Методология разработки систем поддержки принятия решений в особо сложных информационных условиях критически важных объектов (23.01.2012)

Автор: Евграфов Павел Михайлович

Согласно классификации по уровню пользователя (Haettenschwiler), предлагаемую СППР ОСИУ следует отнести к пассивным СППР, поскольку она помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Согласно классификации по концептуальному уровню (Power), СППР ОСИУ содержит признаки всех классов СППР: управляемые данными; документами (манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах); знаниями; моделями (имитационные и иные модели предметной области) и управляемых сообщениями (групповая СППР).

В главе 5 в рамках теоретических основ построения СППР ОСИУ описываются конкретные структуры СППР пожарной охраны и СППР сотрудников объектов при пожарах на объектах.

Информационное наполнение систем сотрудников объектов и пожарных, определяющее сущность ППР, при общей сходности решаемых задач, значительно различается друг от друга по причинам: разницы профессиональной подготовки (в том числе, и психологической); различия фаз пожаров, в течение которых действуют сотрудники объектов (начальный этап развития пожара) и пожарные (развившийся пожар); разницей экипировки и вооружения; степенью наработки учебно-методических и практических рекомендаций технического и организационного характеров; степенью и качеством правового обеспечения действий при пожаре.

Для пожарных наработано множество фактической информации чёткого характера в виде справочных данных, традиционно используемой пожарной охраной в боевом планировании, и которые следует поместить в ИБПО пожарных. Всё же, многие ошибки пожарной охраны носят типичный характер. Помещение информации о них в ИБПО поможет уменьшить число ошибок.

Фактическая информация для пожарных лишь в очень малой степени может быть использована сотрудниками объектов при планировании своих решений на пожаре, а своей учебно-методической базы, системно подходящей к проблеме, на сегодня не существует. Нами разработан учебно-методический материал, направленный на оказание эффективной ППР сотрудникам объектов с массовым пребыванием людей при пожарах. Необходимо отметить, что многие из вопросов, поднятых в этом материале, нуждаются в дальнейшем изучении и дополнительном решении. На Рисунке 7 представлена структура чёткой и нечёткой информации ИБПО сотрудников объектов.

Правильная чёткая информация

1. Опасные факторы пожара и их действие на людей

2. Оценки динамики распространения опасных факторов пожара в начальной его стадии

3. Инженерные оценки сил и средств для тушения пожара заданной площади

4. Значимость действий организации на начальной стадии пожара

5. Тактико-технические данные противопожарного водопровода и огнетушителей, правила их применения

6. Нормированные мероприятия на пожаре и их смысл (сообщение о пожаре, оповещение людей о пожаре, отключение электроэнергии, тушение, эвакуация и др.)

Чёткая информация о неправильных действиях

1. Отсутствие встречи пожарной охраны

2. Неинформирование пожарной охраны о ситуации, наличии опасных веществ и материалов, людей на объекте

Нечёткая информация

1. Порядок мероприятий на пожаре

2. Условия проведения и реализация мероприятий на пожаре: сообщения о пожаре, оповещения людей о пожаре, включения системы пожаротушения, отключения электроэнергии, выключения оборудования, эвакуации, тушения пожара, обеспечения соблюдения требований безопасности при тушении

3. Критерии определения степени опасности на пожаре по продуктам сгорания и температуре

Рисунок 7. Структура чёткой и нечёткой информации ИБПО сотрудников объектов

Учёт психологического фактора с помощью ИБПО сотрудников объектов осуществляется за счёт повышения информированности (поскольку частью психологической устойчивости является информационная готовность), а также за счёт информации, непосредственно влияющей на психологическое отношение сотрудников объекта к значимости их действий при пожаре и возможных последствий в результате неверных действий или бездействия (правовых, материальных, моральных), как в отношении лично себя, так и других лиц. Имеется немало материалов (в том числе и видеоматериалов), способных оказать сильнейшее психологическое воздействие с целью усиления личной мотивации к решению проблемы ведения эффективных действий на пожаре. Пожарные высоко мотивированы на выполнение своих профессиональных обязанностей, поэтому такая информация не включается в их ИБПО.

Нами отмечено одиннадцать проблем, связанных с негативным психологическим или психофизиологическим поведением людей на пожаре (Рисунок 8). По одним из них мы даём частично известные рекомендации организационно-технического характера, по другим нужна большая дополнительная работа для получения таких рекомендаций.

1 Забывание даже простых знаний в условиях стресса

2 Отсутствие реакции на первичные признаки пожара

3 Неспособность принятия сложных многоэтапных решений в условиях стресса

4 Необходимость управления в местах массового скопления людей с помощью сообщений по громкоговорящей связи и дестабилизирующее влияние сообщения о пожаре

5 Отключение электроэнергии – трудности с ориентацией и возможность паники

6 Доведению сообщения до каждого человека мешает «барьер внимания»

7 Низкая эффективность систем управления эвакуации (светящиеся знаки)

8 Невыполнение по разным причинам предписаний администрации об оставлении помещений

9 Возвращение людей в горящее здание

10 Различные отрицательные модели поведения людей в ходе эвакуации (например, паника с созданием пробок, правонарушения)

11 Различия в поведении людей в зависимости от их возраста, пола, профессии

12 Организация эвакуации в детских учреждениях и особенности женской и детской психики

Рисунок 8. Структура раздела о психофизиологии поведения и принятия решений при пожаре в ИБПО (белый фон – только для сотрудников объектов)

БРТЗ для сотрудников обучает их основным принципам организации действий при пожарах, имеет в своём составе 15 отдельных заданий нарастающей сложности от проверки знаний своих обязанностей при пожаре, особенностей применения технических средств обеспечения пожарной безопасности, разнообразных типичных ситуаций, до двух относительно несложных деловых игр (Рисунок 9).

Задания сопровождаются наглядной фото информацией. Имеются комментарии к решению. В заданиях БРТЗ условия возникновения и развития пожара подобраны так, чтобы показать, что при различии этих условий набор и последовательность проводимых мероприятий, привлекаемых сил и средств, также различны.

Задания БРТЗ сотрудников объектов для пожарных не нужны. Проблема пожарных заключается в неумении системно и творчески применять имеющиеся у них знания.

1 Обязанности организаций во время пожара

2 Действия при обнаружении первичных признаков пожара (дыма)


загрузка...