Методология формирования устойчивого развития проектно-изыскательских организаций на основе систем управления качеством (23.01.2012)

Автор: Соловьева Екатерина Владимировна

Соловьева Екатерина Владимировна

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА

ОСНОВЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(стандартизация и управление качеством продукции)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург-2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кубанский государственный технологический университет»

Научный консультант - доктор экономических наук, профессор,

Лункевич Нина Михайловна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,

Аркин Павел Александрович

доктор экономических наук, профессор,

Окрепилова Ирина Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор,

Панибратов Юрий Павлович

Ведущая организация – Учреждение Российской Академии Наук

«Институт проблем региональной экономики РАН»

Защита состоится «21» марта 2012 г.в_____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.09 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21,ауд. 3040.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан «___» февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.В.Хорева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние годы значительно возросла роль качества в обеспечении конкурентоспособности продукции, предприятий, что требует от руководства организаций разработки и внедрения современных управленческих моделей, соответствующей требованиям международных и национальных стандартов. Наиболее распространенными международными стандартами в этой области являются ИСО серии 9000, которые предусматривают создание в организациях систем менеджмента качества, направленных на обеспечение гарантий удовлетворенности требований потребителей и достижение на этой основе устойчивого успеха организаций. Данные стандарты ориентированы на реализацию принципов всеобщего управления качеством (TQM), в числе которых процессный и системный подходы в управлении.

Вместе с тем, зарубежный и отечественный опыт показывает, что при функционировании систем менеджмента качества (СМК) возникает ряд проблем, связанных с необходимостью органичного включения системы менеджмента качества в общую систему управления предприятием. Подобные проблемы для российских организаций являются следствием того, что внедрение СМК в большинстве случаев рассматривается как отдельно взятый проект, не согласованный с общей системой управления, что приводит к противоречиям при принятии производственных, финансовых, экологических и др. решений. Противоречия усиливаются в связи с тем, что построение, определение количества, состава и структуры бизнес-процессов проводится без изменений существующей системы управления и организационной структуры, что ведет к нарушению целостности систем управления, увеличению количества функций и росту численности управленческого аппарата. Все это в конечном итоге приводит к тому, что руководство организаций реального сектора экономики утрачивает интерес к внедрению СМК, рассматривая их как дополнительное усложнение организационной структуры управления.

Необходимость обеспечения согласования между принципами менеджмента качества, на основе которых созданы современные СМК, и требованиями системы управления организацией обуславливает актуальность проблематики диссертационного исследования, которая определяется следующими основными составляющими: во-первых, разработка и внедрение целостных систем управления качеством деятельности в организациях на основе процессного подхода, направленных на устойчивое развитие организации; во-вторых, целесообразность применения принципов менеджмента качества, связанных с удовлетворенностью потребителей, жизненным циклом продукции, экологией, безопасностью, в также их адаптации к отраслевым особенностям организаций; в-третьих, внедрение функций СМК в основные и обеспечивающие бизнес-процессы; в-четвертых, разработка методов оценки результативности и эффективности различных по структуре и описанию бизнес-процессов, направленных на улучшение качества управления в организации.

Состояние разработанности научной проблемы.

В процессе проведенных исследований показано, что теоретические и методологические основы построения и внедрения систем управления качеством деятельности в проектно–изыскательских организациях строительного комплекса базируются на фундаментальных и прикладных исследованиях ученых и специалистов в сферах общего менеджмента в целом и менеджменте качества, в частности.

Фундаментальные основы построения и функционирования систем управления качеством, базирующиеся на различных концепциях, обеспечивающих эффективную деятельность и устойчивое развитие организаций, представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Среди них труды: П.А.Аркина, В.Я.Белобрагина, В.В.Бойцова, В.В.Бузырева, В.Г.Версана, В.И.Галеева, А.В.Гличева, Е.А.Горбашко, Е.М.Карлика, М.И. Ломакина, Д.С.Львова, В.В.Окрепилова, И.Г.Окрепиловой, Ю.П.Панибратова, И.И.Чайки, В.Е.Швеца, М.И.Ансоффа, У.Е.Деминга, Д.Джурана, П.Друкера, Д.Дункана, К.Исикава, Й.Кано, Е.Кондо, Т.Конти, К.М.Мескона, Г.Тагути, Ф.Тейлора, А.Файоля, А.Фейгенбаума, Дж.Харингтона, У.А.Шухарта, и др.

Процессный подход, реализующий требования международных стандартов в области управления качеством рассматривается в работах: В.Г.Елиферова, А.Качалова, В.Ф.Королькова, Т.И.Леоновой, Н.М.Лункевич, В.В.Окрепилова, В.В.Репина, М.Г.Таратуты, Р.А.Фатхутдинова, В.Е.Шеера,. Б.Андерсона, Г.Ватсона, Е.Деминга, Е.Кондо, Т.Конти, М.Портера, М.Хаммера, Д.Чампи и др.

В тоже время ряд задач, связанных с теоретическими и методологическими аспектами построения целостных систем управления устойчивым развитием организаций на основе принципов менеджмента качества, в числе которых процессный подход, обусловили необходимость их дальнейшей разработки.

В существующих системах управления и вновь внедренных СМК зачастую нарушен механизм их взаимодействия, поэтому большинство организаций, как показывает практика, самостоятельно не справляются с проблемой внедрения процессного подхода в системное управление организацией. Все это негативно сказывается на деятельности управления организациями, и, прежде всего, на работе высшего руководства, основной задачей которого является организация деятельности организации, направленная на устойчивое развитие организации.

Нерешенные проблемы концептуального, методологического, методического и практического характера построения и внедрения системы управления качеством в проектно–изыскательских организациях, ориентированных на их устойчивое развитие, обусловили актуальность темы диссертационного исследования, определили выбор темы, задач, объекта и предмета исследования.

Целью диссертационной работы является исследование теоретических и методологических основ формирования устойчивого развития организаций на основе систем управления качеством и разработка методических и практических рекомендаций по их реализации в проектно-изыскательских организациях.

Для достижения целей исследования в диссертационной работе решены следующие задачи:

- выявлены факторы внешней и внутренней среды, влияющие на формирование устойчивого развития проектно-изыскательских организаций в регионе;

- предложено направление устойчивого развития организаций на основе систем управления качеством деятельности;


загрузка...