Управление развитием инновационной системы региона: теория и методология (23.01.2012)

Автор: Горюнова Любовь Аникеевна

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Развиты и дополнены теоретические положения, раскрывающие структуру инновационной системы региона, сущность основных ее элементов. Изучение существующих подходов к понятию «регион» и «региональная инновационная система» показало необходимость пространственного разреза исследования, обусловленное наличием существенной дифференциации российских регионов. В современных теориях регион рассматривается как система – носитель определенных экономических отношений, что предполагает их выделение в соответствии со спецификой и факторами его развития. В работе выявлено, что инновационное развитие региона в большей степени зависит от нематериальных факторов производства. И конкретный вектор инновационного развития, отрасль науки, инновационное производство напрямую связаны с региональной спецификой. Это положение предопределяет выбор системы управления инновационным развитием региона.

Исследования выявили, что региональная инновационная система представляет собой модель национальной системы на мезоуровне, ограниченную рамками конкретного региона, что позволило использовать в работе термин «инновационная система региона». Иными словами, внутренняя граница системы – границы территориального образования, внешняя – инновационное пространство, представляющее собой совокупность регионов, располагающих научно-инновационным потенциалом и вступающих в экономические отношения по поводу производства научной и инновационной продукции. Целесообразность использования системного подхода обусловлена возможностью определения состава, структуры элементов системы, необходимостью выявления процессов взаимодействия с системами более высокого порядка, т.е. инновационную систему региона можно структурировать по объектам, элементам, связям.

Систематизация исследований ведущих специалистов в данной области позволила автору предложить в работе следующее определение: «Инновационная система региона (ИСР) – совокупность взаимосвязанных подсистем, располагающих необходимыми инновационными ресурсами, объединенных интеграционными внутренними и внешними связями для обеспечения эффективного прохождения идей, знаний до конкретной реализации инновации исходя из интересов региона (общества)». В данное определение включены системообразующие принципы, такие как целостность и результат функционирования и развития системы, основа ее функционирования, функциональные взаимосвязи элементов системы и окружающей среды, целевая направленность.

В работе обосновано, что в определенный момент инновационную систему региона можно рассматривать как саморегулирующуюся систему, так как уровень ее развития определяется способностью адаптироваться к изменениям внешних и внутренних условий, ее открытостью по отношению к окружающей среде. Процесс саморегулирования рассматривается с двух сторон: упорядочивание со стороны государства и самоорганизация самих субъектов системы, т.е. долевое соотношение внешнего государственного управления, внутреннего регионального управления и рыночной доли определяет уровень ее саморегулирования. При этом качественные изменения (развитие) системы возможны только при условии ее открытости, что связано с формированием новых целей и структурных изменений в ней.

В работе ИСР рассматривается, с одной стороны как подсистема национальной инновационной и социально-экономической систем и, с другой стороны, как локальная система с ее структурным содержанием (элементами). Как подсистема, она является организационно связанным элементом и, в свою очередь, также состоит из подсистем. Нами выделены: научно-образовательная, производственно-инновационная, инфраструктурная подсистемы, подсистема регулирования инновационной системы региона, функционирующие и развивающиеся в определенной технологической среде. Обосновано, что принципами выделения подсистем являются относительная однородность выполняемых функций, их назначение в процессе создания инноваций, ресурсно-воспроизводственная сопряженность элементов подсистем, существующий механизм и основные источники финансирования. В инновационном процессе научно-образовательная подсистема выполняет ресурсно-воспроизводственную функцию. Производственно-инновационная подсистема, выполняющая производственную функцию, содержит новые высокоэффективные технологии и наукоемкие высокотехнологичные производства. Результатом деятельности субъектов данной подсистемы является продукция со значительной добавленной стоимостью, высокой долей внутренних текущих затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме продукции. Инфраструктурная подсистема обеспечивает необходимые условия для воплощения новых знаний в конкретные инновации и доведения их до конечного потребителя. Регулирование функционирования и развития системы осуществляют организации, чья деятельность направлена на управление научно-инновационной деятельностью субъектов региональной экономики. Технологическая среда является связующим звеном взаимодействия подсистем и социально-экономической системы в целом.

