Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии ΧΧ века (23.01.2012)

Автор: Пылаев Максим Александрович

ПЫЛАЕВ Максим Александрович

КАТЕГОРИЯ «СВЯЩЕННОЕ» В

ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ, ТЕОЛОГИИ И КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА

Специальность 09.00.03 – История философии

(по философским наукам)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Работа выполнена на кафедре Современных проблем философии философского факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)

Официальные оппоненты: Доктор философских наук, профессор Гараджа Виктор Иванович

Доктор философских наук, профессор

Глаголев Владимир Сергеевич

Доктор философских наук, профессор

Шахнович Марианна Михайловна

Ведущая организация: сектор Философии религии Института философии Российской Академии наук

Защита состоится 28 марта 2012 г. в 14 часов на заседании Совета Д 212.198.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) по адресу: 125993, ГСП-3, г.Москва, Миусская пл., д. 6. Ауд. 206.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Автореферат разослан « » февраля 2012 г.

Ученый секретарь совета

кандидат философских наук И.С.Киселева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Категории «священное» принадлежит особая эвристическая роль в изучении религиозного сознания. Именно она связывает проблематику религиоведения с проблемами философии и теологии и тем самым преодолевает узкоспециальные научные границы.

Отечественная история философии не всегда уделяла должное внимание проблеме ассимиляции собственных подходов в других науках, например, в феноменологии религии. А это, на наш взгляд, является одной из задач истории философии как науки. Изучение категории священное проливает свет на природу философского знания, заставляет по-новому взглянуть на познавательные классические философские стратегии. Поэтому апробация разных типов философской эпистемологии (канто-фризовской, дильтеевской, гуссерлианской) на материале дискуссии о понятии «священное» превращается в актуальную задачу российской истории философии как науки.

Именно феноменологическое видение религиозной интенциональности в ноэме священное впервые позволило создать науку о религии в качестве науки sui generis, со своим предметом и специфической методологией. Историческая реконструкция этого научного проекта открывает новые возможности в понимании религиозного сознания в философии религии, теологии и религиоведении.

На материале изучения категории «священное» можно выявить процессы конвергенции трех наук: философии, теологии и религиоведения. Феноменология религии призвана в равной степени удовлетворять критериям построения философского, религиоведческого и теологического знания.

Традиционные каузальные или объясняющие стратегии тематизации структуры, содержания религиозного сознания и религиозного дискурса во многом, на наш взгляд, исчерпали себя как в философии религии, так и в психологии и социологии религии. Понимающая или феноменологическая парадигма в лице понимающей психологии (К.Ясперса, Ван дер Леу), феноменологии религии (Р.Отто, М.Шелера), феноменологической теологии (Х.Блюменберга), способствует разрешению вопросов о когнитивном потенциале религиозного сознания, об эпистемологическом статусе заключенного в нем знания, а также выявлению своеобразия языка религии и самого религиозного опыта.

Историко-философская реконструкция дискуссии о категории «священное» позволит определить концептуальную природу и дисциплинарный статус феноменологии религии.

Степень разработанности темы. Пик популярности феноменологии религии на Западе приходится на середину прошлого столетия. К этому времени были озвучены все классические феноменолого-религиоведческие модели священного. Плодотворная разработка проблематики священного в рамках фундаментальной католической теологии и философии (прежде всего в школе Б.Вельте) продолжалась и в последующие десятилетия. Напряженная работа, связанная с анализом категории «священное», шла и в евангелической феноменологической теологии (у Х.Блюменберга, П.Тиллиха). Поражает обилие и высокое качество научных работ, вышедших в Европе и США, посвященных всем основным этапам и формам дискуссии о священном.

Одним из первых в европейской науке сравнительный анализ философии религии Я.Ф.Фриза и Р.Отто осуществил П.Сейферт в своей диссертации 1936 года под названием «Философия религии у Рудольфа Отто». Им была описана модель священного у Фриза и убедительно показана связь между понятиями «предчувствие» у Фриза и дивинации у Отто. Классическим философским исследованием априористской концепции Отто, его концептуализации религиозного опыта стала работа 1932 года «Учение о священном и дивинации у Рудольфа Отто» Э.Геде. Оттовская концепция иррациональности священного подверглась жесткой философско-объективистской критике в книге Й.Гейсера «Интеллект или душа»? в 1921 году. Большую известность приобрела работа другого немецкого ученого, посвященная феноменологии священного Отто – «Священное» Ф.Фейгеля. Существенным был его анализ оттовской идеограммы абсолютной инаковости нуминозного с позиции ее логической противоречивости. Определенные итоги первого этапа дискуссии о священном подводит в 1942 году В.Бэтке в книге «Священное у древних германцев». Из англоязычных источников стоит выделить монографию Р.Дэвидсона «Интерпретация религии Р.Отто», вышедшая в 1947 году. Большой интерес с позиции прояснения фризианских истоков философского теоретизирования Отто вызывает сборник докладов, посвященных столетию со дня рождения марбургского феноменолога, вышедший в 1971 году. Речь идет о выступлениях Г.Меншинга, Э.Бенца, С.Хольма, Г.Нигрена, Р.Шинцера. Одно из лучших, на наш взгляд, произведений Г.ван дер Леу было написано именно об Отто, в связи с проблемой изучения истории религий. Следует обратить внимание на апологетов оттовской философии священного. Это, прежде всего, В.Шиллинг, оппонирующий В.Бэтке, в книге «Феномен священного», К.Кольпе в своих статьях по феноменологии религии, Э.Кольд в работе «Священное» 1957 года. Отто как теолог интересует Х.Шютте в монографии «Религия и христианство в теологии Рудольфа Отто» (1969 г.). Менее убедительными выглядят многочисленные произведения Г.Ланчковского, поставившего перед собой цель написать историю феноменологии религии. Например, «Введение в феноменологию религии». Проблематику категории «священное» затрагивают такие современные философы и теологи, как Р.Шеффлер (в аспекте десакрализации священного, проблемы феномена священного в секулярном мире), Ф.Штольц, А.Рупп, Х.Заборовски, М.Эндерс, Г.Фигал, Х.Климкайт, Б.Вальденфельс, Ф.Файлинг, Х.Хеймброк, Д.Яцык.

