Интеграция и диверсификация хозяйственных структур машиностроения в условиях инновационного развития (23.01.2012)

Автор: Петров Александр Борисович

проанализировать основные этапы и проблемы развития отраслей машиностроительного комплекса России, обосновать типологию отраслей машиностроения, уточнить общую концепцию его развития, оказывающую непосредственное воздействие на результативность интеграции и диверсификации хозяйственных структур машиностроения;

развить методологические подходы к определению основных направлений и организационно-экономических форм консолидации и диверсификации машиностроительного производства;

выявить пути развития специализации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) как инновационного ядра российского машиностроенияна на базе интеграции производства военной и гражданской техники, отказа от создания вертикально интегрированных корпораций, препятствующих конкурентному выбору поставщиков товаров и услуг;

обосновать основные направления специализации российского агротехнического машиностроения на основе сетевых хозяйственных структур, обеспечивающих российскую собственность на технологии, программное обеспечение и бренды;

развить методологические подходы к выбору сценария развития российского машиностроительного комплекса при переходе к инновационной постиндустриальной экономике, определить роль и пути превращения машиностроительных компаний в интеллектуальные, инновационно-образовательные организации

определить наиболее рациональные организационно-экономические формы привлечения и использования иностранных инвестиций в машиностроении;

развить концепцию государственно-частного партнёрства (ГЧП) как коалиционной формы согласования организационно-плановых и рыночных регуляторов развития машиностроения;

разработать концепцию интегрированной сетевой фирмы как института постиндустриальной экономики, организующего и участвующего в цепочках создания стоимости;

развить концепцию аутсорсинга как основы для перехода от жёсткой вертикальной интеграции к гибкой специализации и сетевому кооперированию крупных, средних и малых фирм в машиностроительном комплексе на основе индустриальной логистики;

обосновать пути развития структуры и методов управления отношениями собственности, маркетингом и производством в средних машиностроительных фирмах.

Объект исследования – российский машиностроительный комплекс на этапе интенсивных структурных преобразований, осуществляемых в условиях модернизации экономики и интеграции хозяйственных структур машиностроения в масштабах Таможенного союза, ЕврАзЭс и СНГ.

Предмет исследования - консолидация и диверсификация хозяйственных структур в машиностроении в качесте важного фактора повышения его конкурентоспособности и включения в глобальные ценностные цепочки в условиях модернизации и перехода к инновационному развитию экономики России и других стран СНГ.

Информационной базой исследования стали публикации Росстата и его региональных отделений, Статкомитета СНГ, разработки исследовательских центров ООН, Всемирного Банка, ряда других зарубежных и российских институтов, Союза машиностроителей России и других неправительственных организаций. Обобщён опыт работы компании «Агротехмаш» в Санкт-Петербурге, а затем в Тамбове, данные ряда зарубежных (Тойота, Крайслер, Форд, Дженерал Моторс, Дженерал Электрик, Боинг, Джон Дир, Катерпиллер и др.) и российских компаний, использующих аутсорсинг для создания фирмы нового типа (Гражданские самолёты Сухого, АвтоВаз, КамАЗ, Ростсельмаш и др.).

Диссертация по своему содержанию соответствует п.1.1.14 Паспорта научных специальностей ВАК «Диверсификация вертикально- и горизонтально интегрированных хозяйственных структур» и п.1.1.25 «Методологические и исторические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса».

Научная новизна результатов исследования заключается в развитии методологических и методических подходов к обоснованию и разработке программ модернизации машиностроения на базе интеграции и диверсификации его хозяйственных структур в условиях перехода к инновационной экономике.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

Концепция развития экономических отношений в российском машиностроительном комплексе на основе диверсификации его хозяйственных структур, перехода от технологически замкнутых фирм к интегрированным компаниям с гибкой специализацией и развитым кооперированием, участвующим в глобальных цепочках создания стоимости, в т.ч. в качестве организатора производства конечного продукта.

Развитие концепции специализации машиностроения в составе ОПК в рамках консолидированных государственно-частных холдингов с горизонтальной, а не вертикальной интеграцией при широком кооперировании с дочерними, аффилированными и независимыми, преимущественно средними предприятиями, в т.ч. и зарубежными.

Обоснование методологических и методических подходов к реструктуризации российского агротехнического машиностроения как технологической базы для превращения АПК в ведущий сектор российской экономики путём формирования глобальных цепочек создания стоимости, в которых российские фирмы выступают в качестве интегратора, а не только поставщика несложных деталей и узлов.

Развитие методологического подхода к выбору сценария развития российского машиностроительного комплекса при переходе к инновационной экономике, ориентированного на опережение, а не только на заимствование зарубежного опыта

Обоснование принципов привлечения прямых иностранных инвестиций для реструктуризации российского машиностроения на основе сохранения контрольного пакета и бренда, приобретения в основном компетенций, бренда, технологий и ноу-хау при обязательной не только производственной, но и научно-технической локализации.

Развитие концепции государственно-частного инвестиционного партнёрства как наиболее органичной для машиностроения коалиционной формы согласования организационно-плановых и рыночно-конкурентных регуляторов формирования и функционирования технологических цепочек.

