Проектирование модели творческой деятельности в процессе подготовки специалистов высших учебных заведений физической культуры и спорта (22.12.2008)

Автор: Воробьева Елена Владимировна

взгляд

потребность

креативность

автономность

спонтанность

самопонимание

аутосимпатия

контактность

гибкость

Рис.13 Результаты диагностики самоактулизации личности

В процессе защиты выпускных квалификационных работ, которые отражали взаимосвязь обучения и развития творческого компонента деятельности, выявлено, что в экспериментальных группах качество успеваемости значительно выше, чем в контрольной на 35-40 % (при p < 0,001).

Полученные результаты исследования свидетельствуют, что разработанная нами модель педагогического процесса, включающая цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин, способствует формированию процессов воображения и творческого мышления при осуществлении профессиональной деятельности будущими специалистами сферы физической культуры и спорта.

Полученные в ходе выполненного исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:

Логико-содержательный анализ научно-теоретического и фактического материала свидетельствует, что для эффективного развития творческих способностей (в частности, воображения) и формирования на этой основе творческого профессионального мышления и личности в целом, необходимо создать условия для активного саморазвития индивида в процессе самореализации в ведущей для него предметно-преобразовательной познавательной деятельности творческого характера.

Разработан новый метод активного обучения – исследовательско-эвристическая игра, структура и содержание которой, опирается на следующие принципы: целостность имитации профессиональной деятельности, ее условий и ситуаций; предметность содержания профессиональной деятельности, которая определяет ее специфику, потребности, мотивы, задачи, действия и операции; проблемность игрового обучения; рефлексия на различные учебно-игровые воздействия; направленность игрового обучения на развитие сознания и личности профессиональных кадров, а также формирование у них новых способов профессиональной деятельности.

Выявлены психолого-педагогические особенности исследовательско-эвристической игры: направленность на самоорганизацию новых способов профессиональной деятельности и мышления; целевая направленность на активизацию эвристических процессов, продуктивного воображения, профессиональной фантазии; обеспечение ведущего типа деятельности от академического обучения к формированию личности специалиста в процессе профессиональной деятельности; поисково-исследовательская направленность на объект игрового моделирования; развитие элементов и навыков коллективного мышления, взаимодействия и профессиональной коммуникации; осуществление мыслительного эксперимента с целью полноценной ориентации в профессиональной сфере, разрушение монопредметных стереотипов и подходов в осмыслении и решении проблем; схематизация посредством символо-знакового отображения вербальной коммуникации и другой игровой информации; направленная ротация игровой позиции, активизация знаний и получения новой информации; целенаправленное развитие когнитивного диссонанса и формирование умений его преодоления; формирование потребности и мотивации к познанию и изучению профессиональной действительности.

На основе исследований В.В. Давыдова, А.К. Марковой по построению общей теории задач, была разработана модель формирования творческого мышления и воображения специалистов в области физической культуры и спорта посредством учебных задач, включающая в себя компоненты творческой деятельности: когнитивно–мотивационный, содержательный, операциональный; этапы развития творческого мышления, воображения реализуемые, через структуру и содержание логически взаимосвязанных учебных задач (информационно–теоретических, операциональных, конструктивных, моделирующих), а также педагогические условия их реализации.

Педагогическими условиями реализации модели формирования творческого мышления и воображения специалиста в области физической культуры и спорта посредствам учебных задач являются: учет особенностей развития компонентов творческого мышления и продуктивного воображения; построение учебных задач с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных интересов студентов; акцентуализация профессорско-преподавательского состава на использование учебных задач, как средства развития творчества и продуктивного воображения профессиональной деятельности; создание эмоционально благоприятной атмосферы на занятии.

Педагогический процесс по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин строится с учетом модульно – целевого подхода к обучению, представляющего собой иерархическую систему модулей различного назначения: модульно-компьютерное, модульно-проблемное, модульно-блочное, модульно-проективное обучение, состоящие из учебной цели; собственно-учебного материала; форм организации учебного процесса; методического руководства к действию; технологии контроля знаний, умений и навыков; временного алгоритма и последовательности прохождения учебного материала; аппаратурного обеспечения.

Теоретико-практическое исследование позволило создать модель учебной деятельности, включающей цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин, направленной на активизацию и развитие процессов творческого мышления и воображения будущего специалиста в области физической культуры и спорта, определить ее компоненты и наполнить их содержанием. Основными ее составляющими являются:

- технологии модульно-целевого подхода (модульно-компьютерное, модульно-проблемное, модульно-блочное, модульно-проективное обучение);

модель исследовательско – эвристических игр;

модель формирования творческого мышления и воображения посредством учебных задач.

Базовую основу модели составляет технологическая карта, в которой отражены, как содержательные, так и процессуальные компоненты учебного процесса.