Трудно переоценить взаимные свидетельства классиков феноменологии религии друг о друге. Речь идет о работах, посвященных методологии изучения религии, авторами которых были Р.Петтаццони, Г.Виденгрен, К.Блеекер, Ц.Вербловски, Ф.Хайлер. Они вошли в частности в сборник под названием «Самопонимание и сущность религиоведения» (1974 г.).

Крупнейшим специалистом в Германии по феноменологии священного Й.Ваха с полным правом считается Р.Флаше с монографией «Религиоведение Йоахима Ваха» (1978 г.). Актуальность философии религии Г.ван дер Леу для современной теологии анализирует Й.Кеншерпер в книге «Теологически-философские аспекты религиозно-феноменологического метода Г.ван дер Леу» (1998 г.).

Философская феноменология священного К.Хеммерле пристально рассматривается в статьях и сборниках Х.Зоннеманса, руководителя немецкого общества К.Хеммерле. В частности, в работе «Бытие человека на путях спасения» (1999 г.).

Немногие современные западные философы и религиоведы анализируют проблематику, связанную со структурой религиозного сознания и языка религии в перспективе феноменологического исследования категории «священное». Наиболее известными являются немецкие профессора В.Гантке с монографией «Спорное понятие священное» и Й.Сплетт с «Разговором о священном», а также голландец Ж.Ваарденбург с работой «Религии и религия». Кроме того, ряд ученых продолжают заниматься восходящей к М.Хайдеггеру концепцией открытости священного мышлению, а не вере или опыту. В 60-ые годы ?? века ее поддержали такие философы, как К.Хеммерле и Б.Вельте. Примером изучения священного в русле априорного конструирования без обращения к эмпирическому религиоведению является сборник «Священное в мышлении» (2005).

Эмпирически религиоведческая проекция дискуссии о священном воплощается в швейцарском проекте А.Михаэля: «Еще один шанс для феноменологии религии?». Теологическая составляющая разведения в «категории» священное рациональных и иррациональных моментов ярче других представлена в работах и семинарах М.Мокстера, посвященных феноменологической теологии Х.Блюменберга.

История дискуссии о священном в России составляет предмет особого исследования. Решая задачу построения целостного философского и при этом христианского миропонимания, некоторые русские философы достаточно глубоко и всесторонне разработали целый набор будущих ключевых особенностей западной феноменологии религии. Мы находим подтверждение этому в трудах А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета, но в особенности в «Философии культа» о.П.Флоренского. Феноменологически - компаративистское описание структуры молитвы, ритуала, таинста и обряда о.П.Флоренского позволяют нам поставить эту книгу в один ряд с «Молитвой» Ф.Хайлера и «Священным» Р.Отто.

В советское время разработка проблематики категории «священное» велась не менее интенсивно. Стоит упомянуть работы и курсы С.А.Токарева, В.Н.Топорова, Е.М.Мелетинского, С.С.Аверинцева, Ю.А.Кимелева, К.И.Никонова. Словарь «Мифы народов мира» под редакцией С.А.Токарева, как и его книга «Религия в истории народов мира» успешно выполняли функцию пропедевтики феноменологии религии.

Основополагающими для осмысления феномена священное в отечественной истории философии и философии религии стали труды Д.М.Угриновича, В.С.Глаголева, И.Н.Яблокова, Л.Н.Митрохина, В.И.Гараджи, В.К.Шохина, А.А.Радугина.

В постсоветский период проблема священного была заново поставлена В.В.Винокуровым. Появились первые переводы работ классиков феноменологии религии, статьи и курсы, монографии. Особенно следует отметить хрестоматию по религиоведению А.Н.Красникова и фундаментальное лингво-религиозное компаративистское описание категории «священное» у древних греков, римлян и у восточных славян А.П.Забияко. Из современных работ по философскому осмыслению феномена священное нельзя не упомянуть монографии С.А.Коначевой и К.М.Антонова.

В современной России в отличие от большинства европейских стран феноменология религии находится на подъеме. Это подтверждает обилие молодых ученых, разрабатывающих проблематику тематизации категории «священное». Большое значение, на наш взгляд, имела конференция в Донецке (Украина) в 2011г. по теме «Феноменология религии: между сакральным и профанным».

Следует отметить исследования Н.Бойчук, А.Апполонова, А.Токранова, Е.Медведевой, Р.Сафронова, А.Кольцова, И.Анофриева, П.Костылева, Т.Малевич.


загрузка...