Трансформация предпринимательства в постсоветской России (22.11.2010)

Автор: Высоцкая Наталия Владимировна

Инновационная стратегия в условиях изменений стала иметь вид сценария с сюжетными линиями двух уровней (корпоративного центра и конкретных подразделений). Бизнес-структуры в этом подходе разрабатывают стратегии так же, как драматурги разрабатывают сюжеты: определяются с завязкой (исходными позициями), выстраивают ходы и повороты, предугадывают решения и мотивы всех игроков. Сценарий пьесы – это методика. Драматургия сценария заставляет руководство сосредоточиться на причинах изменений. Сценарии составляют как на уровне всей бизнес-структуры, так и на уровне каждого конкретного направления ее бизнеса. Затем на их основе выстраивается система каждодневного управления и две сюжетные линии: одна – синергии и другая – финансов.

7. Одна из задач анализа больших массивов бизнес-информации — ее структурирование и агрегирование. Это необходимо для того, чтобы «лицо, принимающее решение» или разработчики стратегии могли «увидеть» прежде скрытые, эмерджентные свойства и характеристики объектов анализа и выявить роль «скрытых» факторов, под воздействием которых они сформировались. Агрегирование информации необходимо и при построении «панели индикаторов» – своеобразной «приборной доски» для менеджмента. Вместе с тем, использование традиционных методов для ее решения имеет ряд недостатков. Так, в случае устоявшихся теоретических концепций переход к искусственным «факторным» конструкциям может только усилить эксплицитность реально существующих процессов. Наличие априорных параметров и описание результатов группировки в терминах, являющихся внешними по отношению к рассматриваемой модели, в случае применения кластер-анализа создают трудности при интерпретации результатов.

В работе дан обзор и анализ существующих направлений и методов шкалирования признаков и классификации объектов, представленных в матрице «объект-признак», и предложены методы, позволяющие преодолеть указанные недостатки. Введено понятие порядковой шкалы, в которой отношения между градациями связывают только соседние градации.

Предложен метод порядковой классификации объектов, позволяющий классифицировать объекты не по свойству доминирования, а по их «похожести» на объекты, принадлежащие «правому» и «левому» соседям-классам (может быть задана также и другая структура связей между классами, например, в виде ориентированного графа). Это позволяет выяснять, какие градации и в какой последовательности в процессе трансформации объектов предстоит «пройти» каждому типу объектов на пути от одной градации выявленного признака к другой. Другими словами, можно получить последовательность классов объектов таких, что в результате своей трансформации каждый из объектов проходит каждый из выявленных классов последовательно, причем в выявленной в результате работы алгоритма последовательности.

В диссертации рассмотрен метод главных кластеров и предложены две его модификации за счет введения: 1) параметра «контрастности группировки» как соотношения между внутренними и внешними связями группировки; 2) отсеивания «запрещенных» значений признаков. В результате, полученные неупорядоченные классы объектов описываются параметрами, заложенными в самой модели: оценивается вклад каждого кластера в дисперсию исходных данных и на этой основе оценивается сравнительная значимость кластеров, указываются «эталонные» значения признаков для каждого кластера, а также веса признаков в каждом кластере. Эти методы могут использоваться для агрегирования, анализа и описания как объектов, так и признаков. Они позволяют перейти к новому описанию классификации в терминах «тип-фактор».

