Медико-социальные проблемы формирования здоровья и адаптации детей в условиях хронического социального стресса (23.01.2012)

Автор: Королюк Екатерина Геннадьевна

Королюк

Екатерина Геннадьевна

Медико-социальные ПРОБЛЕМЫ формирования здоровья и адаптации детей в условиях хронического

социального стресса

14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре социальной медицины, управления и экономики здравоохранения факультета последипломного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Научные консультанты:

доктор медицинских наук, профессор

доктор медицинских наук, профессор

Дербенев Димитрий Павлович

Калинкин Михаил Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор

Середа Василий Михайлович

доктор медицинских наук, профессор Пинюгина Екатерина Николаевна

доктор медицинских наук, профессор Филатов Владимир Николаевич

Ведущая организация: Научный Центр здоровья детей Российской Академии медицинских наук

Защита диссертации состоится «____» __________ 2012 года, в 10-00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 208.087.04 при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (194100, Санкт-Петербург, ул. А. Матросова, д. 22).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России (194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.16).

Автореферат разослан « ____ » _____________ 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 208.087.04

З.д.н. РФ, д.м.н., профессор В.К. Юрьев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

В условиях длительной социально-экономической нестабильности и значительного социального расслоения российского общества как никогда остро стоит вопрос влияния хронического социального стресса на здоровье индивидуума (Чичерин Л.П., 2006). Негативные тенденции в здоровье российского населения особенно остро проявляются в отношении детского и подросткового контингента (Юрьев В.К., 2008; Лучкевич В.С.,2005).

По данным Баранова А.А., Альбицкого В.Ю. (2005) заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Соответствующие показатели составили в 1992г. – 105130, в 2002г. - 157597,5 на 100000 детей соответствующего возраста. Распространённость болезней возросла на 94% (1992г. – 104358, 2002г. – 202435,3 на 100000 детей соответствующего возраста). Еще более неблагоприятна ситуация с подростками в возрасте 15 – 17 лет. Уровень заболеваемости среди этого контингента возрос на 64% (1992г. – 61220,2, 2002г. – 100469,1 на 100000 детей соответствующего возраста). Обращает на себя внимание, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста наметилось заметное увеличение распространённости хронических болезней (Кочорова Л.В., 2008; Кротин П.Н., 2004).

В то же время правительством Российской Федерации прилагаются усилия для повышения рождаемости, снижения смертности, улучшения качества оказания медицинской помощи детскому и подростковому населению (Орел В.И., 2010). В своем обращении к сессии шести государственных академий России президент В.В.Путин (2006) подчеркнул важность сохранения и укрепления здоровья молодого поколения – будущего России.

Хронический социальный стресс – это стресс имеющий специфическую причину развития и касающийся не любого живого организма, не любого человека, а только дееспособного индивида. По данным В.М.Середы, отрицательные изменения в уровне смертности и продолжительности жизни, возникающие под влиянием социального стресса, в максимальной степени происходят не в наиболее ранимых детских и пожилых возрастных группах, а у наиболее социализированных лиц (подростки, лица трудоспособного возраста). Следует отметить, что изменения, возникающие в организме под влиянием хронического социального стресса, не ограничиваются чрезмерной нейрогормональной реакцией и вызываемыми ею патологическими процессами, а касаются всех классов болезней (академик РАМН Величковский Б.Т., 2006).

Как показано в экспериментальных исследованиях акад. Дмитриевой Т.Б. (2001), Разиной Е.Н. (2008) длительный эмоциональный социальный стресс, вызванный повторным опытом социальных поражений и сопровождаемый негативным эмоциональным фоном, ведет к не только к различным изменениям нейрохимической активности мозга, развитию состояния депрессии и тревоги, но и к возникновению нарушений иммунного статуса (снижается уровень гуморального иммунного ответа на Т-зависимый антиген, изменяется клеточный состав красного костного мозга).

Причин возникновение хронического социального стресса у подростков существует несколько. Это и резкое снижение уровня жизни семьи, завышенные социальные требования к ребенку (учебная нагрузка, секции и кружки), изменение микросоциального окружения при переезде ребенка в другую школу, алкоголизм одного из родителей, развод родителей и как следствие этого изменение микросоциального статуса подростка в школьном коллективе (Вишняков Н.И., 2008; Кутушева Г.Ф., 2011; Эрман М.В.,2006).

Несмотря на значительную распространенность хронического социального стресса в подростковой среде мы практически не встретили публикаций раскрывающих глубинные механизмы его реализации и влияния на здоровье и протекание процессов адаптации в подростковом возрасте. Большинство доступных нам публикаций освещало непосредственное влияние острого социального стресса на детский и подростковый организм, изучение же хронического социального стресса проводилось либо на взрослом контингенте, либо при постановке эксперимента на социальных животных.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, изучение влияния хронического социального стресса на подростковый организм является актуальным направлением научной деятельности. До настоящего времени не получили должного раскрытия вопросы патогенетического влияния хронического социального стресса на растущий организм не только в ближайшем, но и в отдаленном периоде воздействия..

Цель исследования: Дать комплексную медико-социальную характеристику состояния здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, для разработки научно-обоснованных подходов к формированию оптимального уровня здоровья ребенка.

Задачи исследования

1. Изучить региональные особенности и основные тенденции динамики медико-демографических показателей здоровья населения Тверской области за последние 20 лет.


загрузка...