Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности России (23.01.2012)

Автор: Хлутков Андрей Драгомирович

достижение более высокого уровня населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;

наибольшая мобильность финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

В этой связи важную практическую значимость в области обеспечения экономической безопасности России имеет разработка и внедрение системы комплексного мониторинга финансового сектора экономики, предназначенной для оценки его устойчивости и прогнозирования риска наступления финансового кризиса. Анализ мирового опыта по созданию системы мониторинга финансового сектора показывает, что ключевыми объектами контроля являются банковский сектор и финансовые рынки. Подобная система мониторинга включает агрегированные показатели деятельности банковских организаций (в том числе, структуру и качество активов, уровень ликвидности и концентрации рыночных рисков, показатели доходности и капитализации банковского сектора), показатели развития финансовых рынков (в том числе, уровни процентных ставок, динамику фондовых индексов, цен на недвижимость), макроэкономические показатели, оказывающие влияние на банковский сектор и финансовые рынки (в том числе, темпы роста экономики, динамику денежных агрегатов, состояние платежного баланса), показатели, характеризующие финансовое положение предприятий и домохозяйств (в том числе, уровни доходов, рентабельности, дебиторской и кредиторской задолженности), показатели внешней зависимости финансового сектора (в том числе, степени взаимосвязанности в движении цен на внутреннем и мировом финансовых рынках, объемов и структуры участия иностранного капитала в финансовом секторе). Наряду с количественными показателями в системе мониторинга широко применяется качественный анализ, позволяющий оценить уровень развития финансового сектора, его институциональную структуру, степень либерализации, характер влияния на экономику и т.п.

Обоснование стратегических задач национальной финансовой политики позволяет дать соответствующую оценку теоретическим и практическим исследованиям, связанным с идеей так называемых «свободных денег», и сделать вывод о целесообразности национализации рубля, т.е. отвязывания рубля от мировых резервных валют.

В основе теории «свободных денег» лежит идея Сильвио Геззеля о том, что хорошие деньги должны быть «инструментом обмена и больше ничем». По мнению Гезелля, традиционные формы денег предельно неэффективны, так как «исчезают из обращения всякий раз, как возникает повышенная в них потребность, и затапливают рынок в моменты, когда их количество и без того избыточно». Подобные формы денег «могут служить лишь инструментом мошенничества и ростовщичества и не должны признаваться годными к употреблению, сколь бы привлекательными ни казались их физические качества». Современные деньги, призванные по определению облегчать обмен обычных товаров, обладают, в отличие от этих самых товаров, уникальной способностью: они умеют преумножать самое себя без усилий со стороны их владельца. Сильвио Гезелль выдвинул революционную для нового времени идею: недостаточно лишить деньги способности приносить прибыль за счет процентов, их необходимо обложить процентами! Гезелль полагал, что «естественный экономический порядок», обеспечивающий обращение денег – это порядок, при котором деньги становятся платной государственной услугой, так называемые «деньги с отрицательным процентом», когда текущие владельцы денег обязаны регулярно передавать государству некоторую небольшую сумму, как плату за право пользоваться деньгами государственной эмиссии.

Приоритет свободных денег над кредитными, наблюдаемый у истоков европейской цивилизации, служит лишним доказательством (в дополнение к традиционному христианскому запрету на ростовщичество) основной идеи: банковский капитализм, доминирующий в современной экономике, отнюдь не является органичным развитием общественных отношений, а лишь фиксирует общее поражение человечества, нанесенное ему чуждой морально-этической системой. Известный экономист Кейнс в 1944 году в связи с основанием Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития в Бреттон-Вудсе с настойчивым благоразумием рекомендовал, чтобы не только кредиты Международного Банка Реконструкции и Развития с низкими положительными процентами, но и вклады в него были обременены отрицательными процентами. Этими «сборами» богатые нации должны были (по мнению Кейнса) побуждаться постоянно распределять свою прибыль от торговых операций в пользу тех бедных и промышленно неразвитых аграрных стран, продукцию которых они импортируют и/или которым они дают кредиты на развитие. Кроме того, Кейнс настаивал на введении в рамках «Международной клиринговой палаты» собственной, независимой от доллара, проценторегулирующей учетной единицы: «Bancor».

Этот план Кейнса, основанный на синтезе прудоновского «Обменного банка» и гезелловских денег с убывающей покупательной способностью, несмотря на поддержку британского правительства, был отвергнут в результате давления ФРС США. К тому же беспрецедентное по жестокости убийство лидерами НАТО Муаммара Каддафи определяет садистские наклонности мировой финансовой элиты. И только за то, что он захотел ввести в обращение на территории Африки в качестве денег не фальшивые бумажки, а настоящие золотые динары.

