Системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России (23.01.2012)

Автор: Марихин Сергей Васильевич

Марихин Сергей Васильевич

СИСТЕМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

МЧС РОССИИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург - 2011

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Винокурова Надежда Георгиевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ефремов Олег Юрьевич;

доктор педагогических наук, профессор

Литвиненко Сергей Викторович;

доктор педагогических наук, профессор

Щеголев Валерий Александрович

Ведущая организация

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова»

Защита состоится 20 марта 2012 г. в 12.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Автореферат разослан «_______» ____________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент С.П.Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях существенных преобразований в социально-экономической жизни, качественных изменений ценностей и потребностей нашего общества резко возросли роль и значение профессиональной подготовки нестандартно мыслящих, с развитыми коммуникативными способностями людей. В связи с этим возникла необходимость кардинальных изменений системы высшего образования, способной на качественно новой основе осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.

В процессе их подготовки явно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности. В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал. Это позволяет говорить о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века.

Переход к новой образовательной проектно-преобразующей парадигме актуализирует вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки специалиста и определением условий и механизмов развития его профессионализма.

Потребность в профессиональных кадрах не только в наукоёмком производстве, но и в других структурах обуславливает тенденцию к подготовке специалистов широкого профиля, что способствует адаптации их к создавшейся социально-экономической обстановке.

Поэтому в этих условиях важной задачей вузов ГПС МЧС России становится подготовка специалистов не только для конкретной области деятельности, но и развития личности каждого обучающегося, расширение его профессиональной и социальной компетентности, повышение общей культуры.

Как известно, к исследованию всех процессов, объектов, явлений в окружающей действительности необходим системный подход. Если системно подходить к профессиональной подготовке в вузе, то, исходя из Государственного образовательного стандарта, можно отметить, что системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России имеет сложную структуру. Основными ее подсистемами являются теоретико-методологическая, научная, управленческая, организационная, правовая, педагогическая, экономическая, технологическая, материально-техническая подсистемы, которые находятся во взаимодействии между собой и другими сферами жизни общества.

В связи с этим, важнейшим принципом педагогического проектирования профессиональной подготовки кадров, как на государственном, так и на институциональном уровне должен быть принцип системности.

В нашей работе отмечено, что системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России включает сбор, изучение и анализ информации о потребности в кадрах и о состоянии их подготовки; принятие решения на подготовку; доведение задач до органов управления образованием и учебных заведений; планирование, организацию и контроль деятельности учебных заведений, образовательного процесса в них, а также непосредственно процессы обучения, воспитания, профессионального и личностного развития специалистов МЧС России.

Одним из ключевых содержательных элементов комплекса этих мероприятий является педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России, что в свою очередь предполагает создание проектов нового типа, нацеленных на создание саморазвивающихся систем, внутренним движителем которых являются субъекты образовательного процесса, реализующие свободу преподавания, обучения и исследований.

Педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России предполагает реализацию системного подхода на основе координации и интеграции усилий государства, общества, органов управления, всех субъектов процесса подготовки специалистов МЧС России, всех видов деятельности в образовательной сфере и требований к подготовке кадров для МЧС России.

Однако системное проектное исследование проблем профессиональной подготовки специалистов для МЧС России в их взаимосвязи практически не проводилось.

Исследования системы непрерывного образования с позиций последовательного, поэтапного развития личности обучающегося получили обоснование и развитие в трудах А.Г. Асмолова, В.С. Артамонова, Ю.Г. Баскина, Г.А. Бордовского, З.И. Васильевой, А.А. Грешных, Я. Дитрих, О.Ю. Ефремова, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, В.Ю. Кричевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластёнина, А.П. Тряпициной, В.Д. Шадрикова, В.А. Щеголева и др.,

Значительную помощь в исследовании проблемы оказали труды, посвященные проблемам проектно-творческого процесса, в том числе в сфере образования (В.П. Беспалько, В.Ф. Взятыщев, Е.С. Заир-Бек, К.Л. Ильин, В.Х. Килпатрик, Н.А. Масюкова, В.Е. Радионов, В.М. Розин, Б.В. Сазонов и др.), однако многие результаты их исследований остаются невостребованными в профессиональной подготовке специалистов МЧС России.


загрузка...