический симпозиум молодых ученых и специалистов «Экономическая политика современной России: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2007) и др.

По теме диссертации опубликовано 49 печатных работ общим объемом 113,95 п.л., в том числе автора 69,81 п.л.

Объем и структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и поставленными в исследовании задачами, состоит из введения, пяти глав основной части, заключения и библиографического списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дается характеристика изученности проблемы, излагаются цель и задачи, объект и предмет исследования, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.


загрузка...