Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге (23.01.2012)

Автор: Блинова Елена Константиновна

УДК 72.014

72.03 (470.2)

159.937.2(2)

Блинова Елена Константиновна

Художественные принципы становления и развития

архитектурного ордера в Санкт-Петербурге

Специальность: 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное

искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора искусствоведения

Санкт-Петербург

Диссертация выполнена на кафедре художественного образования и музейной педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Пётр Александрович КУДИН

Научный консультант:

доктор искусствоведения, профессор

Официальные оппоненты: Александр Вячеславович СВЕШНИКОВ

доктор искусствоведения, профессор

Виктор Георгиевич ВЛАСОВ

доктор искусствоведения, доцент

Лариса Викторовна НИКИФОРОВА

доктор культурологии, профессор

Ведущее учреждение: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица

Защита состоится « 28 » марта 2012 года в часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.11 Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, дом 48, корп. 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им.А.И.Герцена, по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп.5.

Автореферат разослан «…….» февраля 2012 года

Учёный секретарь

кандидат искусствоведения, доцент М.В.Кузмичёва

Общая характеристика работы

Санкт-Петербург – поистине огромный архитектурно-ландшафтный комплекс. Формирование пространственной системы Петербурга как агломерации постоянно сопровождалось организацией образных связей, часто остающихся скрытыми от беглого взгляда. В течение более 250 лет в процессе создания художественного образа городских комплексов, отдельных зданий и их интерьеров, а это несколько тысяч композиций, ордерная система выступала лейтмотивом архитектурного единства. Чтобы проектируемая ордерная архитектура гармонически встраивалась в уже существующую или формирующуюся на конкретном историческом этапе часть городской структуры, архитекторы соответственным образом или поддерживали, или видоизменяли классические характеристики ордера. В нашем исследовании градостроительная структура города, развивавшаяся на основе ордерного метода, интерпретируется как семантическое пространство, то есть определяется через отношение зрителя; градостроительный комплекс Петербурга рассмотрен не только как ансамбль сооружений, но и как ансамбль образов.

Актуальность исследования

Многие сооружения Петербурга и его пригородов, жестоко разрушенные в годы Великой Отечественной войны, были восстановлены в ходе масштабных реставрационных работ. Петербургская агломерация, её исторический центр и дворцово-парковые ансамбли пригородов, включена в список Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Несмотря на это постоянно возникают угрозы нарушения ансамблевой целостности Петербурга. Разработки генеральных планов развития города, планов реконструкции и развития зон, входящих в историческую застройку, не сопровождаются программными предложениями, в которых новое строительство системно увязывалось бы с историко-художественным контекстом, что ведёт к разрушению исторической ткани города. Сегодня, в момент острейшего противоречия между требованиями охраны архитектурного наследия Петербурга и прагматическими запросами строительной индустрии сохранение исторической архитектурной среды не должно сводиться только к охране отдельных выдающихся памятников, к охране, понимаемой только как защита от разрушения материальных объектов. Охраняться, оберегаться должна неповторимая образность города.

Для того чтобы противостоять возникающим угрозам и сохранить неповторимую чистоту образного строя Петербурга, необходимо проводить исследования, направленные на оценку семантических значений архитектурно-ландшафтного комплекса, в связи с чем на первый план выходят проблемы восприятия ордерной архитектуры, доминирующей в исторической городской среде.

Состояние и степень научной разработанности проблемы

Утверждение, что Санкт-Петербург – крупный архитектурный ансамбль, часто носит ассерторический характер. Если доказательства и предъявляются, то эти доказательства локализованы в зоне одной избранной проблемы – или стиля, или творческого метода, или градостроительной деятельности.

В петербурговедении существует ряд работ, в которых обобщается архитектурная история города. Развитие пространственно-планировочных решений освещается в уникальном фолианте «Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор развития города», изданном в блокадном 1943 году; градостроительное развитие петербургской агломерации исследуется в работах Т.Ф.Саваренской, С.В.Семенцова; стилевая эволюция – в работах Б.Р.Виппера, Н.Ф.Гуляницкого, Н.И.Брунова, В.Г.Лисовского, А.Л.Пунина, Б.М.Кирикова; ансамблевая структура – в работах Д.Е.Аркина, В.И Пилявского, Г.Е.Русанова; проблемы образа города раскрыты в работах М.И.Пыляева, Н.П.Анциферова, Г.К.Лукомского, Н.Н.Врангеля, А.Н.Бенуа, П.П.Вейнера, В.Я.Курбатова, П.Н.Столпянского, Ю.И.Курбатова, З.С.Каганова; преемственность в творческих подходах к архитектуре разных поколений зодчих – в книгах И.Э.Грабаря, В.Г.Исаченко, Л.П.Лаврова; также архитектурно-художественная преемственность представлена в коллективной трёхтомной монографии «Зодчии Санкт-Петербурга (XVIII, XIX, XX вв.)». В.Г.Лисовский в своих книгах «Архитектура Петербурга. Три века истории» (2004) и «Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Классический город» (2009) представляет северную столицу как шедевр целостной пространственной организации.

Ордерная архитектура, её композиции во всех этих работах занимают одно из центральных мест, но никогда ордер не рассматривался как системообразующий фактор градостроительного ансамбля.

Поиск причин ощущения образного единства, идеальности архитектуры Петербурга, создававшейся на различных этапах стилевого развития, не прекращается и сегодня. «Благородным городом» назвал Петербург Дж.Фостер – один из крупнейших архитекторов современности. Основой совершенства Петербурга, его классицистической целостности является ордер как архитектурно-художественная система.

Описание семантических значений ордерного ансамбля основано на исследовании ордера как универсальной архитектурно-художественной системы, на установлении ордерных идей и выявлении приёмов организации связей сооружений ордерной архитектуры в градостроительной среде, на выявлении особенностей развития ордерных композиций в отдельных случаях.

Однако до сих пор не существует комплексной методики описания и оценки образной целостности градостроительной структуры, семантического архитектурного пространства (САП) ансамбля Петербурга. Методы, основанные на приёмах стилевого анализа, в котором ансамбль рассматривается как стилистически-композиционное единство, в данном случае не могут дать удовлетворительных результатов, так как применимы только в определённых границах архитектурных эпох. Стилевые дефиниции расслаивают архитектурное единство градостроительного ансамбля города по хронологическому признаку. Поэтому актуальной остаётся цель – создание методики описания САП на основе композиционного анализа соподчинения элементов, в том числе и стилистически разнородных.


загрузка...