8. Результаты внедрения исследовательско – эвристических игр в учебную деятельность подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта свидетельствуют о следующем:

при проведении исследовательско - эвристических игр в учебно-познавательный процесс активно включается 90-95 % участников игры;

коллективное взаимодействие, взаимопонимание, коммуникации, критика, экспериментирование, проблематизирование и оценка, являясь важнейшими формами организации исследовательско - эвристических игр, исключают со стороны участников несодержательные конфликты и противоречия;

важнейшее место в игре занимает диалог между студентами и преподавателем (организаторами);

активное включение участников игры в процессы многопланового содержательного анализа профессиональных проблем, на основе рефлексии, дают ощутимые результаты при индивидуальном овладении ими средствами мыслительного анализа, а также создает условия для становления у них способности к самоизменению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Организационное единство теоретико-методологических оснований со специфическими психолого-педагогическими особенностями исследовательско - эвристических игр создают условия для целенаправленной активизации и оптимизации эвристических процессов, воображения и фантазии при формировании новых способов профессиональной деятельности.

Проверка технологической модели применения учебных задач при формировании творческого мышления и воображения позволяет говорить о высокой эффективности использования в педагогическом процессе «учебных задач». Успешность освоения знаний и интеллектуальных умений методической деятельности различного порядка в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Особенно это прослеживается на втором, третьем и четвертом уровнях. Получены достоверные различия средних показателей: на первом уровне - р < 0,05, на втором, третьем и четвертом уровнях при р < 0,001. Установлено наличие корреляционной зависимости между применяемыми типами учебных задач и их решением с уровнями освоения знаний, умений и навыков, что позволяет сделать вывод о значимой связи (r = 0,45 - 0,57) между умением решать учебные задачи и ростом общего уровня формирования творческой деятельности студентов с вероятностью 95%, что достаточно для психолого-педагогических исследований.

10. Опытная проверка технологий модульно-целевого подхода к обучению, при сравнении с традиционной, показало их преимущество: модульно-компьютерное обучение обеспечивает качественное освоение на уровне знаний V = 248 (при р < 0,01) и умений стандартной деятельности V = 301 при (р < 0,05), это связано с тем что данная технология ставит студентов перед необходимостью самостоятельно формировать знания и умения; при модульно-блочном обучении объём и качество ЗУН в экспериментальной группе значительно повысились на первом, втором и третьем уровне, получены достоверные различия на первом уровне (при р < 0,01); на втором, третьем уровнях (при р < 0,05); проверка технологии модульно-проблемного и модульно-проективного обучения позволяет говорить о высокой её эффективности на всех уровнях обучения (объём и качество ЗУН свыше 90 %). Введение в учебный процесс заданий проблемного характера, также по разработке и созданию проектов связанных с профессиональной деятельностью позволило вывести студентов на четвертом уровне на более высокие показатели, это связано с тем, что данные технологии позволяют последовательно переводить знания в умения стандартной, а затем и творческой деятельности.

11. Разработанную и апробированную в формирующем эксперименте модель учебной деятельности по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин с использованием технологий модульно-целевого подхода, исследовательско-эвристических игр, учебных задач, можно считать эффективной по оценке значимых различий между показателями контрольной и экспериментальной группами. Эти данные подтверждаются результатами междисциплинарного экзамена и защиты выпускных квалификационных работ, где средний балл составил в экспериментальной группе 4,5, качество успеваемости 96,8 %, а в контрольной - 3,9 балла, качество успеваемости - 67% (достоверная значимость по критерию Фишера составляет р < 0,001). Таким образом, авторскую технологию модульно-целевого подхода построения учебной деятельности студентов вузов физической культуры и спорта с полным основанием можно рекомендовать для построения современного эффективного учебного процесса.

12. Разработанная модель учебной деятельности положительно влияет на формирование процессов воображения и творческого мышления, что подтверждается результатами наблюдений за эмпирическими признаками творческих способностей в процессе исследовательско - эвристических игр (при р < 0,001). По результатам модифицированного и адаптированного варианта тестов Ф. Вильямса и П. Торренса следует отметить, что различия результатов по структурным факторам статистически значимы, кроме беглости (при р< 0,05), по опроснику личностных характеристик различия статистически значимы (при р< 0,01), по оценке самоактуализации, студенты экспериментальной группы проявляют наиболее высокий уровень в стремлении к познанию, творчеству. Студенты экспериментальной группы автономны, уверены в своих силах, имеют навыки эффективного общения, более способны к самораскрытию, чем студенты контрольной группы, что положительно влияет на осуществление профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.

13. Разработанная модель учебной деятельности позволяет несколько по иному взглянуть на деятельность преподавателя и студентов и выявить их характерные особенности:

деятельность преподавателя приобретает нетрадиционные функции целеполагания и проектирования процесса обучения. Главными факторами выступают цель, образ результата и проект. Проект актуализирует, мобилизует и форсирует имеющиеся способности преподавателя и формирует новые, в соответствии с функциями, которые предполагают выполнение проекта;

деятельность студента выводится на уровень активной, творческой личности субъекта деятельности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей - самоактуализации. Процесс учения приобретает характер поисковой, исследовательской деятельности, превращается из «школы памяти» в «школу познания».

Список трудов опубликованных по теме диссертации

Монография

Воробьева, Е.В. Формирование творчества и воображения специалистов в области физической культуры и спорта через учебные задачи и исследовательско-эвристические игры / Е.В. Воробьева – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2007. – 134 с.


загрузка...