8. Известно, что успех человека в работе определяют не черты характера, а особый тип поведения – компетенции, в то время как неудачи – особые сочетания личностных качеств – деструкторов. Под профессиональной компетенцией понимаем способность лица (физического или юридического) решать проблемы и задачи из определенной профессиональной области и осуществлять соответствующие профессиональные действия в рамках организационной стратегии, выбранной руководством бизнес-структуры. Существуют как организационные компетенции, так и компетенции относительно позиции (должности, функционального места) в организации. В диссертации рассмотрены три группы компетенций бизнес-структуры: внутренние, внешние компетенции и динамические способности. Компетенции бизнес-структуры позволяют ей выйти на рынок и быть полноценным его участником, в то время как ключевые компетенции бизнес-структуры обеспечивают ее конкурентоспособность на этом рынке. Так как конкуренция все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий, то бизнес-структурам целесообразно направлять инвестиции на формирование ключевых компетенций и повышение своих динамических способностей, на совершенствование внутренней структуры и качество ее персонала. Так как стандартные рамки KSAO (знания, навыки, способности, другие характеристики) упускает из виду общую картину эффективности сотрудника на конкретной позиции, то необходимо формировать наборы профессиональных компетенций относительно каждой должностной позиции (или класса должностных позиций) с учетом стратегии организации и контекста ее бизнес-деятельности. В практике российских бизнес-структур применение и развитие компетенционного подхода происходит, как правило, в соответствии с одним из двух сценариев: 1) частичная замена характеристик кандидата в рамках KSAO на компетенции; 2) компетенции – элемент системы управления деятельностью бизнес-структуры. В диссертации показано, что общие для всех сотрудников управленческого звена компетенции – существенный недостаток используемых на практике моделей кластеров компетенций. Как показывает мировая практика, общий набор профессиональных компетенций целесообразен для руководителей или менеджеров исключительно одного уровня управления. В обеих моделях не хватает также набора деструкторов, распространяющихся на все уровни управления бизнес-структурой.

В диссертации предложена модель профессиональных компетенций и деструкторов, состоящая из четырех кластеров: 1) ценности и этика; 2) стратегическое мышление; 3) вовлечение, или занятость; 4) управленческое мастерство, — являющейся модификацией для модифицированного общего менеджмента предпринимательской структуры модели, используемой в бизнес-проектах канадской школы государственной службы. Кластер 2 состоит из двух блоков: аналитическая работа и новые идеи. Кластер 4 – из трех блоков: «управление работой», «управление персоналом», «финансовое управление». В качества иллюстративного примера в диссертации сформированы кластеры профессиональных компетенций и деструкторов для позиции директора крупной бизнес-структуры.

9. Существенную роль в развитии экономики России должно сыграть бизнес-образование, ориентированное на запросы и требования бизнеса и менеджмента и вовремя отвечающее трансформацией на их стратегические изменения. До сих пор современное образование часто исходит из посылки: всего знать невозможно, профессиональные знания лучше и важнее общих знаний. Вместе с тем, рынок требует новой целостности знаний, которые оказывается важнее узкой специализации. Представляется необходимым усвоение как можно большего объема ключевых концепций разных наук и построение из них «решетки интеллектуальных моделей», в которой возникает синергетический мыслительный эффект. При этом нет необходимости становиться специалистом в каждой из дисциплин. Достаточно изучить основополагающие принципы. Процесс построения и использования «решетки интеллектуальных моделей» есть не что иное, как инновационный подход к мышлению и реализация принципов либерального образования. Инновационное мышление имеет два этапа: 1) необходимо понять основы дисциплин, из которых намереваемся извлекать знания; 2) необходимо осознать пользу и выгоду метафор. Метафоры представляют собой не столько необычный язык, сколько образ мыслей и действия: используется одна «концепция-источник», чтобы лучше понять другую «концепцию-цель». Следовательно, метафоры стимулируют рождение новых идей. Инновационное мышление, как правило, возникает тогда, когда несколько моделей «работают» в совокупности.

Как известно, настоящий и долгосрочный успех приходит к тем людям, которые прилагают усилия, направленные сначала на построение «решетки интеллектуальных моделей», а затем на то, чтобы «научиться мыслить ассоциативно, многодисциплинарным образом», и как только эти модели прочно займут место в умах, эти люди оказываются интеллектуально оснащенными для того, чтобы решать множество самых разнообразных задач. Это «беспроигрышный» способ принятия разумных и экологичных управленческих решений, а с выходом в практическую область этот подход приводит и к обогащению набора навыков управления. Современному российскому бизнес-образованию как раз не достает реализации известного «третьего принципа Франклина»: культивировать те свойства мышления, которые стремятся воедино связать все области изучаемых знаний.

В диссертации проанализирована деятельность и развитие международных, зарубежных и российских бизнес-школ (как неклассических, так и классических) и их программы с 1990 по 2010 гг., а также то, как в ответ на изменения экономической ситуации, потребностей бизнеса и государства, изменялась их деятельность и наоборот: как бизнес-образование влияло на развитие предпринимательства и менеджмента. Несмотря на то, что в течение всего этого периода ни одна из отечественных бизнес-школ не попала в престижные международные рэнкинги, бизнес-образование в России активно развивалось. Нахождение российских бизнес-школ за пределами области тех школ, которые входят в рэнкинги, объясняется не только скептическим отношением западных экспертов к российскому бизнес-образованию, но и рядом других факторов, из которых самым серьезным является отсутствие у большинства российских школ международной аккредитации.