Таким образом, очевидно, что закономерным развитием событий в современных условиях было бы создание и продвижение новых региональных валют, взамен монопольного доллара - «твердого» акю, золотого динара, боливара, другой обсчет курса евро и рубля. Между тем на прошедшем саммите G20 совершенно парадоксальным образом для национальных интересов Россия выдвигает идею о создании «новой мировой финансовой валюты», что напрямую противоречит национальным интересам нашего государства.

Финансовый кризис в России ясно показал, что ограниченное число количественных ориентиров финансовой политики (инфляция, денежная масса, номинальный курс рубля, золотовалютные резервы, бюджетный дефицит, размер государственного долга) не дает необходимой информации о состоянии устойчивости финансового сектора. Их положительная динамика способна создавать иллюзию постепенного выздоровления экономики, тогда как на самом деле в финансовой системе могут накапливаться значительные структурные диспропорции. Представляется, что в современных условиях для поддержания финансовой стабильности требуется расширение количественных ориентиров финансовой политики. Неслучайно, в последние годы Банк России и Правительство РФ стали уделять гораздо больше внимания таким показателям финансовой устойчивости, как реальный валютный курс, процентные ставки, структура государственного долга.

В то же время многие важные показатели устойчивости финансового сектора по-прежнему не находят отражения в количественных ориентирах финансовой политики. Это касается, в частности, обеспеченности текущих внешних обязательств валютными резервами, темпов прироста краткосрочной внешней задолженности, структуры трансграничных потоков капитала, чистой валютной позиции различных секторов экономики, структуры и темпов роста активов и пассивов банковской системы, уровня внешней задолженности частного сектора, динамики цен на финансовые активы и недвижимость.

Кроме того, Центральный банк сознательно провел демонетизацию российской экономики. Как для нормальной жизни человеческого организма требуется определенное количество литров крови, так и для нормального функционирования экономики нужна определенная денежная масса. Количество денег в российской экономике было резко сокращено, что немедленно привело к отсутствию «длинных» денег для роста экономики и торможению экономического роста. А объем выпущенной из экономики «кровушки» составляет от 1,3 до 2 трлн долларов. (см. рис.1) Демонетизация произведена с начала 1990-х годов в период активной имплементации в российскую макроэкономическую и финансовую политику разработок американских экспертов. До сих пор монетизация не восстановлена

Рис. 1. Уровень демонетизации российской экономики.

Таким образом, по мнению экспертов, монетаризм по-российски – это необоснованное неиспользование более двух триллионов долларов собственных национально доступных ресурсов для инвестирования экономики. Исследования показали, что возврат в оборот этих средств возможен только через механизм государственного инвестиционно-кредитного фонда, который необходимо создать, и который не будет привязан к мировым резервным валютам.

Разработка мер стабилизации платежного баланса страны на основе продвижения региональных валют позволит активизировать механизмы индикативного мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности России. Анализ мирового опыта показывает, что в условиях значительного ухудшения платежного баланса безотносительно режима обменного курса и степени трансграничной мобильности капитала наиболее эффективными направлениями стабилизационной финансовой политики на начальном этапе оказываются жесткое денежно-кредитное регулирование и мягкая бюджетная политика. Смягчению дефицита платежного баланса и стабилизации обменного курса способствует использование межгосударственных расчетных и кредитных механизмов. Подобные механизмы формируются на региональном уровне и способствуют расширению торгово-экономических связей между странами-участниками, а также снижают их потребность в мировых резервных валютах. При этом ограниченная мобильность капитала позволяет снизить спекулятивное давление на валютный курс и избежать крупного оттока капитала из страны.

С точки зрения регионального позиционирования Россия должна всячески отстаивать идеологию и практику региональной интеграции как противовес глобальной (или как ее предварительный и необходимый этап, что с практической точки зрения является тем же самым), понимая, что и этот подход не является безупречно безопасным. Находясь между двумя основными центрами региональной интеграции, - европейской зоной евро и подспудно формирующейся в Юго-Восточной Азии зоной юаня, - Россия неминуемо будет разорвана этими центрами, если не сможет стать мостом между ними. Инструментом превращения себя в такой мост, затем в катализатор, а в идеале – и в главную движущую силу трансъевразийской интеграции должно быть всемерное стимулирование всех интеграционных проектов, на первом этапе, по-видимому, преимущественно транспортных. Параллельно с этим Россия должна активно включиться в международные усилия по созданию системы наднационального регулирования наднациональных экономических процессов, начиная с наиболее болезненной деятельности финансовых транснациональных корпораций. Как ни малы современные возможности России, она должна полностью использовать их для радикального сокращения разрушительного потенциала международных финансовых спекуляций.

