Интеграция и диверсификация хозяйственных структур машиностроения в условиях инновационного развития (23.01.2012)

Автор: Петров Александр Борисович

межотраслевые цепи в рамках вертикально интегрированного концерна, управляемые особыми бизнес-единицами комплектации, внешнеторговыми фирмами и т.д.;

межфирменные технологические цепи, управляемые головным предприятием, выпускающим конечную продукцию, и специальным логистическим центром (посреднической фирмой);

глобальные сети, управляемые электронными торговыми площадками, учреждёнными конкурирующими фирмами базовой отрасли.

Основной тенденцией развития технологических цепей на современном этапе является отказ крупных корпораций от непрофильных видов бизнеса, ограничение их слияний и поглощений в технологически не связанных отраслях, и переход к сетевой организации технологических потоков независимых участников воспроизводственного цикла. На материалах развитых зарубежных стран доказывается, что при использовании современных информационных технологий сети, состоящие из независимых, в т.ч. малых и средних компаний, более эффективны, чем суперкорпорации. Сформулированы особенности интегрированных технологических цепей, связанные с взаимопроникновением рыночных и организационно-плановых методов управления движением материальных и информационных ресурсов, созданием общих баз данных, единой маркетинговой и инновационной стратегии.

Сдвиги в специализации производства в условиях глобализации экономики связаны с революцией снабженческо-сбытовых целей (supply chain revolution). Она включает:

интеграцию под единым руководством всех звеньев процесса производства, распределения, сбыта и сервиса конечной продукции независимо от места расположения участников технологической цепи;

оперативный учёт с помощью современных информационных технологий запросов каждого заказчика, резкое сокращение сроков исполнения заказа и повышение надёжности поставок;

выбор наиболее эффективных поставщиков на конкурсной и аукционной основе в глобальном масштабе с помощью электронных торговых площадок;

синхронизацию сроков поставок различных материалов, деталей, услуг и т.д., позволяющую резко сократить складские запасы и соответствующие издержки;

интеграцию снабженческих и сбытовых товарно-материальных, а также информационных и финансовых потоков, управление ими на основе законов логистики;

организацию раздельного учёта затрат и результатов по каждому контракту, бизнес-единице, сегменту рынка на основе оперативной компьютерной обработки больших массивов информации, что позволяет реально контролировать выполнение поставленных целей и управленческих решений.

Всё это позволяет крупным хозяйственным комплексам взять на себя ответственность за обслуживание целого сегмента рынка всем необходимым, т.е. специализироваться на обслуживании определённого круга потребностей, а не на выпуске отдельных видов продукции, использовании определённых видов сырья или технологий.

В условиях глобализации и информатизации производства усиливается консолидация экономической деятельности, включающая два разнородных процесса. Во-первых, происходит концентрация собственности и капитала, т.е. сосредоточение имущества и производственных активов в руках ограниченного количества собственников, что приводит (это характерно для России) к появлению мезоэкономики олигархического типа, в которой преобладают мезоструктуры конгломеративного типа. С помощью коррупционных и финансово-спекулятивных методов немногочисленная группа собственников концентрирует капитал в размерах, превышающих оптимальные размеры производства, и направляет его на приобретение всевозможных непрофильных активов в стране и за рубежом с целью их последующей перепродажи, а не обновления производства.

Вторая форма концентрации экономической деятельности связана с концентрацией стратегического управления производственно-рыночной деятельностью в интегрированных сетевых структурах кооперативного типа. В них сосредоточены только специализированные предприятия, необходимые для создания мезоэкономической технологической цепи, причём единство стратегического управления обеспечивается не приобретением всех этих предприятий, не общностью имущества, а общностью целей, бренда и других нематериальных активов и логистики, развитием долгосрочных контрактов, выходящих за рамки обычных рыночных сделок.

Большинство конгломератов, созданных в середине ХХ века, разукрупнилось и разделилось на специализированные компании. В условиях строгого соблюдения контрактов предпочтение отдаётся не вертикальной, а горизонтальной интеграции, обеспечивающей специализацию на ключевой компетенции, а ещё чаще – созданию альянсов и сетей, состоящих из независимых компаний.