Локальная система представлена внутренним содержанием структурных элементов. Концептуально научно-инновационная структура системы базируется на изучении ресурсов во взаимосвязи с результатами их использования. Данная структура определена на основе ресурсно-воспроизводственного, институционального, функционального подходов. Так, ресурсно-воспроизводственный подход основывается на взаимосвязанном процессе воспроизводства инновационного ресурса, который представлен в виде:

– инвестиционно-финансовый ресурс f -го вида; t-й период времени.

Ключевым фактором в работе является оценка структуры инновационного ресурса. В современных условиях на качество инновационного развития накладываются проблемы диспропорции, причем структурного порядка, так как российские регионы существенно различаются по его наличию и использованию, преумноженному социально-экономическими условиями. Это приводит к увеличению (уменьшению) асимметрии их развития. Например, расчеты показали, что две трети регионов Сибирского федерального округа имеют отрицательные значения асимметрии в уровнях инновационного развития.

В рамках институционального подхода инновационная система региона в работе рассматривается как совокупность различных организаций и институтов, объединенных определенными «правилами игры», отношениями и связями с целью воспроизводства инновационного ресурса. Несмотря на проводимую в России политику создания различных институтов инновационного развития, ряд регионов сталкивается с определенными трудностями, прежде всего, объективного характера. С точки зрения функционального подхода исследуется многомерная классификация по назначению структурных единиц региональной экономики.

Исследование результативного признака (элемента) системы «инновация» показало, что она рассматривается с позиции процессных явлений и объектно-ориентированных новаций. В работе обосновано использование объектно-ориентированного подхода. Такое понимание сущности приводит к проблеме, что считать результатом взаимодействия субъектов инновационной системы региона. Особенности и инновационные возможности региона накладывают ограничения на ту или иную составляющую инновационного цикла. Кроме того, изменения в инновационной системе региона происходят со сдвигом во времени, причем их скорость и длина волны зависят от технологической базы региональной экономики, ресурсов и условий развития. В регионах, где изменения происходят более спонтанно, представляется целесообразным нахождение направлений создания конкретного вида инноваций. В работе предложена классификация инноваций (табл.1).

Результат функционирования и развития системы зависит от деятельности контрагентов на рынке инноваций и от эффективности объединения ресурсов системы. Систематизация ряда работ позволила выделить три подхода к исследованию сущности «инновационная деятельность»: как явление в целом; как процесс совокупных усилий субъектов экономики; как внутренняя структура инновационного цикла (процесса). В контексте первого подхода инновационная деятельность представляет собой развивающееся во времени процессное явление получения и накопления новых знаний, на основе которых создаются, совершенствуются элементы инновационной и социально-экономической систем с выходом на конечный результат. При втором подходе инновационная деятельность рассматривается как процесс создания, а в некоторых случаях и отождествления с различными и разнообразными продуктами. В этом случае результативное свойство процесса является доминирующим. Теория и методология исследования предполагают решение частных и общих вопросов, выявление структурных и функциональных составляющих и их взаимосвязи, что раскрывается при использовании третьего подхода. При данном подходе инновационная деятельность рассматривается как внутренняя структура инновационного процесса с присущими горизонтальными и вертикальными связями между элементами процесса, взаимодействием между разными уровнями управления инновационным циклом.

Таблица1– Классификация инноваций

№ Признак классификации Типы инновации

1. Пространственное размещение – инновации, созданные в рамках инновационной системы региона;

– инновации, созданные в рамках межрегионального сотрудничества экономических субъектов;

–инновации, полученные из других региональных инновационных систем по различным источникам.

2. Степень влияния на уровень научно-инновационного развития процессные инновации, связанные с повышением:

– уровня высокотехнологичности социально-экономической системы;

– наукоемкости технологической базы;

– ростом уровня инновативности социально-экономической среды региона.