В этом отношении представляется наиболее интересным план, связываемый с именем министра финансов Японии Миядзавы, направленный на создание эффективного механизма контроля (на первом этапе – практически полностью статистического) над спекулятивными капиталами (прежде всего хеджевыми фондами США). Заслуживает внимания и стремление возложить на международные финансовые организации, в первую очередь МВФ, ответственность за поддержание глобальной финансовой стабильности, а не только за удовлетворительное состояние финансовых систем отдельных сотрудничающих с ним стран.

При этом естественным становится и реальное реформирование МВФ с целью обеспечения принципиально большего, чем в настоящее время, учёта реальных интересов и специфики стран - получателей кредитов, включающее в себя:

создание действенного механизма участия представителей этих стран в процессе не только принятия, но и выработки центральным аппаратом МВФ возможных вариантов решений;

гласную и проводимую с реальным участием стран - потенциальных получателей кредитов выработку долгосрочных программ деятельности и долгосрочных приоритетов МВФ;

официальную публикацию всех методических документов, подготавливаемых центральным аппаратом МВФ, в общедоступном бюллетене, с оценкой качества этих документов специальным независимым органом, формируемым на международной основе.

Особое внимание следует уделить также плану "валютной змеи" бывшего министра финансов Германии Лафонтена, направленному на фиксирование границ возможных колебаний евро, доллара и иены друг относительно друга (создание своего рода тройственного "валютного коридора") подобно тому, как это с 70-х годов делалось для европейских валют. Даже одно только сообщение о серьезном намерении реализации этой идеи позволило бы резко и своевременно ограничить разрушительный потенциал мировых валютных спекуляций и, соответственно, политический потенциал единственного игрока на этом поле – США. При этом представляется жизненно необходимым научиться извлекать максимальную текущую, а в идеале – и стратегическую выгоду из любого проявления значительного потенциала внутренних противоречий в отношениях между другими странами мира, в первую очередь между США и другими развитыми странами. Отсюда вытекает стратегическая задача современной России: выйти из всех видов непосильного для нее сейчас индивидуального противостояния, переключившись с негативных, а потому саморазрушающих и истощающих, на позитивные, самоукрепляющие цели сотрудничества в рамках формирующейся Евразии.

Представляется, что предупреждению кризисных явлений в российской экономике, вызванных возможным ухудшением состояния платежного баланса, могло бы способствовать создание государством, так называемых механизмов роста, включающих, в том числе долгосрочное кредитование промышленных предприятий под закупку оборудования, финансирование масштабных инфраструктурных проектов, содействие развитию системы лизинга, малого и среднего бизнеса, жилищного строительства и ипотеки. Стабилизационные меры способны смягчить остроту кризиса платежного баланса, но для того чтобы избежать значительных экономических потерь и предотвратить кризис необходима заблаговременная политика государства по стимулированию развития импортозамещения и экспортоориентированных производств в обрабатывающих и высокотехнологичных секторах экономики. Особого внимания заслуживают меры по совершенствованию системы поддержки экспорта и предоставлению налоговых льгот, призванных стимулировать ускоренный рост импортозамещающих производств. Как представляется, своевременная реализация предложенных механизмов обеспечения национальной экономической безопасности будет способствовать снижению рисков финансовой дестабилизации, повышению устойчивости национальной экономики, укреплению ее конкурентоспособности, росту научно-технического потенциала и экономической независимости страны.

Для оценки устойчивости финансового сектора России и выявления риска финансовой дестабилизации была разработана система индикаторов раннего предупреждения. Динамика сводного индекса, построенного на основе семи наиболее значимых индикаторов раннего предупреждения, указывает на снижение устойчивости финансового сектора страны. Три из семи наиболее значимых индикаторов раннего предупреждения (отклонение номинального курса рубля от ППС, темпы роста внешнего долга, отношение валютных обязательств банков к их валютным активам) вплотную приблизились к своим пороговым значениям, тогда как значения остальных индикаторов (сальдо счета текущих операций платежного баланса, достаточность золотовалютных резервов по отношению к краткосрочным внешним обязательствам и трехмесячному объему импорта, отношение кредитов банков к их депозитам и капитала банков к их активам) стабилизировались в безопасной зоне. Динамика индикаторов раннего предупреждения свидетельствует о разнонаправленном характере изменений, происходящих в финансовом секторе России. Это происходит несмотря на исключительно благоприятную все же внешнеэкономическую конъюнктуру. Подобная динамика индикаторов говорит о накоплении структурных диспропорций в финансовом секторе России, которые станут отчетливо заметны в случае ухудшения состояния платежного баланса страны.