В диссертации исследованы особенности интегрированных (имеющих стратегический центр и фирму, управляющую ресурсными потоками) сетей, которые представляют собой стратегический альянс, участники которого вырабатывают общую стратегию, обмениваясь технологиями и ноу-хау. Фирмы, образующие сеть, выступают как единый субъект конкуренции, поощряя сотрудничество в достижении общей цели, снижая трансакционные издержки и затраты на контроль материальных потоков, но в то же время предоставляя всем партнёрам самостоятельность в хозяйственной деятельности. Стратегическим центром сети становится крупнейшая компания, заключающая с внешними фирмами долгосрочные контракты, которые выходят за рамки обычных отношений субподряда. Эти центры формируют стратегию, развивают ключевые компетенции партнёров, координируют их деятельность, организуют трансферт технологий и ноу-хау. В отличие от обычной системы стратегического менеджмента, основанной на линейной модели, стратегия сетей централизует самоорганизующиеся процессы на динамической основе, не предполагающей устойчивого равновесия. Функции управления товароматериальными потоками в сети обычно передаются её участниками специальной фирме.

Новым этапом развития планомерной организации межотраслевого технологического цикла стал переход от снабженческих цепей (supply chain) к комплексным цепям, включающим отношения с потребителями, всесторонний и оперативный учёт их запросов (demand-driven chain). Это позволяет планировать и оптимизировать весь технологический процесс, включая маркетинг, исследования и разработки, разведку природных ресурсов, снабжение, производство, сбыт, послепродажное обслуживание. Текущая экономия трансакционных издержек, которую обеспечивает обычная фирма, сопровождается созданием новой стоимости благодаря расширению горизонта планирования до рамок целого сегмента глобального рынка.

9. Диверсификация производства в машиностроении на основе аутсорсинга. Диверсификация производства в машиностроении включает диверсификацию продукции, рынков и управления. В работе предложено определение этих видов диверсификации и исследованы тенденции их развития в мировом и отечественном машиностроении. Особую роль при этом играет аутсорсинг – выделение из состава фирм вспомогательных и обслуживающих подразделений и специализация предприятий на их ключевой компетенции. В работе уточнено определение аутсорсинга, классификация его видов, основные эффекты и ограничения развития аутсорсинга и субконтрактинга. На основе анализа российской и зарубежной литературы выделены методологические проблемы эволюции аутсорсинга как нового этапа диверсификации машиностроения, специализации и кооперирования производства.

Диверсификация производства связана с развитием отношений собственности и согласованием интересов поставщиков, производителей и покупателей конечного продукта. В работе уточнены функции сети как стратегического альянса (консорциума) независимых участников технологической цепи, в т.ч. головной организации, производящей и реализующей конечную продукцию сети, участников сети и посреднической фирмы (бизнес-единицы), управляющей товароматериальными потоками в сети. Выделены основные этапы развития организационно-правовых форм управления технологическими цепями, связанные с переходом от вертикальной интеграции в рамках предприятия, а затем корпорации к глобальным межфирменным цепям, включающим предприятия различной формы собственности, отраслевой и национальной принадлежности.

Большинство попыток российских малых и средних предприятий (МСП) получить бюджетный, долгосрочный банковский или иностранный кредит под разработки, не гарантирующие коммерционализацию всего научно-технического комплекса, оканчивались неудачей, поскольку цена кредита намного превысила их рентабельность. Лишь иностранные фирмы скупают за бесценок «сырые» разработки МСП, не прошедшие опытную проверку и патентование.

В то же время прямое поглощение МСП даёт всё меньший экономический эффект крупным компаниям. Машиностроительные концерны стараются восполнить недостаточную гибкость и мобильность своей деятельности, развивая кооперацию с МСП. Ужесточение конкуренции побуждает МСП использовать и достижения, и возможности консолидированных структур. Оба сектора экономики сближаются друг с другом и образуют единую инновационную систему. В машиностроении главные ниши для МСП, как показал анализ, включают: мелкосерийное высокотехнологичное производство с высокой долей квалифицированного ручного труда (научное приборостроение, оборудование по индивидуальным заказам и т.д.); исследования, разработки, испытания и коммерционализация нововведений, не требующих крупномасштабных капиталовложений (нанотехнологии, программное обеспечение, новые материалы, ресурсосбережение, охрана окружающей среды и т.д.); узкоспециализированное производство деталей и узлов для крупных компаний; квалифицированные и высокотехнологичные услуги в области маркетинга, коммерционализации результатов НИОКР, юридических, консультационных, финансовых, кадровых услуг, обслуживания техники, зданий и т.д.

