Вера как феномен культуры (23.01.2012)

Автор: Ивановская Ольга Викторовна

Диссертант приходит к выводу, что основная система ценностей, которая утверждается всеми положительными религиями, в том числе и христианством, не меняется. Рождается не новая религия, а новая вера – иное отношение к миру, т. е. происходит смена мировоззренческих парадигм. Меняется сам человек, его взгляд на мир и на себя в этом мире в его устремленности к Целостности и гармонии.

В четвертом параграфе – «Факторы десекуляризации и формы религиозности в культуре постмодерна» – утверждается, что иррационально-духовное начало онтологично, сущностно для человека. Оно находит все новые формы своего проявления в стремительно меняющейся реальности. Исследуя изменение религиозности в постмодерных обществах, диссертант констатирует смещение смысловых акцентов современности от секульярного («профанного») мировидения в сторону оккультно-магического и мистико-эзотерического восприятия реальности. Кроме того, наблюдается смещение фокуса теперь уже самой религиозности с коллективных ритуальных практик на индивидуальные проблемы смысла эзотерических систем. «Религиозный Ренессанс» увязывается с модернизацией и урбанизацией, со сциентистской рационализацией современного общества, а также с виртуализацией культурного пространства современности, порождающей альтернативную креативно-ментальную реальность. Виртуальный хаос, может, согласно синергетике, «спровоцировать» рождение в этом плавильном тигле эклектики «альтернативных миров» нового уровня целостности. Следовательно, ситуация «множества миров», потрясшая человеческий дух в целом, – это попытка вернуться к хаосу как прелюдии нового типа порядка.

«Ощущение Вечности» и собственного бессмертия заложено в человеке как своеобразный инстинкт самосохранения. Такая «распятость» человека между конечным эмпирическим существованием и вожделением бессмертия вызывает к жизни религиозность и веру как устремленность к Вечности, артикулируемую в различных традиционных культурах по-разному. Существует большое количество классификаций религиозных систем, как и множество «путей к Богу». Однако диссертант утверждает, что есть лишь два способа духовного обновления, два исходных сущностных, экзистенциальных основания религиозных систем, сформировавшихся в истории, два типа мировосприятия, под общий знаменатель которых можно подвести все пестрое многообразие известных духовных традиций мира.

Все религии, по сути, могут быть разделены на апокалиптические (дуальные учения противопоставления – пророческая традиция религий Книги), для которых характерны монотеизм и моноцентризм, социо- и антропоцентризм; и апокатастасические (идея троичности и единства, а не дуальности и борьбы, – ведическая традиция), специфическими чертами которых являются циклически-целостное мировосприятие интуитивной направленности и космоцентризм. Они несут в себе две разные идеи – линейность времени и конечность истории и мира (эсхатологизм), с одной стороны, и цикличность, повторяемость, бесконечность и Целостность мироздания, с другой. Автор показывает, что фундаментальное различие ментальностей связано с радикально противоположным отношением к судьбам человека и мира, то есть со спецификой веры и религиозности. Таковы две фундаментальные цивилизационные парадигмы, связанные с двумя типами рациональности – восточной и западной.

Роль религии заключается в том, что она способна упорядочивать хаос векторов веры (их разнонаправленность), организовывать и направлять их в одно русло на общий Идеал, что придает силу и жизнеспособность национальной культуре. Осуществляемая сегодня крупномасштабная глобализация разрушает макрокосм культуры как единого поля ее устоявшихся традиционных смыслов и форм, в том числе институционализированных религиозных систем, что ведет к росту недоверия и отчуждения и, следовательно, к их неизбежному кризису и переосмыслению. Специфика современности заключается в дивергентности, разнонаправленности векторов веры, что связано со стихийностью и спонтанностью ненаправляемого никем и часто неосознанного выбора человеком ее объекта. Кризис института церкви доводит этот хаос «систем ориентации и поклонения» (разнонаправленность векторов веры) до его апогея. Но, согласно синергетике, из хаоса рождается новый порядок. Именно такие процессы переосмысления, очищения и сбрасывания старых отживших форм определяют сегодня дух эпохи, именно поэтому для духовных исканий современности характерны эклектика и синкретизм.

С уходом с исторической сцены тоталитарных режимов и идеологии философского монизма, довлевших в различных своих формах и проявлениях на протяжении многих веков, европейский мир, наконец, получил шанс нейтрализовать дихотомию Востока и Запада, противостояние апокалиптического и апокастасического мировосприятий. Сегодня рождается новое мироощущение. Налицо сближение мировоззренческих парадигм, чему можно найти массу свидетельств. Так, например, монизму и линейности противопоставляется многополярность ризомы, оккультно-магическое мировоззрение есть уход от атеизма и нигилизма, виртуальность западной культуры сближает ее с медитативными техниками Востока, синергетика во многом созвучна ведическому закону всеобщей эволюции и миропорядка Рита. Таким образом, у современного человека есть все предпосылки для перехода на новый уровень сложности в процессе самосовершенствования. Это внушает оптимизм и надежду на будущее. Недостает лишь духовной вертикали, той оси, которая придаст направленность разнонаправленным векторам индивидуальных поисков. Эта ось – и есть вера, способная интегрировать фрагментарность и разрозненность индивида, придавая цель и смысл человеческому существованию в его устремленности к Целостности и Вечности. Нельзя игнорировать и недооценивать эту имманентную способность нашей души к обновлению и совершенству. Специфика веры в пространстве современной культуры определяется тем, насколько она способна освободить человека и какова ее эмансипирующая сила.