Разработка институциональной концепции новой модели фирмы как диверсифицированной хозяйственной структуры, которая является не только товаропроизводителем, но и интегратором индустриальной сети, участвующей и планомерно организующей цепочки создания стоимости.

Определение роли и путей трансформации машиностроительных компаний в инновационные организации, главные конкурентные преимущества которых связаны с нематериальными активами, интеллектуальной собственностью, патентованием технических и организационных нововведений.

Развитие методологических подходов к определению основных направлений и организационно-экономических форм консолидации и диверсификации машиностроительного производства на базе перехода от жёсткой вертикальной интеграции к сетевым структурам с распределённой собственностью, но единой стратегией, маркетингом и логистикой.

Развитие концепции аутсорсинга как института, способствующего коалиции и синергии конкурентных преимуществ крупного, среднего и малого бизнеса.

Обоснование путей развития структуры и методов управления собственностью, нематериальными активами, персоналом, финансовыми потоками и производством в средних машиностроительных фирмах, входящих в индустриальные сети.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, семи глав и 18 параграфов, заключения, списка использованной литературы (более 300 наименований) и приложений. Объем основного текста – 330 страниц, в работе содержится более 70 таблиц и рисунков.

Теоретической и методологической основой исследования принята современная эволюционная и институциональная теория фирмы, вертикальной интеграции и диверсификации производственных систем, представленная в работах российских и зарубежных экономистов. Особое значение имеют концепции ключевой компетенции, технологических платформ и государственного регулирования инновационного развития с помощью установления обязательных технологических регламентов.

Теоретическое значение результатов исследования состоит в развитии концепции интеграции и диверсификации хозяйственных образований в условиях глобализации и перехода к постиндустриальной инновационной экономике, в развитии теоретических и методологических основ управления консолидацией и диверсификацией производства в машиностроении с целью трансформации фирм в инновационно-образовательные институты, участвующие в глобальных цепочках создания стоимости, в т.ч. в качестве их интеграторов. Выявленные на основе обобщения мирового и российского опыта тенденции развития машиностроения в докризисный (до 2008 года), кризисный и посткризисный период, позволяют развить представления о методологии среднесрочного программирования развития машиностроительных комплексов.

Практическая значимость выводов и рекомендаций:

разработка предложений для программы возрождения и коренной реструктуризации отраслей российского машиностроения на основе анализа его динамики в 1990-2011 гг.;

обобщение мирового опыта создания сетевых структур, кластеров и цепочек создания стоимости в машиностроении, обоснование условий и ограничений при использовании этого опыта в России;

обобщение опыта создания компании по производству современных тракторов на основе гибкой специализации и широкой международной кооперации;

обоснование и разработка предложений по организации стратегического управления диверсифицированными и интегрированными хозяйственными структурами в машиностроении.

Практическое значение имеет доказательство неэффективности создания в России 100% иностранных сборочных производств и предоставления им преимуществ по сравнению с российскими разработчиками и производителями. Введенные в действие в 2000-х годах в Петербурге и других регионах заводы занимаются крупноузловой сборкой импортных узлов и деталей, сваркой кузова на импортном оборудовании и окраской машин импортными красителями. Доля российской добавочной стоимости не превышает 10-20%, а при контрактной сборке - 100-200 долларов в расчете на одну машину. Это не оправдывает бюджетных вложений в создание и обслуживание производственной инфраструктуры. Интеллектуальная собственность и все авторские права принадлежат иностранным компаниям, что делает невозможным изменение и доработку модели применительно к российским условиям, оставляет без заказов и перспектив российский научно-технический комплекс.

Локализация производства в России носит формальный характер и не распространяется на ключевые высокотехнологические узлы, например, мощные (более 500 л.с.) двигатели, имеющие также военное назначение. Аудит результатов локализации не производится. Попытки получить интеллектуальную собственность путем приобретения брендов Опель, Сааб и др. были сорваны. Налоговые, таможенные и кредитные льготы иностранным сборочным производствам подрывают позиции российского машиностроения. Лишь с 2011 г. условием предоставления этих льгот становится организация производства в России выпуска двигателей и других высокотехнологичных узлов, но снова под иностранным брендом. В Китае, напротив, передача технологий и другой интеллектуальной собственности является условием допуска ТНК на внутренний рынок.

Единственно рациональный путь реструктуризации - использование зарубежных технологий и опыта для создания собственных моделей, эффективных по критерию цена-качество, стоимости обслуживания и ремонтопригодности в российских условиях, совместная разработка новых моделей и ключевых комплектующих изделий с передачей прав на интеллектуальную собственность российской стороне, организация совместного производства техники в третьих странах Азии, Африки и Латинской Америки, организация продаж российской техники с помощью дилерских и сервисных центров лидеров мирового машиностроения.

По такому пути идут «Гражданские самолеты Сухого», «Русские машины» группы ГАЗ, «Соллерс», Тамбовский тракторный завод и ряд других компаний. Они нуждаются во всемерной государственной и общественной поддержке, научном обобщении их опыта.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе организации в 2007-2009 гг. кооперированного производства современных тракторов на заводе «Агротехмаш» (г. Тамбов) (диссертант является генеральным директором ЗАО «Агротехмаш» с 2001 г.) и на международных научных конференциях в СПбГУ (2003 и 2009 гг.).


загрузка...