Управление развитием образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации (22.11.2010)

Автор: Пуденко Татьяна Ивановна

Пуденко Татьяна Ивановна

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

(сфера услуг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва 2010

Работа выполнена в НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Научный консультант:

доктор экономических наук, профессор,

чл.-корр. Российской академии образования

Ерошин Владимир Иванович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Казаков Владимир Николаевич

доктор экономических наук, профессор

Хоминич Ирина Петровна

доктор экономических наук, профессор

Чаплюк Владимир Захарович

Ведущая организация:

Институт экономики Российской академии наук

Защита состоится 22.02.2011 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук при Московском психолого-социальном институте по адресу: г. Москва, 4-ый Рощинский проезд, 9а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт».

Автореферат разослан «___» _______________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук Железнов И.А.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования.

Проводимое с 90-х годов XX века реформирование российского образования привело к значительным изменениям в системе управления этой сферой, характер которых обусловлен как сменой парадигмальных представлений о роли, целях и содержании образования в современном мире, перестройкой всей конструкции российской системы образования, так и общими социально-экономическими трансформациями.

Процесс модернизации российского образования выступает составной частью социально-экономической модернизации страны, что определило системообразующие принципы новой организационно-экономической модели образования: сокращение государственного присутствия, формирование рынка образовательных услуг и конкурентной среды в сфере образования, максимально возможная в настоящее время либерализация не только сферы профессионального, но и общего образования.

При том, что законодательно выделены и закреплены четыре уровня управления образованием – федеральный, субъектов Федерации, местный (муниципальный) и уровень образовательных учреждений, оформлено базовое разграничение их полномочий, процесс институциализации проводимых преобразований на каждом уровне управления ни юридически, ни фактически не завершен. Не выделена специфика их целей, задач и механизмов управления применительно к целям модернизации образования.

Если региональный уровень, представляя и реализуя, в первую очередь, государственную политику в области образования, юридически закрепляет и методически конкретизирует централизованно внедряемые новации (в частности, определяет нормативы финансирования, разрабатывает региональные модели оплаты труда педагогов и т.д.), то муниципальный уровень управления образованием, выделенный в рамках местного самоуправления, должен обеспечивать сочетание отраслевых и территориальных интересов в решении вопросов развития муниципальных образовательных учреждений и всей системы образования территории.

В то же время местные (муниципальные) органы управления образованием в большей степени отождествляют себя с ведомственными структурами управления и выступают, прежде всего, звеном в цепочке доведения и исполнения федеральных решений по реформированию российского образования. В гораздо меньшей степени развита часть деятельности, которая относится к управлению функционированием и развитием целостной территориальной системы образования.

С учетом процессов регионализации и развития местного самоуправления, именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования на условиях софинансирования, направляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Так, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 гг. было выделено 65 583,35 млн. руб., в том числе, региональное софинансирование составило 8 475,46 млн. руб. Эффективное использование средств федерального и региональных бюджетов, направляемых на развитие образования, существенно зависит от качества управления этими процессами.

Действующие модели муниципального управления образованием в сложившихся условиях не адекватны целям и задачам его развития, во многом тормозят достижение общих целей модернизации в едином образовательном пространстве России, в том числе, поскольку существенно различаются содержанием и формами организации управления. Почти 9 тысяч городских округов и более 1800 муниципальных районов самостоятельно определяют свои цели и задачи, организационные формы и механизмы управления сферой образования. На современном этапе социально-экономической модернизации необходим единый методологический подход, разработка новой концепции муниципального управления, построение теоретически обоснованной модели и механизмов управления, повышающих его эффективность в вопросах обеспечения развития образования. Значимость этой задачи повышается в связи с тем, что на новом этапе модернизации предполагается преимущественное стимулирование региональных инициатив, перенос в регионы центра тяжести инновационной активности. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

За сравнительно небольшой период времени (примерно с 80-х годов ХХ века) российским исследователям в области управления образованием удалось обеспечить переход от общей теории управления социальными организациями, представленной в работах таких авторов, как Р. Акофф, М. Альберт, О.С. Виханский, Г. Кунц, М. Мескон, Б. Мильнер, С. О'Доннел Ф. Хедоури и др., к ее конкретизации в виде теории управления образованием, которая в настоящее время представляет собой молодую, динамично развивающуюся отрасль научного знания. В работах В.И. Загвязинского, В.С. Лазарева, Г.Н. Серикова, Т.И. Шамовой и др. исследуется специфика процессов, моделей и механизмов управления образовательными организациями и системами, а также отдельные аспекты совокупной проблематики управления образованием, актуальные для современной теории и практики: управления качеством образования (М.Л. Агранович, Г.С. Ковалева, А.И. Субетто и др.), программно-целевого и стратегического управления образовательными системами (В.И. Гам, В.С. Лазарев, С.А. Репин и др.), институциональной среды управления (Н.В. Василенко, О.В. Иншаков, В.В. Радаев и др.). Проблемы и направления модернизации отечественного образования исследованы в работах Э.Д. Днепрова, Я.И. Кузьминова, О.Е. Лебедева и др.


загрузка...