Проблема креативности школьников: психосемиотический подход (22.12.2008)

Автор: Кыштымова Ирина Михайловна

2. Диагностика креативности школьников возможна посредством психосемиотического анализа их сочинений. Критериями определения уровня креативности являются смысловые и формальные показатели сочинений, маркирующие: а. уровень развития личностного смысла; б. уровень владения вербальной знаковой системой при создании текста, особенности которого, с одной стороны, отражают закономерности используемой языковой системы, с другой – отличаются индивидуальным своеобразием.

3. Образовательное пространство представляет собой вторичную семиотическую систему. Ее влияние на развитие креативности (личностного смысла и сигнификационных умений) обусловлено структурным гомоморфизмом культуре как моделирующей системе. Тип отражаемой культуры обусловливает характер развивающих воздействий. «Камертонная культура», являясь «ядерным» (Ю.М.Лотман) структурным образованием, наиболее значима для развития креативности. Предсказуемость развивающего креативность эффекта образовательного пространства определяется его семиотической целостностью.

4. Модель образовательного пространства, основанная на принципе последовательного гомоморфизма камертонной культуре, является экосемиоти-ческой: она направлена на развитие креативности, нравственных характеристик личности школьника, его социального интеллекта, коммуникативных способностей.

Методы исследования. Для проверки гипотез и решения поставленных задач использовался широкий круг методов:

- теоретический анализ научных работ, посвященных проблеме креативности, ее развитию и диагностике; методы наблюдения, сбора и обработки информации, теоретическое моделирование, констатирующий эксперимент;

- верификация гипотезы исследования проводилась с помощью лонгитюдного эксперимента, для чего был использован метод моделирования образовательного пространства;

- в процессе реализации развивающего эксперимента использованы дидактико-психологические методы, описанные в авторской психолого-педагогической технологии; применялись методы психокоррекции: библиотерапии, ландшафтной и арт- терапии;

- для решения задачи определения уровня креативности, понимаемой как свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры, разработан, стандартизирован и применен диагностический метод психосемиотического анализа авторских текстов;

- в процессе стандартизации метода психосемиотического анализа использованы тест Е. Торренса, «Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева, «Тематический апперцептивный тест» Г. Мюррея, метод экспертных оценок;

- для определения эффективности развивающего эксперимента применялись методы диагностики креативности, а также методика измерения социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, ММРI, методика диагностики акцентуаций характера; для диагностики нравственных аттитюдов и ценностных предпочтений использованы процедуры непрямого шкалирования пословиц и ценностей;

- для определения значений формализованных диагностических категорий психосемиотического анализа текста: «объем» и «лексическое богатство» - применялась специально составленная компьютерная программа: использо-валось программное обеспечение Microsoft Access, методы структурирования и анализа баз данных;

Обработка результатов диагностического исследования проводилась с помощью методов математической статистики: при сравнении выборок в зависимости от характера распределения данных использовались параметрические и непараметрические методы. Для сравнения двух независимых выборок использовались критерий t-Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни. При сравнении более двух независимых выборок - однофакторный дисперсионный анализ и критерий H-Крускала-Уоллеса. Для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака использовался критерий T-Вилкоксона. При подсчете корреляций применялись коэффициент корреляции рангов Спирмена и коэффициент корреляции Пирсона. Анализ номинативных данных осуществлялся с использованием критерия ?2 - Пирсона. Для проверки внутренней согласованности выделенных показателей психосемиотического анализа текста использовался коэффициент ? Кронбаха. Для определения целесообразного количества диагностических показателей и выделения латентных переменных использованы процедуры иерархического кластерного анализа и факторного анализа. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS – 11.5.

Этапы и экспериментальная база исследования. Подготовительный этап исследования (1992г) включал в себя теоретическое обоснование выдвинутой гипотезы, планирование лонгитюдного эксперимента. Первый этап лонгитюдного эксперимента проведен в 1992 – 1999 г. на базе городской экспериментальной площадки «Новые психолого-педагогические технологии» (1992 – 1999 гг.) в школе № 62 г. Иркутска. Организация образовательного пространства основывалась на принципах гуманистической психологии. Результаты этого эксперимента обобщены в 1999 - 2000 гг. Второй, основной, этап представляемого диссертационного исследования проведен на базе региональной межтерриториальной экспериментальной площадки «Включение в образовательный процесс нетрадиционных форм его организации как путь сочетания инвариантной и вариативной частей учебного плана» (1999 – 2006). В его рамках, во-первых, осуществлялась разработка, реализация на базе средней школы № 62 г. Иркутска и оценка эффективности модели образовательного пространства, основанного на принципах инкультурации и структурного гомоморфизма камертонной культуре. Во-вторых, осуществлена курсовая подготовка педагогов школ г. Иркутска и Иркутской области. В-третьих, разработана, стандартизирована и применена диагностическая методика измерения креативности посредством психосемиотического анализа текста. Заключительный этап исследования (2006 – 2007 гг.) был посвящен обобщению и оформлению его результатов.