Цели и задачи обеспечения экономической безопасности России требуют внедрения в финансовую систему государства механизмов, позволяющих оптимизировать инвестиционную деятельность на территории страны.

Важным механизмом экономической безопасности России должен быть устойчивый процесс экономической деятельности и развития ее отраслей с участием иностранного капитала, который соответствует месту, отведенному российскими властями иностранному капиталу в экономических и социальных планах развития России. При этом экономическая безопасность инвестиционной сферы не означает препятствий или жестких ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на российские. Экономическая безопасность означает упорядочение этих процессов, анализ и воздействие на процессы экономической деятельности с учетом каждой иностранной инвестиции, которая может оказать серьезное влияние на развитие экономики России. При этом экономическая безопасность инвестиционной сферы не означает препятствий или жестких ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на российские. Экономическая безопасность означает упорядочение этих процессов, анализ и воздействие на процессы экономической деятельности с учетом каждой иностранной инвестиции, которая может оказать серьезное влияние на развитие экономики России.

Во многих странах важную структурообразующую роль в инвестиционном процессе играют государственные институты развития в зависимости от типа финансовой системы. Как правило, эти институты включают государственный банк развития, финансирующий производственные инвестиции и крупные инфраструктурные проекты, экспортно-импортный банк, обеспечивающий кредитование и страхование приоритетных направлений экспорта, государственные финансовые институты, занимающиеся развитием жилищного строительства, ипотечного кредитования, лизинга, разнообразные инвестиционные корпорации отраслевой направленности, фонды финансирования рисковых инновационных проектов. Финансовая система и конкретные финансовые инструменты отражают сложившееся в обществе распределение прав собственности. Основным признаком, конституирующим тот или иной тип финансовой системы, является значимость коммерческих банков в финансовой деятельности промышленных корпораций. В зависимости от той роли, которую они способны играть в долговременном финансировании экономического роста, следует говорить о банковском либо о рыночно ориентированной финансовой системе (иначе – европейская и англо-американская финансовые модели).

В настоящее время вопрос о принадлежности России к той или иной классической модели финансовой системы остается открытым: ни банковский сектор, ни фондовый рынок не только не доминируют в финансировании корпораций, но и функционируют в фактическом отрыве от реального сектора (что является общим местом в серьезных исследованиях по данному вопросу). Проблема инвестиционной безопасности требует внимания к двум основным моментам – состояние инвестиционного климата и эффективность финансовой системы. В современной рыночной экономике финансовая система не только организует денежное обращение и государственные/муниципальные финансы, но и выполняет инвестиционную функцию, т. е. содержит механизмы трансформации сбережений в инвестиции предприятий реального сектора экономики. В этом плане можно говорить об инвестиционной эффективности финансовой системы. Экономическая безопасность инвестиционной сферы зависит от таких факторов, как масштабы экономики и емкость рынка, уровень инфляции, ставки налогообложения, потребность в иностранных инвестициях и валюте. Усиление сырьевой ориентации экономики сопровождается старением основных фондов, ростом изношенности промышленной и транспортной инфраструктуры, сокращением выпуска наукоемкой продукции, увеличением технологической отсталости производства. На внешних рынках российские экспортеры готовой продукции активно вытесняются иностранными конкурентами. На внутреннем рынке импорт укрепляет позиции в секторе потребительской и высокотехнологичной продукции. Крайне ограниченно число инвестиционных проектов, способных привлечь долгосрочный капитал в экономику. Отсутствуют необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса. Финансовые рынки остаются сферой обращения преимущественно спекулятивного капитала и по-прежнему слабо включены в инвестиционный процесс. Крупные российские банки ориентированы главным образом на отрасли и сектора экономики, работающие на внешние рынки. Продолжается интенсивный вывоз национального капитала из страны. Мало задействованными остаются денежно-кредитные и бюджетно-налоговые механизмы, способные активизировать внутренние факторы экономического роста и экспорт высокотехнологичной продукции. Затягивается проведение структурных реформ в экономике.

Обеспечение экономической безопасности в инвестиционной сфере – это также комплекс мер, инструментов, инфраструктуры и процедур, направленных на контроль экономической и финансовой деятельности субъектов национальных рынков, а также на выявление, нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния деятельности иностранного капитала в отраслях российской экономики (см. рис.2).

Среди основных внутренних и внешних угроз экономической безопасности инвестиционной сферы России можно выделить следующие:

Внутренние угрозы – это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования банковского сектора.