В работе выделены четыре разновидности диверсификации продукции:

Концентрическая диверсификация – расширение номенклатуры за счёт изделий, связанных технологически и логистически с основной специализацией.

Горизонтальная и вертикальная диверсификация – расширение номенклатуры за счёт смежных продуктов, связанных единой технологической цепочкой.

Сегментная диверсификация – организация производства новых изделий в соответствии с запросами основных заказчиков (того же сегмента рынка, т.е. расширение ассортимента производимых фирмой товаров и услуг, разнородных по технологии и используемым материалам, но предназначенных для того же круга потребителей).

Освоение производства сопутствующих услуг.

По данным логистических компаний Prologs Cass Information Systems, доля трансакционных логистических издержек, связанных с заключением контрактов, контролем за их выполнением и доставкой товаров в ВВП США сократилась в 1991-2008 гг. с 16,2 до 7,5%. Это даёт более 40 млрд.долл. экономии в год. Доля товарно-материальных запасов в ВВП США сократилась за эти годы с 24 до 13%, а мировой рынок аутсорсинга превысил к 2012 г. 2 трлн.долл. Всемирный банк в 2011 г. впервые выделил и оценил объем производства на неакционерном сегменте мирового рынка, где кооперируются не крупные корпорации, а сетевые структуры, основанные на аутсорсинге, подряде, лицензионном производстве, управлении по доверенности (траст), франчайзинге.

Исследованы основные причины, вызвавшие аутсорсинг (увеличение многообразия видов продукции, удовлетворяющих одну и ту же потребность, увеличение числа альтернативных технологий и методов организации производства и, соответственно, различий в цене и качестве однородных товаров и услуг, формирование глобальных информационных сетей, логистического сервиса, единых международных стандартов качества и систем сертификации продуктов и технологий, что позволяет выбрать наиболее эффективного поставщика в любом районе мира; развитие рынка on-line сервиса, электронной коммерции и системы платежей, позволяющих дистанционно заказать и оплатить товар и услугу; развитие принципов процессного управления, виртуальных корпораций, сетевых структур; превращение регионов Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки и т.д., располагающих квалифицированными и(или) легко обучаемыми и готовыми к интенсивному труду кадрами в центры производственного и офшорного IT-аутсорсинга).

10. Логистические основы реструктуризации машиностроения. Логистическая база реструктуризации машиностроения имеет, как показал обзор литературы и обобщение мирового опыта, особое значение для эволюции машиностроительных фирм и организации интегрированной цепи поставок. В этой связи исследованы основные задачи, функции и тенденции развития логистики, в т.ч. закупочной, производственной и сбытовой, их связь с развитием концепции маркетинга и ролью государства в регулировании материальных и информационных потоков.

Предложена классификация хозяйственных субъектов, в которой выделены посреднические логистические организации, обеспечивающие управление и планомерное развитие технологической цепи, соблюдение всеми её участниками установленных правил, технических стандартов, количественных и качественных ограничений совместной хозяйственной деятельности. К числу этих организаций относятся не только коммерческие, но и некоммерческие организации. Их организационно-правовой формой, как показал анализ, являются чаще всего ЗАО, ОАО, некоммерческие партнёрства, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные агентства. Выявлены формы деятельности посреднических структур, относящихся к «серой» экономике. Предложена общая классификация посреднических организаций.

Выявлены принципы формирования и механизм функционирования электронных торговых площадок как автономного центра логистической оптимизации товароматериальных и транспортных потоков. Уточнено определение понятия «сетевая индустриальная структура» и содержание эффекта их деятельности, связанного со снижением трансакционных издержек, улучшением использования специфических активов и развитием аутсорсинга. Эти отношения не определяются только текущей рыночной конъюнктурой и ценовым механизмом, как это было до конца ХХ века. Они ориентируются на стратегическую выгоду и потому выходят за пределы обычного микроэкономического анализа.