3. Способ восполнения инновационного ресурса – инновации, направленные на воспроизводство инновационного ресурса;

– инновации, связанные с замещением инновационного ресурса.

Данное исследование позволило сформулировать расширенное понятие «инновационная деятельность», определяя ее как «научно-инновационную деятельность», которая представляет собой процесс взаимодействия институциональных контрагентов, направленных на поиск и создание новых знаний, их воплощение в инновационный продукт и доведения его до конечного потребителя.

2. Предложена методика диагностики и классификации (типологизации) региональных инновационных систем. Мировой опыт показывает, что отражение приоритетов регионального инновационного развития основывается на диагностике региональных проблем, требований социально-экономических стратегий. Это обусловливает необходимость системного описания и диагностики научно-инновационного развития регионов. Прежде всего должны учитываться особенности их типов, выделяемых с учетом различных условий. Усиление интереса к данной проблеме проявляется в разнообразии созданных типологий. Вместе с тем нынешняя изученность проблемы недостаточна. Предлагаемая методика базируется на системном комплексном подходе, который дает возможность интегрировать в единую систему совокупность показателей, характеризующих научно-инновационное и социально-экономическое развитие региона и классифицировать объекты исследования в совокупности, обладающие общим признаком. В отличие от существующих методик предлагаем выделение типов региональных инновационных систем исходя из классификации научно-образовательной и производственно-инновационной подсистем.

Предложенный алгоритм включает несколько этапов (рис. 1).

Рисунок 1– Алгоритм типологизации региональных инновационных систем

Для классификации региональных инновационных систем в работе предложено использовать относительные показатели, которые классифицированы по группам:

относительные показатели структуры;

относительные показатели интенсивности (относительные показатели уровня);

интегральный показатель развития системы

Методика предусматривает поэтапную (итеративную) классификацию с использованием традиционных приемов группировки и многомерной классификации. В работе обоснованы типологические признаки распределения на основе показателей научно-инновационного и социально-экономического развития. В качестве основных предлагаются соотношение доли инновационной продукции и доли затрат на технологические инновации, соответствие структуры внутренних текущих затрат, изменение уровня асимметрии инновационного развития, степень проявления совокупных факторов научно-инновационного развития.

3. Проведена диагностика и типологизация регионов СФО и выявлены тенденции инновационного развития на примере Республики Бурятия как региона с низким уровнем инновационного развития. Диагностика, на примере Сибирского федерального округа (СФО), выявила разнородность и существенные различия в научно-инновационном развитии регионов. По составу СФО имеет 1/3 регионов с низким уровнем инновационного развития. Комбинационная группировка показала определенное несоответствие в уровнях затрат и полученных результатах инновационной деятельности. т.е. крайне низкую отдачу инновационного ресурса в ряде регионов. Для оценки глубины пространственных различий проведен анализ по показателю асимметрии (табл. 2). В результате данного анализа выявлено, что 2/3 регионов имеют отрицательное значение. Данный факт говорит как о низком уровне инновационного развития, так и о неполном использовании имеющегося инновационного потенциала. Кроме этого, регионы СФО характеризуются различными темпами изменений. На основе расчета тесноты связи между рейтингами регионов СФО выявлено, что регионы имеют достаточно устойчивый характер и существующая трансформация не привела в целом к значительным изменениям пространственных различий регионов СФО.

Таблица 2 –Показатели асимметрии регионов СФО по объему инновационной продукции

Регионы СФО Годы Прирост удельных весов

2006 2007 2008 2009 06/07 07/08 09/08

Разница уд. весов расчетных индикаторов

Республика Алтай -0,360 -0,506 -0,448 -0,586 -0,146 0,058 -0,138

Республика Бурятия -0,992 -0,466 2,667 -0,756 0,526 3,133 -3,423

Республика Тыва -0,62 -0,653 -0,699 -0,714 -0,033 -0,05 -0,015


загрузка...