Внешние угрозы – это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний долг коммерческих структур, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.

Рис. 2. Задачи обеспечения национальной экономической безопасности в инвестиционной сфере РФ.

В настоящее время необходим качественный прорыв в подходах к совершенствованию законодательства, пересмотр существующего законодательства, которое является правовым фундаментом инвестиционной стратегии государства, с учетом интересов инвесторов и результатов обобщения опыта зарубежных стран в области привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Для решения вопроса приоритетности реализации инвестиционных проектов в системе обеспечения экономической безопасности, в работе рассматривается возможность использования дополнительных формализованных процедур оценки структуры государственных инвестиций, проводится анализ применения оценки результативности государственных инвестиционных проектов для общества.

Для скорейшего преодоления структурных диспропорций, как в финансовом, так и производственном секторах российской экономики приоритетными направлениями совершенствования финансовых механизмов обеспечения экономической безопасности должны стать стимулирование притока капиталовложений в реальный сектор экономики, расширение участия национальной банковской системы в инвестиционном процессе, ускоренное развитие производства и экспорта высокотехнологичной продукции, борьба с бегством капитала. Притоку капиталовложений в реальный сектор экономики могло бы способствовать развитие механизмов рефинансирования коммерческих банков, государственного кредита, государственных гарантий и долгосрочных государственных заимствований на инвестиционные цели. Для создания эффективной системы рефинансирования банков представляется важным расширить перечень принимаемых Банком России в залог ценных бумаг, включив в него облигации и векселя крупнейших компаний и банков, увеличить сроки рефинансирования вплоть до года и более, определив цели использования предоставленных ресурсов, снизить ставку рефинансирования до уровня инфляции плюс 1%, довести объемы рефинансирования государством банков до 5% их активов, а также разработать отдельные механизмы рефинансирования кредитов, выдаваемых для финансирования промышленных инвестиций.

Целесообразно принять комплекс мер, содействующих росту капитализации российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и снижению рисков кредитования. Так, для повышения капитализации банковской системы и улучшения качества капитала следует ввести для банков «инвестиционную льготу», освободив от обложения налогом часть прибыли, непосредственно, то есть в денежной форме, направленной на увеличение собственного капитала, а также определить закрытый перечень активов, из которых может формироваться собственный капитал банков, установив требования к процедурам оценки каждого актива. Для укрепления ресурсной базы банковской системы и повышения доверия к ней населения представляется важным внести поправки в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках» (2003) в части увеличения сумм 100% возмещения средств вкладчикам, в том числе за счет направления на эти цели части прибыли Банка России, предусмотрев механизм ежегодной индексации государственных гарантий по вкладам, а также разрешить размещение части средств Стабилизационного фонда РФ и остатков бюджетных средств в Казначействе на депозитах и в ценных бумагах банков, отвечающих установленным законодательством требованиям.

Снижению рисков кредитования и росту финансирования реального сектора экономики могло бы способствовать создание единого реестра обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перед коммерческими банками. Важно, чтобы налоговые органы, органы государственной регистрации юридических лиц и органы регистрации прав на недвижимое имущество оперативно и своевременно предоставляли кредитным бюро всю необходимую информацию. Целесообразно поставить вопрос о создании Федерального агентства кредитования малого и среднего бизнеса, основными функциями которого стали бы привлечение недорогих долгосрочных ресурсов на российском и международном рынках капитала, рефинансирование коммерческих банков, кредитующих предприятия малого и среднего бизнеса, секьюритизация их кредитного портфеля, ведение кредитных историй заемщиков, финансируемых банками-партнерами Агентства. Требуется упростить механизм обращения взысканий на объекты залога при кредитовании юридических и физических лиц, а также разработать федеральную целевую программу поддержки кредитования субъектов малого предпринимательства и предприятий агропромышленного комплекса.

На основе анализа механизмов и процессов, оказывающих непосредственное воздействие на национальную экономическую безопасность необходимо выделить критические звенья во взаимодействии финансовых и хозяйственных механизмов, влияющие на экономическую ситуацию в стране. При этом в качестве основного критерия режима обеспечения экономической безопасности можно рассматривать условия воспроизводства. Исходя из этих условий, может быть введена система граничных индикаторов режима равновесного функционирования экономики.

Бескризисное функционирование реального сектора экономики с неизбежностью означает его ориентацию на расширенное воспроизводство, т. е. на выполнение двух необходимых условий сбалансированного функционирования и развития:

1) условия устойчивого простого воспроизводства производственных фондов в масштабах национального технологического контура;


загрузка...