На протяжении 2005-2010 гг. формируется тенденция поиска новых путей развития менеджмента, характеризующаяся тем, что: преподаватели ищут новые метафоры, параллели между различными видами деятельности; ищут то, чему можно научиться друг у друга, заимствуют новые знания и навыки в других профессиях; все большее число руководителей компаний начинают понимать, что единственный способ эффективно управлять компанией – видеть ее развитие в долгосрочной перспективе; в программы MBA включают философию, лекции по устойчивому развитию; для развития общей восприимчивости включают в программы знакомство с искусством как обязательную ее часть; появляются программы по общественному предпринимательству, основанные на социальной ответственности бизнеса.

Успех России зависит от российских бизнес-лидеров, и образование здесь – очень важный компонент. Задача образования – предупреждать проблемы бизнеса и менеджмента и помогать справиться с ними, если они возникают, не занимая пассивной позиции и неся ответственность за сложившуюся ситуацию вместе со своими слушателями. Очевидно, что в образовании необходимо реализовывать проектный подход. Для этого надо перестать быть заложниками предметного подхода: в реальной ситуации руководитель принимает решения даже не на стыке различных дисциплин, а в «многомерном предметном пространстве». Необходимо освоение понятий и знакомство с терминологией бизнеса и менеджмента, хорошо известных в мировой практике. Все это может способствовать трансформации и развитию в России предпринимательства с его ориентацией на цивилизованное и результативное общение с международным бизнесом в качестве равноправного партнера.

Выводы и предложения

Квинтэссенция результатов проведенного научного исследования по теме диссертации выражается в следующих выводах, предложениях и научных рекомендациях практической направленности. Они последовательно корреспондируются, с одной стороны, с целями и задачами, поставленными во «Введении» к диссертации, а с другой – с ее текстом и обобщениями.

Во-первых, главные выводы проведенного анализа следующие:

Развитие в мире теорий менеджмента происходило параллельно и взаимосвязано с развитием предпринимательства, с нацеленностью на повышение качества бизнеса. В результате дифференциации управленческой деятельности появилось множество узко профессиональных специалистов в области менеджмента и соответственно множество теорий менеджмента с узкой предметной областью. В начале XXI века мир встал перед фактом, что не хватает менеджеров, областью специализации которых является общий менеджмент. При наличии множества разнообразных специалистов по управлению, оказалось, что реально руководить бизнес-структурами практически некому. Начиная с 2005 года, специалисты в области менеджмента и бизнес-образования стали искать новые концепции общего менеджмента и новые концепции бизнес-образования.

В ранний постсоветский период российский менеджмент копировал западный (часто только внешне) и ориентировался на методы и технологии, находящиеся в рамках «второй» (механистической) парадигмы. Технологии, подходы и методы в концепции «третьей» (новой) парадигмы были мало известны менеджменту и бизнес-сообществу и практически не использовались в бизнес- и управленческой практике.

Процесс трансформации российского предпринимательства заключается в обогащении и усложнении набора видов и форм бизнеса и их развития под воздействием процесса унификации международных бизнеса и менеджмента и в процессе удовлетворения потребностей в международных бизнес-услугах, а также в результате процесса бутстраппирования системы предпринимательства. В процессе выхода России из кризиса правительство Российской Федерации продекларировало курс на диверсификацию и инновации, на создание международного финансового центра. Бизнес получил четкие ориентиры, но проблема «ресурсного проклятия», системные недостатки российского менеджмента, проблема недоверия, низкий профессионализм российских управленцев и т. п. не способствуют реализации целей и задач, соответствующим этим ориентирам.

К концу XX – началу XXI вв. произошла инвентаризация понятия «система». Стало ясно, что ставшее традиционным представление системы в механистической парадигме порождает относительно социально-экономических систем ряд артефактов. Стало ясно, что более релевантным представляется описание (моделирование) социально-экономической системы как «живой». В настоящее время активно развивается и получает все большее распространение в различных областях научной и практической деятельности теория операционально-замкнутых систем и ее обобщение – теория бутстрап-систем. Рассмотрение предпринимательства не только как формы экономической деятельности, но и как бутстрап-системы представляется отвечающим задачам момента и соответствует современной концепции теории систем. Это также дает возможность применить для анализа функционирования и развития предпринимательства и менеджмента всю мощь синергетики и нелинейной динамики.