Основной тенденцией развития менеджмента материальных потоков является переход от управления материальными потоками в рамках фирмы к менеджменту межфирменных потоков, интегрирующих снабжение и сбыт, а также движение материальных и нематериальных активов (патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки и другие виды промышленной собственности) на базе современных концепций логистики и маркетинга.

Передача управленческих функций специализированному логистическому предприятию, как показал анализ, имеет ряд важных преимуществ. Снижаются трансакционные издержки в связи с переходом от краткосрочных контрактов с множеством юридических лиц к долгосрочным и стабильным отношениям с избранными на основе маркетинговых исследований субподрядчиками и базовыми контрагентами. Снижаются транспортные издержки при перемещении промежуточных продуктов от одного предприятия к другому с помощью специально созданных базовых складов, центров комплектации, логистических центров и т.д.. Повышается гибкость технологической цепи, уменьшаются трудности спецификаций. Уменьшается риск срыва контрактов, повышается степень их обоснования и юридической защиты. Фирма может выступать по отношению к поставщикам и дилерам как инвестор, выделяя кредиты для освоения необходимой конечному производителю технологии и систем управления качеством продукции, предоставляя техническую информацию, вступая в отношения франчайзинга и т.д. Синергический эффект достигается на базе создания устойчивой пирамиды базовых поставщиков узлов, которые закупают детали, материалы и т.д. и интеграции систем управления снабжением, сбытом, транспортировкой, складским хозяйством и т.д., при этом логистический центр организует страхование транспортных и других рисков.

Сетевая индустриальная структура – совокупность предприятий, связанных долговременными контрактами, кооперационными, информационными и финансовыми связями в рамках единой технологической цепочки создания конечного продукта. Контроль здесь обеспечивается не обладанием титулами собственности или централизацией стратегического управления в корпоративном центре, а координацией совместной деятельности путём разработки единых технологических стандартов, регулирования движения материальных ресурсов.

11. Стратегическое управление в интегрированных сетевых компаниях. Стратегическое управление в интегрированных сетевых компаниях имеет ряд весьма существенных особенностей. Анализ этих проблем подтверждает неэффективность создания гигантских конгломератов, состоящих из технологически несвязанных предприятий различных секторов экономики и находящихся в единоличной собственности. При этом обосновывается невозможность создания стандартной, унифицированной структуры управления технологическими цепями. Наиболее рационально развитие стратегических альянсов и консорциумов.

Глобализация и информатизация экономики привели к изменению парадигмы (базовых принципов) менеджмента: в новых условиях он направлен, прежде всего, на использование всеобщих производительных сил и преимуществ глобализации. Основой повышения конкурентоспособности фирмы становится развитие и лучшее использование её информационного и инновационного потенциала, человеческого капитала. Резко возрастает многообразие организационных структур и методов управления персоналом.

Анализ наиболее важных публикаций последних лет по проблемам сетевого управления, глобальной логистики, клиентского маркетинга, теории бизнес-коммуникаций, агентских и контрактных отношений, сетевого менеджмента показал неправомерность ориентации только на вертикально интегрированные компании, как это произошло в России

Обобщается опыт организации долгосрочных контрактных отношений в ведущих компаниях в России и за рубежом на базе информатизации не только крупного и среднего, но и малого бизнеса ( Рис.2).

Обосновываются предложения по развитию сетевой инфраструктуры, государственному стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции, формированию эффективной контрактной экономики и переходу от затратных к ценностным методам планирования цен на продукцию машиностроения. Особое внимание обращается на защиту интеллектуальной собственности в сетевых структурах, контрактным отношениям собственников и менеджеров, повышению роли средних предприятий в машиностроении.

На основе обобщения опыта лидеров отрасли («Боинг», «Дж.Электрик», «Фиат», АвтоВАЗ, «Силовые машины», «Гражданские самолёты Сухого» и др.) предложены пути развития стратегического управления интегрированными сетевыми структурами в машиностроении на базе развития пучка прав собственности и контрактных отношений нового типа, основанных на соединении конкуренции и сотрудничества в реализации совместных проектов.


загрузка...