Теория и методология стратегического управления деятельностью инновационно-активных предприятий (23.01.2012)

Автор: Леонова Елена Сергеевна

ЛЕОНОВА Елена Сергеевна

Концептуальные основы реформирования офтальмологической помощи и разработка организационной модели системы охраны зрения работников ОАО «Российские железные дороги»

14.02.03 – Общественное здоровье и здравоохранение

14.01.07 – Глазные болезни

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва - 2012

Работа выполнена в ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития Российской Федерации

Научные консультанты: доктор медицинских наук, профессор Камаев Игорь Александрович

доктор медицинских наук, профессор

Панова Ирина Евгеньевна

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ,

член-корр. РАМН,

доктор медицинских наук, профессор

Кучеренко Владимир Захарович

доктор медицинских наук, профессор

Линденбратен Александр Леонидович

доктор медицинских наук, профессор

Бойко Эрнест Витальевич

Ведущая организация: ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития РФ

Защита состоится «…..»________ 2012 года в ___ часов на заседании Диссертационного

Совета Д.208.040.02 при ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский

университет им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития РФ по адресу:

119021 г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 1, Научно – исследовательский центр.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной медицинской библиотеке

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.

Сеченова Минздравсоцразвития РФ по адресу: 117998, Нахимовский проспект, д. 49.

Автореферат разослан « » 2012 г

Ученый секретарь

Диссертационного Совета

доктор медицинских наук, профессор Манерова Ольга Александровна

Актуальность

В последние десятилетия для всех отраслей знания, занимающихся проблемой человека, приоритетным направлением стало повышение производственной безопасности за счет особого внимания к «человеческому фактору». В полной мере это относится и к задаче повышения безопасности на железнодорожном транспорте. Важную роль в ее реализации играет «железнодорожная медицина», являющаяся составной частью медицины труда (А.А. Прохоров, 1996; В.А. Кудрин, 2000; Н.Ф. Измеров, 2001, 2006, А.З. Цфасман, 2005, 2010, В.А. Капцов, 2010).

Проблема повышения эффективности медицинского обеспечения безопасности движения поездов в последние годы приобретает особую актуальность в связи с переходом отрасли на рыночные отношения, внедрением инновационных технологий высокоинтенсивного скоростного движения, дополнительных средств связи, оперативного регулирования и контроля транспортных потоков (В.И. Якунин, 2004, 2010, О.Ю. Атьков, 2010). Проводимые преобразования многократно повышают уровень информационной нагрузки на работающих, увеличивают степень их психоэмоционального напряжения, формируют новые профессиональные риски для здоровья (В.Б. Панкова, 2001; В.А. Капцов, 2002; Л.С. Нерсесян, 2004, О.Ю. Атьков, 2009).

Важность совершенствования мер, направленных на улучшение состояния здоровья трудоспособного населения, неоднократно подчеркивалась отечественными учеными (Ю.М. Комаров, 2005, А.Л. Линденбратен, 2007, Н.Б. Найговзина, 2007, О.П. Щепин, 2007). Особое значение указанная проблема приобретает в условиях неблагоприятных медико-демографических изменений, имеющих место во многих субъектах РФ (В.А. Медик, 2005, Ю.В. Михайлова, 2008).

Одним из актуальных и наиболее важных направлений в системе медицинского обеспечения безопасности движения поездов является изучение состояния здоровья лиц основных железнодорожных профессий, их профессиональный отбор и профессиональное долголетие, а также формирование эффективных программ медико-психологической реабилитации и восстановительного лечения при развитии патологий, в том числе заболеваний органа зрения (В.З. Кучеренко, 2000, В.С. Викторов, 2005, А.З. Цфасман, 2007). Высокая зрительная нагрузка в особых условиях работы диспетчеров и машинистов приводит к специфическим функциональным изменениям их органа зрения, которые при отсутствии лечебно-профилактических мероприятий со значительной долей вероятности переходят в разряд органических изменений и болезни, что в свою очередь сказывается на надежности обеспечения безопасности железнодорожного движения (В.Г. Козубенко, 2002).

На сегодняшний день проблема ухудшения состояния здоровья, роста заболеваемости по классу «Болезни глаза и его придаточного аппарата» среди работников железной дороги представляется недостаточно изученной (А.Е. Белозеров, 2000; Л.Р. Ганина, 2001; Н.А. Захарова, 2001; В.А. Кудрин, 2004; О.В. Гутникова, 2005).

Выбор для углубленного анализа проблем организации медицинской помощи работникам основных офтальмологических заболеваний, обуславливающих профессиональную непригодность в ОАО «РЖД», связан с тем, что они могут быть успешно предупреждены, излечены либо компенсированы при применении современных инновационных медицинских технологий, позволяющих восстанавливать и поддерживать высокий уровень профессионально значимых для железнодорожников зрительных функций (Л.И. Балашевич, 2008; Ф.Р. Сайфуллина, 2008; И.Б. Алексеев, 2009; Rachmiel R., 2006). Однако, несмотря на успехи современной клинической офтальмологии, социальная эффективность реабилитационных мероприятий остается крайне низкой в связи с недооценкой трудовых возможностей больных после восстановительного лечения (Б.Э. Малюгин 2002; Т.С. Соснова, 2005; А.Х. Кулмаков, 2007; С.Э.Аветисов, 2010, Shallhorn S., 2008). Этому способствуют отсутствие целостной организационной системы охраны зрения работников отрасли, звенья которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, а результатом такого взаимодействия становится уверенное повышение качества оказания офтальмологической помощи, а также устаревшие не соответствующие современному уровню развития медицинской науки и практики ведомственные нормативные документы.

До настоящего времени не проводилось комплексного масштабного медико-социального и клинико-функционального исследования проблем организации офтальмологической помощи работникам ОАО «РЖД»: не выявлены проблемы профессиональной офтальмопатии железнодорожников с учетом факторов производственного риска; не разработаны профессионально значимые критерии функционального состояния зрительного анализатора специалистов; не сформированы профилактические программы и программы реабилитации при зрительных расстройствах; не разработаны оптимальная форма организации и стандарты оказания высокотехнологичной офтальмологической помощи, в т.ч. при лечении основных патологий, обуславливающих приоритетную структуру отстранений от работ на железнодорожном транспорте по классу «Болезни глаза и его придаточного аппарата».


загрузка...