В эмпирическом исследовании приняли участие 1194 школьника: в констатирующем эксперименте участвовали 971 человек – учащихся средних школ № 7, 38, 40, 50, 62 и 72 г. Иркутска и школы № 2 п. Хомутово Иркутской области. В развивающем эксперименте приняли участие 223 учащихся школы № 62 г. Иркутска: 149 – на первом этапе исследования (1992 – 1999), 74 – на втором (1999 - 2006).

Задачи исследования. Исходя из поставленной гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи:

- осуществить теоретический анализ научных представлений о креативности, подходов к ее диагностике и развитию;

- теоретически обосновать понимание креативности как свойства личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры, описать компоненты креативности;

- исследовать структуру креативного акта, выявить характер связи между креативностью личности и ее нравственными характеристиками;

- осуществить анализ психологических, философских, филологических взглядов на текст как продукт творческой речевой деятельности; обосновать адекватность семиотической методологии в качестве основания разработки метода диагностики креативности;

- разработать методику диагностики вербальной креативности посредством психосемиотического анализа текста: теоретически обосновать, описать и верифицировать диагностические критерии («лексическое богатство», «время», «смысл», «объектоцентризм», «субъектоцентризм», «тема», «образность», «интертекстуальность» и другие); описать процедуру проведения диагностики, провести стандартизацию разработанного метода на материале сочинений школьников на свободную и заданную темы;

- осуществить анализ научных представлений о культуре как вторичной семиотической системе; разработать и описать семиотическую структуру культуры, охарактеризовать ее компоненты;

- на основе анализа представлений о культуре, образовательном пространстве и личности как семиотических системах обосновать положение о их последовательном гомоморфизме, о влиянии на развитие креативности школьников психосемиотических характеристик образовательного пространства;

- разработать теоретическую модель образовательного пространства, отражающего семантику, синтаксис и прагматику камертонной культуры; провести лонгитюдный развивающий эксперимент по ее реализации в условиях средней школы; осуществить оценку его результатов;

- сопоставить экспериментальную (основанную на принципе инкультурации), традиционную, гуманитарную и гуманистическую модели образовательного пространства посредством сравнения уровня развития креативности и индивидуально-психологических характеристик у школьников, обучающихся в условиях образовательных пространств, построенных по данным моделям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Креативность представляет собой свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры. Креативный акт включает этап обретения личностного смысла и этап его знаковой объективации. Развитие креативности предполагает развитие компонентов креативности: личностного смысла и сигнификационных умений, а диагностика – определение выраженности компонентов посредством анализа смысловых и формальных показателей продукта творческой деятельности.

2. Психосемиотический анализ сочинения школьника как продукта его творческой деятельности позволяет диагностировать вербальную креативность автора. Маркерами уровня выраженности личностного смысла являются показатели содержания («смысл», «время», «лексическое богатство», «ответственность», «объектоцентризм», «субъектоцентризм», «тема»), маркерами сигнификационных умений – показатели формы («объем», «образность», «композиция», «цельность», «интертекстуальность», «гармони-ческий центр»). Разработанный метод психосемиотического анализа обладает удовлетворительными психометрическими свойствами.

3. Образовательное пространство (ОП) представляет собой вторичную семиотическую систему. Базисной системой для ОП является культура, моделируемой – личность. Особенности структурных компонентов базисной культуры определяют креативноразвивающую эффективность ОП. Целостность семиотического контекста важна для предсказуемости развивающего результата. Культурная эклектика, когда отдельные компоненты системы отражают ценности разных культурных страт, обусловливает непредсказуемость развивающего эффекта.

4. Структурным ядром культуры является «камертонная культура», она транслирует идеальные, отраженные в значимых текстах, ценности и представления. Психосемиотическая структура образовательного пространства, гомоморфная структуре камертонной культуры, оказывает положительное влияние на развитие креативности. Основной прагматической характеристикой креативноразвивающего ОП является диалог, семантической – высшие смысловые уровни (духовный, национально-культурный, гуманистический), синтаксической – этика, эстетика, философия, религия.

5. Образовательное пространство, структура которого гомоморфна структуре камертонной культуры, обладает большим креативноразвивающим потенциалом, чем традиционное, гуманитарное и основанное на принципах гуманистической психологии. Оно оказывает влияние не только на развитие креативности, но способствует позитивной динамике индивидуально-психологических характеристик личности.

Научная новизна исследования:

- создана психосемиотическая модель креативности, позволяющая разрабатывать производные модели ее диагностики и развития;

- обосновано представление о возможности диагностировать уровень креативности личности посредством психосемиотического анализа созданных ею продуктов творчества;

- разработаны диагностические критерии оценки выраженности вербальной креативности, осуществлена стандартизация методики психосемиотического анализа текста для диагностики креативности.

- выявлены, охарактеризованы и эмпирически верифицированы семантические и синтаксические маркеры креативности в текстах;

- выдвинуто положение о камертонной культуре как ядерном структурном образовании;

- обосновано представление об образовательном пространстве как вторичной семиотической системе; выявлены и описаны ее семантические, прагматические и синтаксические характеристики;

- разработано представление о гомоморфизме структур культуры и образовательного пространства;

- выявлены особенности взаимосвязи креативности с нравственными характеристиками личности;

- доказано, что структура образовательного пространства, гомоморфная структуре камертонной культуры, положительно влияет на развитие креативности школьников, а также их нравственности.


загрузка...