Проектирование модели творческой деятельности в процессе подготовки специалистов высших учебных заведений физической культуры и спорта (22.12.2008)

Автор: Воробьева Елена Владимировна

В зависимости от типа учебного материала, лекции студентам читались с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и проблемного методов или их сочетаний. На первом курсе в основном использовался 1-й уровень проблемного чтения лекций, а на втором курсе – 2-й уровень.

Рис.4 Модель по освоению техники спортивного способа плавания при модульно проблемном обучении

Практические занятия по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта» были направлены на доведение процесса освоения техники двигательного действия (ТДД) до необходимой степени надежности, экономичности. В процессе данных занятий основной акцент делался на формирование двигательного навыка через мыслительно-познавательную деятельность (рис.4).

На методических занятиях, при работе на компьютерах, студенты прорабатывали новый учебный материал (обучающие программы). При проведении занятий по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта» использовались методико-практические занятия, где студентам предлагались задания проблемного характера по конструированию техники двигательного действия с применением различных средств, методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Семинарские занятия, как правило, были направлены на решение задач обучения по приобретению умственных методических умений и навыков стандартной и творческой деятельности. При этом упор делался на предметный и социальный контексты деятельности.

Рис. 5 Качественный уровень освоения знаний, умений и навыков при модульно-проблемном обучении

Анализ качественного освоения знаний, умений и навыков показывает, что модульно-проблемное обучение решает задачи не только формирования знаний, но и

способствует формированию методических умений первого, второго и частично третьего порядка (рис. 5).

Прежде всего необходимо отметить достоверно лучшие показатели на всех уровнях в экспериментальной группе (табл. 3).

На третьем уровне в экспериментальной группе показатели достаточно высокие по сравнению с контрольной группой, и можно говорить о том, что обучение решает задачи развития аналитических способностей у студентов.

Рис. 6. Модульно-блочное обучение при освоении техники спортивного способа плавания

На четвёртом уровне показатели различий в технике спортивного плавания выросли, но недостаточно и оставляют желать лучшего. По сравнению с третьим уровнем разница средних показателей существенна и достоверна.

Таблица 3

Оценка значимых различий между показателями экспериментальной и контрольной групп при модульно-проблемном и традиционном обучении

по критерию Манна-Уитни

  1 уровень

экспер. гр. 2 уровень

экспер. гр. 3 уровень

экспер. гр. 4 уровень

экспер. гр.

1 уровень

контр. гр. V = 196

p < 0,01

2 уровень

контр. гр.

V = 121.5

p < 0,01

3 уровень

контр. гр.

V = 113

p < 0,01

4 уровень

контр. гр.

V = 203.5

p < 0,01  

В следующем эксперименте изучалась технология модульно-блочного обучения. Она включает в себя лекционные, методические и практические занятия, каждое из которых содержит пять операциональных блоков: информационный, тестово-информационный, коррекционно–информационный, проблемный и блок проверки и контроля, позволяющие систематизировать, упорядочить и организовать деятельность студентов по приобретению знаний, умственных методических умений стандартной и творческой деятельности, а также опыта социальной и предметной деятельности (рис. 6).

На рисунке 7 отражены показатели объёма и качество ЗУН в экспериментальной и контрольной группах. Как видно, успешность освоения знаний и творческих умений методической деятельности различного порядка в экспериментальной группе значительно выше, нежели в контрольной. Получены значимые различия показателей: на первом, втором и третьем уровне при p < 0,01, на четвёртом уровне при р < 0,05.

Дальнейший анализ данных, отражённых на диаграмме, показывает, что в экспериментальной группе показатели на четвёртом уровне достоверно ниже, чем на первых трёх (рис. 7). Очевидно, те мероприятия, которые формируют творческий компонент, не совсем полно или недостаточно отражают этот вид деятельности студентов.

Рис.7 Качественный уровень освоения знаний и умений при модульно-блочном и традиционном обучении.

Следующий эксперимент был направлен на проверку эффективности модульно –проективного обучения. Анализ диаграмм позволяет утверждать о высокой эффективности модульно – проективного обучения. Введение в учебный процесс заданий по разработке и созданию проектов связанных с профессиональной деятельностью, позволило вывести студентов на четвертом уровне на более высокие показатели, это связано с тем, что модульно проективное обучение позволяет последовательно переводить знания в умения стандартной, а затем и творческой деятельности ( рис 9).


загрузка...