Следовательно, смысловой пафос современной эпохи – тотальное духовное Воссоединение, о котором, так или иначе, говорят все религиозные учения, философские системы и научные концепции: Целостность – Холизм – Всеединство – Синхрония – Дао (Великий Предел – Тайцзы) – Нирвана – Общая теория систем. Однако это воссоединение – не следование стадному принципу массовой культуры и не экуменические тенденции к созданию «единой религии мира», вызванные глобализационными процессами, происходящими в экономике и политике, а устремленность по Вертикали в свободном поиске новых духовных смыслов, придающих отдельной человеческой жизни смысл и значимость.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные теоретические и практические выводы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:

Ивановская О. В. Гуманизирующая роль веры в развитии цивилизации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». №8 (42). – Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2009. (0,5 п. л.).

Ивановская О. В. Трансценденция против трансгрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. №1. – Пятигорск: Ин-т региональных проблем Российской государственности на Северном Кавказе, 2010. (1,3 п. л.).

Ивановская О. В. Социально-философские проблемы гуманизации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». № 1. – Москва, 2010. (0,5 п. л.).

Никонов К. М., Ивановская О. В. К вопросу о гуманизации личности: культурно-исторический, аксиологический и национально-этнический аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 «Философия. Социология и социальные технологии». № 1(11). – Волгоград, 2010. (0,7 п. л.).

Ивановская О. В. Феномен веры в структуре социальной реальности: мировоззренческий и футурологический аспекты // Философия социальных коммуникаций. № 2 (11). – Волгоград, 2010. (0,9 п. л.)

Ивановская О. В. Вера как экзистенциальное основание целостности личности // Философия социальных коммуникаций». № 2 (15). –Волгоград, 2011. (1,2 п. л.).

Ивановская О. В. Кризис и сакрализация идентичности в глобализующемся мире // Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 7 «Философия. Социология и социальные технологии». № 1(13). – Волгоград, 2011. (0,7 п. л.).

. (0,4 п. л.).

Ивановская О. В. Духовный кризис семьи как один из факторов дестабилизации культуры // Философия социальных коммуникаций. № 3 (16). – Волгоград, 2011. (1 п. л.).

Ивановская О. В. Место веры в духовной структуре личности // European Social Science Journal. № 5. – Рига-Москва, 2011. (0,7 п. л.).

Ивановская О. В. Религиозный ренессанс и поиск новой идентичности // Обсерватория культуры. № 4. – Москва, 2011. (0,7 п. л.).

Ивановская О. В. К вопросу о смысле религиозно-духовных исканий в социокультурном пространстве современности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». № 9 (63). – Волгоград, 2011. (1 п. л.).

Ивановская О. В. Вера как феномен сознания // Философия социальных коммуникаций. № 4 (17). – Волгоград, 2011. (1,5 п. л.).

Ивановская О. В. Неорелигиозные формы веры в культурном пространстве современности // European Social Science Journal. № 9. – Рига-Москва, 2011. (0,6 п. л.).

Ивановская О. В. Нужна ли вера человеку? // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. № 12 – Пятигорск: Ин-т региональных проблем Российской государственности на Северном Кавказе, 2011. (0,4 п. л.).

. (0,3 п. л.).

Монографии:

Ивановская О. В. Гуманизирующая роль веры в пространстве культуры. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. – 261 с. (16,3 п. л.).

Ивановская О. В. Гуманизирующий феномен веры в структуре социальной реальности (Глава IХ) // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Коллективная монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 22. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 470 с. (1 п. л.).

Ивановская О. В. К вопросу о перспективах духовного развития современной цивилизации (Глава Х) // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Коллективная монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 24. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 310 с. (1,1 п. л.).

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

Гомулов В. И., Ивановская О. В. Проблема интерпретации понятия «плюрализм» // Сб. материалов методологического семинара: Научная интеллигенция: роль и ответственность в современном мире. – Волгоград: Волгоградская правда, 1990. (0,2 п. л.).

Ивановская О. В. К вопросу о методологических принципах курса «История и теория религии и свободомыслия» // Сб. материалов научно-практической конференции: Духовное обновление общества. – Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1992. – Ч. 2. (0,1 п. л.).

Ивановская О. В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов // Сб. материалов Российской школы молодых ученых: Научный поиск в педагогике. – Волгоград: Перемена, 1995. (0,3 п. л.).

Ивановская О. В. Вера как способ духовного освоения действительности // Международный сб. научных сообщений: Национальное своеобразие культур и литератур. – Измаил: Измаильск. гос. пед. ин-т, 1995. (0,1 п. л.).

Ивановская О. В. Вера в системе ценностных ориентаций личности // Сб. материалов Поволжской научной конференции: Цивилизация, культура, человек на рубеже ХХI века. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995. (0,1 п. л.).

Ивановская О. В., Чистоходова Н. А. О духовном мире и смысле жизни человека // Сб. научных статей: История и современные проблемы общества и человека. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена»,1995. (0,4 п. л.).

Ивановская О. В. Духовное производство как социально- исторический феномен // Материалы Всероссийской научной конференции: Русская идея: исторический смысл и современное значение. – Хабаровск: Хабаровский гос. пед. ун-т, 1995. – Ч. 1. (0,1 п. л.).

Ивановская О. В. Вера в контексте образовательных ценностей. Результаты психолого-педагогических исследований: депонир. статья // Реферативный сборник рукописей по образованию и педагогике. – М.: ИТОП РАО, 1996. – Вып I. – №38-96. (0,5 п. л.).

Ивановская О. В. О механизмах актуализации духовного потенциала личности // Сб. материалов учебно-практической конференции: Формирование личности в процессе обучения и воспитания. – Волгоград: ВКПК, 1998. (0,1 п. л.).


загрузка...