Педагогическая система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре (22.12.2008)

Автор: Пешков Владимир Федорович

Пешков Владимир Федорович

Педагогическая система профессиональнОЙ восстановительно-профилактическОЙ подготовкИ педагогов по физической культуре

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Томск – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», в Учреждении Российской академии образования «Институт развития образовательных систем»

Научный консультант: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Копытов Анатолий Дмитриевич

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Синенко Василий Яковлевич,

доктор педагогических наук, профессор

Соколова Ирина Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор

Бабушкин Геннадий Дмитриевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Красноярский государственный

педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Защита диссертации состоится 17 февраля 2009 г. в _11__ часов на заседании диссертационного совета Д 212.266.01 при ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» по адресу: 634041,

г. Томск, пр. Комсомольский, 75.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан «__» ______ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Высотова И.Е.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с критическим состоянием физического, психического и социального здоровья нации особую актуальность приобретает задача утверждения среди населения здорового образа жизни. По данным Госкомстата РФ, только за последнее пятилетие ХХ в. уровень первичной заболеваемости возрос на 10 %, а общая заболеваемость – на 15 %.

Государственно-общественная система физической культуры и спорта, призванная формировать у нашего народа здоровый образ жизни, воспитывать сильное телом и духом подрастающее поколение, в практике ориентирована на достижение сравнительно небольшой группой населения все более высоких спортивных результатов, не считаясь с их негативными последствиями для общества и самих спортсменов. Технократическая и антигуманистическая дисфункция системы физической культуры и спорта связана с тем, что ключевой ее элемент – высшее профессиональное физкультурно-спортивное образование – готовит студентов не столько для выполнения миссии оздоровления нации, сколько для достижения высоких спортивных результатов. Следовательно, необходимо начинать модернизацию и гуманизацию физкультурно-спортивной системы именно с модернизации и гуманизации подготовки кадров, на основе поиска компромисса, обеспечивающего взаимное усиление, дополнение, проникновение спортивной и оздоровительной направленности практики физкультурно-спортивной сферы и профессиональной подготовки физкультурно-спортивных кадров.

Исследователи, занимающиеся проблемами модернизации профессионального педагогического (в том числе физкультурно-спортивного) образования, предлагают различные теоретико-методологические подходы: гуманистический (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, О.Ю. Гаврикова, В.А. Сластенин, В.И. Столяров и др.); личностно-ориентированный (К.В. Бондаевская, В.В. Давыдов, Л.И. Лубышева, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.); аксиологический (П.Г. Здравомыслов, Т.А. Костюкова, Н.Д. Никандров и др.); валеологический (Г.П. Апанасенко, И.И. Брехман, Д.Н. Давыденко, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, А.А. Подлубная, С.М. Симоненко и др.); культурологический (В.С. Библер, Ф.И. Собянин и др.).

Обоснованию гуманизации профессионального и общего физкультурно-спортивного образования, современного спорта и физического воспитания посвящены работы В.И. Столярова (1998, 2003), В.Н. Кряжа (1996), М.В. Ермакова (2000) и др. Однако вопросы гуманизации физкультурно-спортивной сферы, современного профессионального физкультурно-спортивного образования остаются вне поля внимания исследователей. В научной литературе недостаточно освещен вопрос о профессионально-нравственных качествах, ценностях, объективно необходимых педагогам по физической культуре для успешной работы в новых социально-экономических условиях.

Одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности государственно-общественной системы физической культуры и спорта является внедрение во все физкультурно-спортивные структуры, включая подготовку кадров, восстановительно-профилактической системы. Одновременно эта мера будет способствовать дальнейшему росту спортивных достижений при минимизации отрицательных последствий и вовлечению всего населения страны в процесс здорового стиля жизни.

Однако вопрос о необходимости специальной подготовки кадров, способных эффективно реализовывать восстановительно-профилактическую деятельность в процессе своей повседневной профессиональной работы, даже не ставится. Как показывают наши исследования, из 1020 педагогов по физической культуре, работающих в различных типах образовательных и физкультурно-спортивных учреждений, 81 % педагогов по физической культуре оценивают свой уровень профессиональной восстановительно-профилактической подготовленности как недостаточный или очень низкий; вместе с тем, указывают на необходимость внедрения восстановительно-профилактической подготовки в физкультурно-спортивное вузовское образование. 75 % педагогов по физической культуре, 93 % юных и взрослых квалифицированных спортсменов, 65 % юных спортсменов младших разрядов, 77 % студентов вузов и ССУЗов, 84 % работающих в различных отраслях экономики считают потребность внедрения в практику спорта и физической культуры восстановительно-профилактических методик и технологий высокой.

Существующие Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 1994, 2000 и 2005 гг. не отражают этих потребностей массовой физкультурно-спортивной практики. Восстановительно-профилактическая деятельность не включена в квалификационный перечень видов деятельности педагогов по физической культуре, нет интегрированной дисциплины по теоретическим и методическим аспектам знаний восстановительно-профилактического характера. В дисциплинах, представленных в указанных стандартах, материалов восстановительно-профилактической направленности по содержанию и объему чрезвычайно мало, нет единого методологического подхода, темы разбросаны по разделам разных дисциплин. Их содержание не отражает проблемы восстановления и профилактики в процессе спортивной, учебной, производственной деятельности, в активно развивающейся коммерческой сфере оздоровительной физической культуры.

Анализ реального состояния практики подготовки педагогов по физической культуре, официальной государственной документации, теоретико-методологической и методической литературы позволяет утверждать, что в теории и практике вузовского профессионального физкультурно-спортивного образования назрели противоречия:

– между односторонней ориентацией теоретических подходов, практики государственно-общественной системы физической культуры и спорта, особенно профессионального физкультурно-спортивного образования как ее подсистемы, на достижение максимальных спортивных результатов и все более актуализирующейся потребностью государства, общества в разработке принципиально новой гуманистической парадигмы развития профессионального физкультурно-спортивного образования и практики физической культуры и спорта, направленных на обеспечение восстановления и профилактики здоровья всего населения страны, отражающей более глубоко биосоциальную сущность человека на современном этапе;

– между недостаточной разработанностью теоретико-методологических и методико-практических основ педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки и необходимостью их разработки и внедрения в практику физкультурно-спортивного образования;

– между сложившимся в теории и практике профессионального физкультурно-спортивного образования, в практике физической культуры и спорта традиционным, узким представлением о значении профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре для решения задач повышения специальной работоспособности и актуальностью теоретического и экспериментального обоснования полифункционального значения восстановительно-профилактической подготовки;

– между не отвечающими современным требованиям профессионального физкультурно-спортивного образования представлениями о гуманистическом потенциале профессиональной восстановительно-профилактической подготовки и потребностью в гуманизации процесса подготовки педагогов по физической культуре на основе восстановительно-профилактического подхода, предполагающего формирование гуманистических профессионально-этических ценностей, личностных качеств.

Проблема диссертационного исследования вызывается отсутствием в современном образовании теории и методики педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре. Это определило ее следующую формулировку: каковы теоретико-методологические основы педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки и технология ее реализации в практике непрерывного физкультурно-спортивного образования? Необходимость теоретического и практического решения данной проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования «Педагогическая система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре».

Цель исследования: разработать и апробировать в учреждениях профессионального физкультурно-спортивного профиля педагогическую систему профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре и технологию ее реализации.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки педагогов по физической культуре.


загрузка...