Российская экономика не является изолированной. Наличие в мире единой системы международного бизнеса, проявляющейся в единых «правилах игры» на мировых рынках, единых основных принципах ведения предпринимательской деятельности и т. д., индуцирует в российском предпринимательстве целенаправленное изменение «правил игры». Эта трансформация осуществляется в направлении их большего соответствия мировым правилам и сближения с ними.

Являясь услугой, а также в силу своей «универсальности», менеджмент играет особую роль: гармонизирует, координирует и оптимизирует взаимодействие различных областей и сфер бизнес-деятельности.

В России появилась и развивается новая функция менеджмента – управление корпоративными отношениями, направленная на формирование отношений со стейкхолдерами в целях создания своего «корпоративного мира» и «площадки» для успешной работы других функциональных и организационных подразделений бизнес-структуры, а также на возрастание ее организационного капитала, улучшение имиджа и репутации.

Вскрыта роль международного менеджмента как услуги, удовлетворяющей потребности бизнес-структур с различными формами ведения международного бизнеса в области менеджмента, а также национальных бизнес-структур, желающих повысить качество своего бизнеса привлечением международных менеджеров и/или международных команд менеджеров. Международный менеджмент имеет в качестве инструмента механизм объединения возможностей международного консалтинга, инжиниринга и других бизнес-услуг в целях гармонизации, координации и оптимизации взаимодействия различных областей и сфер бизнес-деятельности.

Качество предпринимательской деятельности, конкурентоспособность и здоровье предпринимательской структуры зависят от ее набора организационных компетенций, а также от кластеров профессиональных компетенций, которыми обладают ее работники, и отсутствием у них деструкторов.

Бизнес-образование в России не вполне отвечает требованиям времени и слабо ориентировано на решение насущных проблем бизнеса. В связи с этим, для успешной реализации инновационной политики необходимо единство образования, предпринимательства и менеджмента в рамках единой концепции — концепции «третьей» (новой) парадигмы.

Во-вторых, проведенные исследования и сделанные выводы позволяют сформулировать следующие предложения:

Рассматривать предпринимательство как бутстрап-систему с менеджментом как ее подсистемой.

Считать международный бизнес фактором трансформации российского предпринимательства, а механизмом и движущей силой этой трансформации – международный менеджмент.

Рассматривать менеджмент как бизнес-услугу, занимающую важнейшее место в системе бизнес-услуг с особой ролью, предполагающей координацию, гармонизацию и оптимизацию деятельности других бизнес-услуг и направление их скоординированных усилий на повышение качества бизнеса, развитие и улучшение здоровья бизнес-структуры.

Предпринимателям, менеджерам, преподавателям необходимо способствовать изучению профессиональным сообществом новейших технологий и методов и активизировать адаптацию, разработку и внедрение в теорию и практику бизнеса и менеджмента технологий и методов, релевантных происходящему трансформационному процессу (и, прежде всего, «мягких», когнитивных, эмпатических технологий и методов).

Больше ориентироваться на адаптацию технологий и методов, хорошо зарекомендовавших себя на практике, чем на создание их «с нуля».

Трансформировать образование: оно должно стать аккумулятором новейших знаний в области предпринимательства и менеджмента, прежде всего международного бизнеса и международного менеджмента, и «триггером» внедрения в российскую практику предпринимательства перспективных технологий и методов.

К числу научных рекомендаций практического характера следует отнести:

Внедрить в практику российских бизнес-структур модель модифицированного общего менеджмента.

Внедрить в практику бизнеса и государственного управления предложенную модель управления корпоративными отношениями.

Для управления проектами государственно-частного партнерства использовать систему сбалансированных показателей, модифицированную для стратегических альянсов.

Для оценки деятельности менеджеров использовать разработанные в диссертации методы.

Для агрегирования и анализа бизнес-данных, представленных в виде матрицы «объект-признак», использовать метод порядковой классификации и модифицированные методы главных кластеров.

В образовании и в управленческой деятельности использовать принципы «либерального образования».

Основные публикации по теме диссертации


загрузка...